Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пыльникова Ольга Алексеевна

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Православие") с дидактической структурой.  Тема "Храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОРКСЭ. Храм96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О.  Пыльникова Ольга Алексеевна
Предмет:  ОРКСЭ
Класс:  4
Тип урока:
 «Храм»

Тема

 «Храм»

Цель

Знакомство учащихся с православными храмами, их значением в духовной культуре русского  народа; правилами поведения в храме

Задачи

Образовательные: дать учащимся первоначальные представления о православном храме,  его внутреннем устройстве, правилах поведения в нем
Развивающие: развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Воспитательные: развивать нравственные качества личности; учить уважительному отношению к православной культуре.

УУД

  • ЛичностныеУУД:

- прививать  интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

 - формулировать общие для всех людей правила поведения в храме.

  •  Регулятивные УУД:

- определять и формулировать темы и цели учебной деятельности  на уроке

- уметь оценивать  результат своей деятельности

-  работать по плану;

        -  действовать, исходя из цели.

  •  Коммуникативные УУД: 

- уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

 -  формировать  умение договариваться;

  -  находить общее решение;

  -  развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы;

  -  формировать умение выражать свои мысли в оценочном   суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

 - строить монологическое  высказывание.

  • Познавательные УУД:

  - воспитание у учащихся любви к своему Отечеству;

  -  уважение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;

  - формирование устойчивого интереса к предмету;

  - желание больше узнавать о православной культуре России;

  -  формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: особенности православного храма и правила поведения в нем
  • Уметь: определять православные храмы

Личностные: понимать значение храмов в культуре русского народа

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь организовывать совместную деятельность с учителем и учениками, самооценка деятельности

Основные понятия

 Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Межпредметные связи

 История, окружающий мир, литература.

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

Для учащихся: 

Учебник:  «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2012

листы А4 для рабочих карт урока

Общеклассные:

Смарт-доска, компьютер,

Виртуальная экскурсия по храму «Всех святых» в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москва по ссылке: http://www.hram-ks.ru/VirtualTour/hram/3dtur.shtml

Видео о поведении в храме:

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=1254525353323230485&text=о%20поведении%20в%20храме

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Технология продуктивного чтения

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

 Учащиеся настраиваются на урок

 «Если ты будешь любознательным, то будешь и много  знающим» Так говорил великий древнегреческий философ Сократ.  

Тема сегодняшнего урока никого не оставит равнодушным, ответит  на многие вопросы, волнующие вас.

Садитесь, пожалуйста.

(Звуки колокольного звона)

 Прослушать запись

 Уметь слушать

(Познавательные УУД). 1234

(Коммуникативные УУД). 123456

(Регулятивные УУД).12

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

-  Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре.)

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

   Ответы на вопросы

 Умение сформулировать и высказать свою мысль

Умение отвечать на поставленные вопросы

(Познавательные УУД). 1234

(Коммуникативные УУД). 123456

(Регулятивные УУД).12

Мотивация учащихся к изучению темы урока

Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Получение новых знаний (работа в группах с текстом учебника)

Проверка работы.

Первичное закрепление  

 Слушание стихотворения.

Ответы на вопросы

Называют тему   «Православный Храм»

Рассуждают, отвечая на вопросы, делают вывод

Формулируют цели урока

Работа в группах с текстами учебника,  заполнение рабочих листов.

По истечении времени, дети отвечают на вопросы, предложенные к выяснению, разъясняют понятия (Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата.)

Учащиеся совершают виртуальную экскурсию в Храм, называют части храма.

Чтение стихотворения учителем под колокольный звон.

«Есть в куполах загадочная сила-

Они к себе безудержно манят,

Когда их солнце светом озарило,

И зазвучит со звонницы набат.

И всякий раз, когда в душе смятенье,

Я к ним с надеждой молча прихожу,

Чтоб нам найти свое успокоенье

И  излечить душевную хандру.

В тиши церковной, как в тумане, тают

Мирские звуки всякой суеты.

Уставшая душа здесь оживает

И обретает прежние черты.»

Игорь Бизюк

- О чем стихотворение? (О храме)

- Какие картины возникают перед вами при чтении этого стихотворения? Какие чувства упоминает поэт?

- Кто из вас может определить тему урока?

Учитель организует обсуждение ответов на вопросы, направляет к формулированию целей урока:

 -  Попробуйте дать определение слову «храм»?

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу - Престол которого небо и подножие - земля, а нам они нужны»

- Как вы считаете, нужны ли людям храмы?

 - Какие цели урока вы определите, исходя из его темы  и наших рассуждений?

-Где можно получить более подробную информацию по теме урока?

-Сегодня, работая самостоятельно, вы сможете узнать много нового. Выполняя задания, вы будете заполнять свой рабочий лист, и к концу урока у каждого получится план-конспект по теме «Храм».

 Прочитайте текст учебника (с.48-51),  обсудите в парах вопросы и дайте ответ:

1.Как отличить православный храм?

2. С какой целью люди приходят в храм?

3. Запишите на рабочих листах новые слова-термины, называющие предметы и действия.

  Учитель организует проверку самостоятельной работы по учебнику.

Учитель, используя виртуальный ресурс:

- Сейчас мы виртуально побываем в Храме «Всех святых» в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москве, назовем все части храма, увидим предметы, находящиеся в нем и используемые для проведения служб.

 Слушание стихотворения

   Ответы на вопросы

Смысловое чтение и работа по тексту

 Уметь находить главное и второстепенное,

Умение слушать, понимать.

Умение выходить из проблемной ситуации

(Познавательные УУД). 12345

(Коммуникативные УУД). 1456

(Регулятивные УУД).12

Создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа  в группах

Работают в группах.

Отчёт 1 группы по заданию. Осуществляют самооценку.

Группы 2, 3

Выслушивают отчет группы, отвечают на вопросы составленные группой 1, контролируют правильность выполнения задания, заполняют рабочие листы.

Отчёт 2 группы по заданию. Осуществляют самооценку.

Группы 1, 3

Выслушивают отчет группы, разгадывают кроссворд, контролируют правильность выполнения задания.

Отчёт 3 группы по заданию. Осуществляют самооценку.

Группы 2, 1

Выслушивают отчет группы. Контролируют правильность выполнения задания, после просмотра фрагмента.

Формулируют обобщение правил поведения в Храме, заполняют рабочие листы.

 Организует работу в группах.

1 группа.  Подготовить вопросы по понятию «Иконостас», используя материал учебника.

2 группа. Составить кроссворд, включив в него слова- понятия урока.

3 группа. Выработать правила поведения в храме.

Помогает группам в выполнении задания, направляет работу.

Учитель направляет отчет группы.

Задаёт вопросы для самооценки:

- Как можете оценить выполнение вами задания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Как удалось их преодолеть?

Организует анализ работы выступающей группы слушателями других групп.

-  Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием? Какие еще вопросы можно задать по теме? Что из ответа группы внесете в ваши рабочие листы?

Учитель направляет отчет группы.

Задаёт вопросы для самооценки:

- Как можете оценить выполнение вами задания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Как удалось их преодолеть?

Организует анализ работы выступающей группы слушателями.

-  Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием?

Учитель направляет отчет группы.

Задаёт вопросы для самооценки:

- Как можете оценить выполнение вами задания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Как удалось их преодолеть?

Просмотр видеофрагмента «Правила поведения в Храме».

Задание к просмотру: -  Найдите правила, не указанные 3 группой.

- Какие правила поведения не были указаны группой?

Направляет коррекцию свода правил, составленных 3 группой.

Организует анализ работы выступающей группы слушателями.

-  Как оцените выполнение работы этой группой? Справилась ли группа с заданием?

- Запишите правила поведения в храме в ваши рабочие листы.

Итог: «Следуйте же <в храме> тихими шагами, в совершенном молчании. Никто не входи сюда с житейскими заботами, никто — с рассеянностью и смущением, но оставим все это за первыми дверями, и таким образом все войдем сюда. Мы входим в Царские Чертоги небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн» (свт. Иоанн Златоуст, 49, 392).

 Работа в группах  по заданиям, используя  учебник, видеофрагмент.

Самоанализ и самооценка деятельности.

Анализирование работы,  выполненной другим.

Уметь находить главное и второстепенное,

Умение слушать, понимать.

Умение выходить из проблемной ситуации

Самооценка деятельности

Уметь работать с информацией

(Познавательные УУД). 12345

(Коммуникативные УУД). 123456

(Регулятивные УУД).1234

(Личностные УУД). 12

Рефлексия деятельности.

   Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель урока и результаты её достижения.

Направление рефлексии по вопросам:

- Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Как вы сейчас ответите на вопрос: для чего людям нужны храмы?

- «...Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною... Здесь <в храме> не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это — пристань свободная от всего такого; это — духовная пристань душ (свт. Иоанн Златоуст, 45, 405).

 Самооценка

 Уметь себя оценить

(Познавательные УУД). 12345

(Коммуникативные УУД). 12345

(Регулятивные УУД).12

(Личностные УУД). 12

Домашнее задание.

 

 Подготовить небольшое сообщение о любом московском храме

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...