Урок ОРКСЭ по теме : "ХРАМ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок - путешествие по теме : ХРАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no14_khram.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Храм»

Тип урока: урок-путешествие.

Цель урока: знакомство и формирование умения выделять части    

                      православного храма.    

Педагогические задачи:

               - создать условия для осознания цели и ситуации устного  

               общения;

               - научить работать с информацией

              - формирование устной и объяснительной речи учащихся;

              - создавать условия для полноценного межэтнического диалога;

              - формирование уважения к истории, культуре народа,

                 культурным ценностям страны  

               - обобщение, систематизация и актуализация знаний   право      

           славного храма

Планируемые результаты образования:

Предметные:   - формирование умения выделять части храма;

                          - формирование умений сравнивать, обобщать,   группировать, анализировать высказанные вслух мысли;

 Метопредметные( критерии сформированности компонентов УУД)  

Познавательные:  сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами с целью выявления этих свойств.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Личностные: умеют слушать собеседника, стремятся его понять, проявлять инициативу в процессе учебной деятельности, обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей, применять приобретенные навыки в практической деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.

                     

                       

                                                Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

   

 Звучит песня в исполнении Кубанского  казачьего хора. ( слайды 1)

 После прослушивания:

- Какие чувства возникли?

- Что хотелось бы вам сказать? (высказывание детей)

- Такие слова могут сказать люди, которые любят свою Родину, верят в ее светлое будущее.Я тоже верю, что путешествие, которое вы совершите, будет интересным и поучительным.

   

  1. Актуализация знаний

Упражнение « Фотоглаз» (слайд 2)

            Колокольня

            Купол

            Иконостас

            Свечи

            Храм

            Церковь

Дети молча читают слова в течение 30 секунд. Затем учитель выключает экран и задает вопросы:

- Сколько слов?

- Какое слово первое?

-Какое слово обозначает башню с колоколами на здании церкви или у церкви?

-Назовите однокоренные слова (слова открывает учитель)

- Какое слово лишнее ? ( колокольня- самое длинное, храм- самое короткое и т. д.)

 - Какие слова являются синонимами?

-Где, когда используют свечи?

-Где еще можно увидеть свечи?

  1. Постановка учебной проблемы

- Я утверждаю, что слово «храм» и « церковь» могут объединить все остальные слова в одну группу. Подтвердите или опровергните мое утверждение.

  1. Открытие детьми нового знания

- Сформулируйте тему занятия ( слайды 3)

- Сегодня мы откроем вместе двери православного храма, узнаем, как он устроен, какое значение храм имеет в жизни человека. А вам предлагаю стать на время юными последователями в истории православной культуры.

( Учащиеся разделены на 4 группы. Каждая группа получает несколько текстов, связанных с темой урока.)

-Для начала проведем небольшую разминку (фронтальная работа)

-Что такое храм?

- Вы видели храм)

-Где видели и какие храмы?

-Были вы в храме и с кем ?

-По каким признакам можно отличить здание храма?

Игра (слайд 4)

-Перед вами здания, которые можно увидеть в любом городе. Какому зданию принадлежит крыша №1(и др.) ?

-Какое из зданий называют храмом? Я считаю, что все здания храмы.

- Вы согласны? Почему?

-Встречались ли вам когда-нибудь словосочетания6 храм искусства, храм музыки, храм науки ?

- Какое здание можно назвать храмом искусства. Храмом музыки, храмом науки? Почему? В Армении есть храм книги.

Храм- место(здание), где происходит служение музыке, искусству, науке…

-Чем отличаются православные храмы от других?

Православный храм- это не просто здание, которое построили архитекторы и строители. Для верующих это место служения Богу, Дом Божий.

-Вопрос вам, юные исследователи: где и в каких местах возводились и возводятся православные храмы?

-Найдите среди рукописей ответы ( учащиеся просматривают предоставленные им тексты и находят ответ. Ответ будет только у одной группы. Ее представитель зачитывает ответ в виде исторической справки.

-В каком архитектурном стиле строились и строят храмы? (историческая справка 2)

Посмотрите как выглядит храм снаружи ( слайд 5)

Игра (слайд 6)

 

  - В каждом храме есть 4 основные части. Их названия вы видите в этой группе слов. Покажите с помощью карточек, под каким номером находится купол, вход ( паперть), колокольня, крест.( Учащиеся карточками показывают ответ)

-Какое слово для вас новое ? (Чтение стихотворения « Нищий на паперти»)

 5. Физкультминутка « Четыре угла» (Рисунки и фотографии расположены по периметру  класса. Ребята поворачивают головы  и находят нужное изображение.)

-Давайте войдем в храм и посмотрим, как он устроен внутри. ( слайд7)

-Как надо входить в храм?

- Какие правила должны соблюдать мужчины и женщины?

Мы поднимаемся по ступенькам и притворяем дверь.

- Что можно увидеть около двери? Как вы думаете, как может называть ся эта часть храма?

У нее есть свое название-притвора.

-Почему эта часть так называется?

В первые века христианства здесь стояли люди, которые каялись в своих грехах. В современном храме притвора почти совсем слилась с храмом. В притворе находится лавка, в которой продают церковные принадлежности.

-Какие церковные принадлежности можно приобрести в этой части храма?

Из притворы мы попадаем в среднюю часть храма Именно здесь стоят верующие во время богослужения.

-Что можно увидеть в этой части храма?

В центре зала вы увидите аналою с праздничной иконой, подсвечники со свечами, иконы, канун (слайд 8)

Третья часть храма-  это главнейшее место храма. Оно содержится в чистоте, устилается коврами и украшается.(слайды )Вход разрешен только священнослужителям.

- Юные исследователи, найдите название этой части в своих свитках.

Алтарь возвышается над средней частью и отделен иконостасом.

(слайд 9-12 )

-Из чего состоит иконостас?

-Как он расположен? Как называются центральные и боковые врата? Кто может входить в Царские врата?( фильм)

  1. Закрепление

_Подведем итог нашего путешествия. Еще раз вспомним, как устроен храм снаружи и  внутри, а поможет нам кроссворд. На Руси кроссворд называли  крестословицей. ( слайд 13 )

  1. Рефлексия.

 «Градусник»

(На заранее заготовленном большом листе бумаги, помещенном на видном и доступном месте, изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно»)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы сегодня с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Храм"

Урок помогает приобщить учащихся к православным святыням. В разработке урока мы узнаем,  что люди делают в храме и как устроен православный храм....

Презентация к курсу "ОРКСЭ на тему: "Храм Христа Спасителя"

В этой презентации вы можете получить о зараждении Храма Христа Спасителя....

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм"

Виртуальная экскурсия в храм. На уроке дети работают в паре, группе. В итоге ребята создают путеводитель по храму....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храм"

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Православие") с дидактической структурой.  Тема "Храм"...

методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"

Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися  назначения и устройства православного храма...

Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Храм".

Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Храм" по модулю "Основы православной культуры"....

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Храм"

Цель урока: создание условий для формирования представлений о православных храмах....