Свобода и моральный выбор человека.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сметанина Юлия Александровна

Урок о ценности свободы и моральном  выборе  каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9.Тема:  «Свобода и моральный выбор человека».

Целевые установки  урока (планируемые достижения учащихся):

1. Личностные:

- раскрыть сущность понятий: “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.

2. Метапредметные:

- развивать коммуникативные навыки;

-  формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

3. Предметные:

-  создать условия для осознания учащимися, в каких ситуациях морального выбора оказывается человек;

-  формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека;

-  формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о добродетели и пороке. Скажите, как вы разнесли слова?  Почему?

              Застенчивость                  скромность                   бесстыдство

3. Изучение нового материала

Глаза у нас намного выше ног

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Р. Гамзатов

– О чем хотел сказать автор?

– Что такое выбор?

– Часто ли в жизни нам приходиться выбирать?

– Что мы выбираем?

4. Сообщение темы урока:

-   Вот сегодня на уроке мы с вами и поговорим о выборе, свободе, узнаем, что такое «моральный выбор» человека и к чему может привести нас неправильный выбор.

Послушайте рассказ. 

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам  не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и  плохо! - гневно ответила женщина.                      В. Осеева

-  Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?

-  Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок?

- А был ли у мальчиков выбор как поступить?

-  Они были свободны в своём выборе?

Первое понятие, о котором мы поговорим, «СВОБОДА».

На доске представлен ряд слов. Какие из них вы отнесли бы к слову СВОБОДА? Почему? Объясните.

Выбор - уважение - каникулы - птицы - небо - простор - ветер

-  Так что же обозначает слово свобода?  Обратимся к словарям.

Работа со словарями.

Словарь Ожегова    

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.
Большой энциклопедический словарь.

«Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор».
Работа с учебником.

Теперь обратимся к учебнику стр.22.  

-  Что значит быть свободным?

-  Для чего нужна свобода?

- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Ответы детей. Запишите в тетради определение.

С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

- Что влияет на выбор?

- Всегда ли у человека есть выбор?

- Какими качествами должен обладать  человек, чтобы делать осознанный выбор?

        Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любоваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. Выбор человек делает сам.

-   Послушайте небольшой отрывок и попробуйте нарисовать человека, о котором здесь говориться.

Ничего.

- Как живешь? – спросили у него.

- Живу? Ничего, - отвечает он.

- Что ты делаешь? - спросили у него.

- Я? Так, ничего.

- Посмотри на себя в зеркало, что за вид! – сказали ему.

- А что за вид? Ничего! – отвечает он.

- Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.

Он заглянул, а там – ничего.

-   Как вы представляете человека «Ничего»?

     Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор.

-  Кто совершает этот выбор?

-    Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

-   И здесь опять стоит вопрос о моральном выборе. Как удовлетворить свои потребности? Заработать, создать самому, попросить о помощи.

Работа с текстом. 

Человеческие ценности (притча).

      У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в это столб.

       Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

               Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

5.  Контроль

-    Самостоятельно закончите предложения. После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.

  • Я УМЕЮ (петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте ...)
  • Я ХОЧУ...(научиться рисовать, вышивать, танцевать кадриль ...)
  • Я ПОНИМАЮ...
  • МНЕ МОЖНО...

-      Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

6. Итог урока. Рефлексия.

-Как вы понимаете слова свобода, мораль, моральный выбор?

- Кто совершает выбор?

- Кто определяет моральный выбор или нет?

7. Домашнее задание.

Прочитайте историю и ответьте на вопросы, а так же заполните цветок пожеланий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...

Презентация к уроку по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Презентация используется на уроке светской этики....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Свобода и моральный выбор человека.

Методическая разработка урока по светской этике и презентация к нему....

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...

ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Данный урок проводится в 4 классе. Предмет - ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Цель урока: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.Задачи: - формировать ...