Конспект урока в 4 классе "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Морковкина Любовь Геннадьевна

ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.rar49.08 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Морковкина Любовь Геннадьевна

Район

Богородский

Место работы

МБОУ Дуденевская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Перспективная начальная школа

Тема урока

Дружба

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить представление о понятиях  «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  •  воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.

Необходимое оборудование

ПК, мультимедиа.

Дидактическое обеспечение

учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь ученика; карточки с пословицами, карточки с рассказами, фонограмма песни «Дружба»

Планируемые результаты  урока

  • личностные

Совершенствование способности  самоопределяться  в жизненных ценностях;

совершенствование умения  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

  • предметные

Понимание ценности дружбы и дружеских отношений;

выстраивание конструктивных отношений в  обществе.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение осуществлять информационный поиск;

готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Взаимоконтроль, самоконтроль, текущий контроль

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

учебник «Основы светской этики»,

Дополнительная

Сборник русских пословиц, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, В.И.Даль «Толковый словарь»; «Справочник афоризмов и изречений для школьников» (составитель В.П. Павлов); «Словарь по этике» (под ред. О.Г. Дробницкого)

Интернет-ресурсы

Сайты «Просвещение», «Открытый урок», «Начальная школа»

ЭОРы

электронное пособие по курсу «ОРКСЭ. Светская этика»

 (медиатекст С. Погореловский «Друзья»); презентация к уроку


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель приветствует детей.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

Словесные методы

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу.

Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов.

Фронтальная работа

Регулятивные УУД:

 волевая саморегуляция

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Организует просмотр слайдов с аудиозаписью стихотворения С. Погореловского «Друзья» (электронное  приложение к учебнику «Основы светской этики»).

Беседует с учащимися.

-Какова тема стихотворения?  Актуальна ли она для нашего класса?

- Попробуйте определить, о чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?

(Слайд 1,2)

Методы: наглядный, проблемно-поисковый. 

Смотрят слайды и размышляют над содержанием  стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные УУД: извлечение

необходимой информации из текста;

постановка и формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание в устной форме

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Организует работу с учебником для выявления видов взаимоотношений между людьми и того, на основе чего строятся эти взаимоотношения.

(стр.32, абзац 1)

Ведет беседу – рассуждение о том, почему человек бывает одинок, кого можно назвать другом? (Слайд 3)

Метод проблемно-поисковый.

Самостоятельно работают с текстом, затем обсуждают в парах.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в парах.

Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 аргументация своего мнения

Личностные УУД:

смыслообразование

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Фиксирует на доске высказывания учащихся в виде «Дерева предсказаний». (Приложение 1) Учитель подводит итог и дает определение слову «дружба»

(Слайд 4)

Метод проблемно-поисковый.

Высказывают свое мнение, называют слова – ассоциации и доказывают выдвинутое предположения, подбирают синонимы к слову «друг».

Фронтальная работа

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные УУД: смыслообразование;

 нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Организует работу в группах для соотнесения ответов детей с материалами словарей и справочников.

Организует работу с учебником. (стр. 32)

- Прочитайте определение «дружбы» в нашем учебнике и сравните его с найденным вами определением.

Словесный метод

Работают в группах:

1 группа – «Толковые словари»,

2 группа – «Словарь по этике», «Справочник афоризмов и изречений для школьников»;

3 группа – компьютерная сеть Интернет.

Самостоятельно читают текст учебника, находят определение понятия, сравнивают.

Работа в группах, самостоятельная работа

Познавательные УУД:

 поиск  необходимой информации, её интерпретация,   обобщение и структурирование;

сравнение понятий.

Коммуникативные УУД:

 умение участвовать в коллективном обсуждении

 Познавательные УУД:

 извлечение необходимой информации из текста

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа с текстом учебника на странице 32-33.

Работа в группах

- Подготовьте сообщение об одной из отличительных черт дружбы.

Подводит итог работы в группах, выясняет усвоение понятий отличительных черт дружбы: избирательности, бескорыстности, общность интересов и взаимной симпатии. (Слайд 5)

Обобщает ответы детей.

Словесный метод

Работают с текстом в группе

Дают развернутый   ответ на поставленный вопрос.

Работа в группах

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста;

анализ и объяснение понятий;

умение строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Организует игру« Подбери пословицу по ключевым словам».

Раздает учащимся дидактический материал   «Пословицы». (Приложение 2)

Проверяет правильность выполненного задания, используя интерактивную доску. (Слайд 6)

Словесный метод

Собирают текст пословицы, обсуждают смысл.

Устанавливают на доске соответствия между частями пословиц.

Затем представители от каждой группы выступают, комментируя пословицы.

Фронтальная работа

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых изменений и корректив

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Игровое упражнение для объединения детей в группы.

Учитель просит детей прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).

 Учитель дает задание детям:

-  Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? (Слайд 7-8)

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Анализ проблемных ситуаций.

Прочитайте  и выскажите свое мнение.

(Приложение  3)

Методы: словесный, проблемно-поисковый

Ученики встают в круг.

Садятся парами и объясняют, почему они образовали пару.

Обсуждение сложившейся ситуации.

Фронтальная работа

Дети работают в группах. Ведут обсуждение, учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения.

Работа в группах

Коммуникативные УУД: адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач

Личностные УУД:

 осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текстов;

 формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций.

Коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения;

 учет разных мнений.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

- Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями, которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг»

Организует работу со шкалой самооценки  (Слайд 9)

Фронтально просматривает результаты, сообщает детям, что многие не поставили себя на вершину шкалы, подводя к выводу, о необходимости самосовершенствования

Затем предлагает учащимся   подумать и записать  то, что мешает им максимально соответствовать понятию «настоящий друг». Предупреждает,  что содержание этих записей  останется тайной для всех, кроме самого ученика.

Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг»,

а гимном  вашей жизни пусть будет песня «Дружба»

Формулирует домашнее задание. (Слайд 10)

Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями. Нарисуйте портрет  друга.

Словесный метод

Обдумывают задание.

Дают самооценку.

Фиксируют свои качества, которые мешают дружбе.  

По просьбе учителя записку  кладут в общую чашу.

Слушают и смотрят видеоклип, эмоционально сопереживают его героям и содержанию

Записывают домашнее задание.

        Фронтальная работа

Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

Приложение № 1 «Дерево предсказаний»

Приложение № 2 «Пословицы»

  • … – ищи, а нашел – …
  • Не имей … … , а имей … ….
  • Человек без  …… , что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….
  • Недруг поддакивает, а …спорит.

Приложение № 3.

Рассказ «Друзья»                                            

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».                          

 - Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.            

 - Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.                    

  На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.                                            

 - Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.                            

 Но тут подошел Саша.                                

  - И меня примите.                                            

 - Нет, не примем, - сказал Максим.  

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.                        

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!                                                                    

 

 Рассказ «Одинаковые»  

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.                                                             - Мы во всем, во всем одинаковые!- с гордостью говорили девочки.  Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвалилась маме:                                        

  - Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые...                                

  Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:                

   - Да, ты стала хуже...                                    

  - Я? – удивилась Соня. Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.    

           

                             

Рассказ «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.                                                    

   - Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.          

  - Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.                                                          

  В школе учительница сказала:              

 - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?                              

 - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.                      

 - Так вы могли бы укрыться плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!                            

 Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.  

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...