Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Дружба" ( модуль "Светская этика")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Корешкова Елена Александровна

Цель

Формировать у обучающихся представлений о дружбе как  о важнейшей нравственной ценности

Задачи

  • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

             • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

             • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также        

               признавать свою неправоту в  случае ошибки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_temu_druzhba.doc718.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №2 г. Кольчугино»

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(Модуль «Основы светской этики»)

4 класс

Тема урока: «Дружба»

Составитель:

Корешкова Елена Александровна

учитель начальных классов

 

2012г.


Тема урока

Актуальность данного урока

        Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, постановка задач урока способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

Цель

Формировать у обучающихся представлений о дружбе как  о важнейшей нравственной ценности

Задачи

формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

             • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

             • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также        

               признавать свою неправоту в  случае ошибки.

Оборудование

  Мультимедиа проектор, компьютер, презентация, рабочие тетради, рабочие листы, толковый словарь С.И. Ожегова, фонограммы и видеоклипы на популярные песни о дружбе, учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями для групповой работы, зелёный и красный карандаш, таблички с названием групп

Основные термины и понятия

Дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, взаимная симпатия и общность интересов, бескорыстность.

Виды деятельности

       Беседа, обращение к личному опыту уч-ся , самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа, проблемные вопросы, работа с различными источниками информации, чтение и анализ учебного текста

Ожидаемые результаты

Учащиеся в ходе урока

  • Сформулируют  понятия «дружба», «друг»;
  • Приобретут навыки работы в сотрудничестве;
  • Узнают правила дружбы.
  • Приобретут навыки самооценки

ХОД  УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

№ слайдов
Презентационного материала.

1 этап: ВЫЗОВ

1.1  Вход в урок

Цель этапа: настрой на работу

Методические приемы: энергезирующая разминка

Звучит 1 куплет песни «Улыбка»    
(сл. М.Пляцковского муз. В.Шаинского)

 -Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
В ручеёчек теперь встанем,
Радость другу мы доставим.

Выбирая пару, подарите своему партнёру улыбку, постарайтесь подарить улыбки всем одноклассникам

Учащиеся стоят в кругу, затем перестраиваются для игры « Ручеёк»

Учащиеся играют,  затем рассаживаются на свои места.

Слайд 2

1.2 Целеполагание

Цели этапа: Создание положительной мотивации к изучению новой темы, актуализация имеющихся  знаний,развитие умения ставить перед собой цель работы

- Подумаете, какова тема нашего урока? (Дружба)

Что вы уже знаете по данной теме?

 Что хотели бы узнать?

 (Все версии учитель записывает на доске.  Методический прием: З/Х/У))

– Сегодня мы с вами мы выясним

( примерные версии):

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Каковы правила дружбы?

Учащиеся высказывают свои мнения, запись темы урока в тетрадь

Ученики ставят учебные задачи

          Слайд 3

                         

  2 этап: ОСМЫСЛЕНИЕ

Цель этапа: знакомство с понятиями:  дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, взаимная симпатия и общность интересов, бескорыстность.

1)Работа в группах (работа с различным источникам информации)

- Выполните задания, которые помогут понять значение слова «дружба». Ответы записывайте в рабочий лист.

  1. группа: Используя толковый словарь С.И. Ожегова, объясните значение  слова «дружба»
  2. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
  3. группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.
  4. группа:  Найти определение понятия «дружба» в учебнике с.32
  5. группа: Найти определение понятия «дружба», используя Интернет  энциклопедию «Википедия»

Работа учащихся в группах.

Слайд 4

2) Проверка результатов групповой работы

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно? 

ВЫВОД:  (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).

Спикеры групп отчитываются   о выполнении заданий. Сравниваются определения понятия  «дружба» из разных источников.

Слайд 4

2.2 Работа с учебником

А какие отличительные черты дружбы вы знаете?

1) работа по рядам

- Поработай те с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам:

- 1 ряд – с.32 , третий абзац ;

- 2 ряд – с.33, второй абзац ;

- 3 ряд – с.33, третий абзац .

2) проверка, обсуждение новых  понятий:

    избирательность, бескорыстность, общность        интересов и взаимная симпатия.

Самостоятельное чтение

Свободные высказывание детей по выполненному заданию

Слайд 5

2.3 Работа со стихотворением

Цель этапа:

применение полученных знаний в нестандартной ситуации

Послушайте стихотворение А. Барто

ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

 Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

            Я шепчу: - Но ты учти –

           Ты должна во всём идти

          Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной! –

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

            Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы !!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг …

Напишу я объявление:

Срочно требуется друг!

Вопросы:        

1.Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

2.Какие отличительные черты дружбы не знала девочка?

3. Какой совет вы могли бы ей дать

Чтение стихотворения подготовленным учеником

Ответы на поставленные вопросы

Слайд 6

Физкульт-

минутка

А теперь я вам предлагаю отдохнуть("Песенка о дружбе" - испол. группа "Барбарики", автор песни Любаша.)

Дети повторяют движения из видеоклипа (в парах или в кругу)

На экране музыкальный видеоклип

Слайды 7-22

2.4 Работа в тетради

( работа в              группах)

Цель этапа:

Применение знаний с опорой на собственный жизненный опыт

1. Выполнение заданий № 1,2,3 по группам:

1 группа   « Психологи» ( задание  №1)

Подчеркните зелёным карандашом  качества, которыми должен обладать настоящий друг, красным карандашом- качества, которые могут разрушить дружбу:

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, эгоизм, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

  2 группа «Филологи» (задание №2)

- Соберите пословицы.

3 группа « Правоведы»    (задание № 3)

- Соберите части фраз так, чтобы получились Правила дружбы

 2. Проверка  самостоятельной работы в группах

2.Работа с притчами (задание№4)

(дифференциация по темпу чтения)

1 группа-притча 1;

2 группа-притча 2;

3 группа-притча 3;

а)  Работа групп по плану:

  • Прочитайте притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • Какова её мораль?
  • Вспомните и запишите пословицу, которая подходит по смыслу к данной притче.

Соединяют стрелками начало и конец пословиц

Соединяют стрелками части фраз

Участники других групп с помощью сигнальных карточек («светофоров») оценивают правильность выполнения

Слайд 23  

Слайд 24

3 этап: РЕФЛЕКСИЯ

Цель этапа:

Подведение итогов урока,

самооценка

а) самооценка деятельности на уроке

Сколько сделали мы с вами.

Ну-ка, посмотрите!

А теперь свою работу

Сами оцените.

Что мы сегодня узнали на уроке?
б) заполняется третий столбик таблицы З/Х/У)

в) рефлексия « Солнышко»

Заполняют листы самооценки

Задание

Баллы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Слайд 25

4.этап

Домашнее задание

Комментирование домашнего задания (тетрадь)

1.Составьте небольшой рассказ по рисункам учебника на с.32

2.Вместе с родителями или друзьями найдите и прочитайте притчи о дружбе.

Задания по выбору

3.*  Напишите в тетради свое объявление о поиске друга, сообщите о себе такую информацию, чтоб с вами захотелось дружить!

4.*Создайте фотоколлаж или слайд-шоу  о своих друзьях, о друзьях своей семьи.

 Дополнительно : найти с родителями ответы на вопросы, на которые не успели ответить в ходе урока (если такие были)

Слайд 26

Завершение урока

Дружба – одна из самых важных ценностей человека. Каждый хочет, чтобы у него было много настоящих друзей. Этот музыкальный клип тоже о настоящей дружбе! (пеня « Настоящий друг» слова: М. Пляцковского, музыка:Б.Савельева.)

Спасибо за работу

На экране видеоклип к

мультфильму

« Друзья навсегда»

 (вариант №2:

Видеоклип на песню Светланы Копыловой

« Донор» )

Слайды 27-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Дружба". Модуль "Светская этика"

Разработка урока поможет развить представление у учащихся о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....

Урок ОРКСиЭ по теме "Дружба" (модуль "Светская Этика")

Формирование уважительных и дружеских отношений между собой...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" 4 класс, модуль Основы светской этики...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Дружба" ( модуль "Светская этика")

ЦельФормировать у обучающихся представлений о дружбе как  о важнейшей нравственной ценностиЗадачиформировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба" 4 класс

Данный урок является четырнадцатым в модуле "Основы светской этики".Урок формирует у учащихся понятие "дружба", способствует воспитанию коллективизма, взаимовыручке; формирует нрав...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и взаимопомощь"

Данный конспект предназначен учителям ОРКСЭ для проведения урока "Дружба и взаимопомощь", модуль Основы светской этики...