Урок "Семейные праздники" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Технологическая карта урока 28 "Семейные праздники" по курсу ОРКСЭ. Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок "Семейные праздники"15.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В. ТКАЧЕНКО

«Технологическая карта урока»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»  

                        учитель начальных классов

                                 Шумихина Людмила Константиновна

                                                                             

                                                                 

                                       

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Семейные праздники.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание «праздника» как исторической памяти человечества, как  источника  нравственных основ семьи. Усвоение понятий «праздничный ритуал», «традиции».

П. Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений. Выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность.

Р. Умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

К. Умение работать в группе.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Формирование ценностного отношения к

семейным праздникам  как семейным традициям. формирование семейных ценностей. Повышение  личной культуры через  осознание роли и значения семейных праздников, заботы о близких людях

Цель урока

Оценить значение таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям,  гордость за свою семью, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, интерес к истории своей семьи и осознать важность следования  этими устоям.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Событие. Праздник. Торжество. Подарок. Поздравление. Традиции. Праздничный ритуал.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Пословицы и поговорки.

 Песня: Инь-Ян – Гимн семьи.

 Фотовыставка .

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Дома дети вместе с родителями составили перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Ребята зачитывают правила и добавляют свои. Создаётся общий для класса перечень этих правил.

-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о праздниках. Как вы думаете, а когда они появились и как? ( Дети высказывают свои предположения)

-Давайте прочитаем об этом в учебнике. С.58 – первый абзац.

-Что же такое праздник?

-Давайте посмотрим в словаре В.Даля определение праздника.

«Праздник – день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположный – будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся к местности, к лицу».

(обсуждение с детьми этого понятия)

-Как вы думаете, а чему могут быть посвящены праздники?

Давайте прочитаем об этом в учебнике. С.58 2 и 3 абзацы

-Все праздники можно разделить на несколько групп:

Государственные

Общественные

Семейные

Школьные

Религиозные

         -К государственным праздникам относятся праздники, которые официально установлены государством. Даты государственных праздников выделены красным цветом в календаре. В нашей стране к ним относятся: 1 января – Новый год, 23 февраля – День защитника Отечества,  8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага России, 1 сентября – День знаний, 4 ноября – День народного единства, 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

       -К общественным праздникам относятся: День медицинского работника, День учителя, День города и т.д.

-Назовите ещё общественные праздники.

       -К семейным праздникам относятся: день рождения, свадьба.

      -К школьным праздникам относятся: праздник первой школьной оценки, праздник Последнего звонка, праздник Посвящения в первоклассники и много других.

-А как вы думаете, есть ли праздник День рождения класса?

       -К религиозным праздникам относятся: Рождество, именины, Пасха, Масленица и т.д.

А теперь давайте посмотрим на фотовыставку «Семейные праздники»

Прослушивание песни  Инь-Ян – Гимн семьи.

- Сегодня мы поговорим о семейных праздниках?

Это праздники, на которых создается теплая семейная атмосфера и рождаются чувства радости, гордости и восхищения своими близкими и родными...

Представьте себе: за праздничным столом — огромное семейство, состоящее из двух, а то и трех поколений. Во главе стола — бабушка и дедушка в окружении своих взрослых детей, внуков, а может быть — и правнуков... Прекрасно! Можно только по-доброму позавидовать семьям, где сохранилась эта добрая традиция —собраться вместе, посмотреть друг другу в глаза, поздравить с праздником, пожелать счастья, подарить подарок...Семейные праздники являются частью традиций своей страны.

– Какие праздники отмечают в вашей семье?

-  Как вы понимаете память народа в праздниках?      (словарь)

Память — это “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт”. (С. Ожегов) А что же такое “историческая память”?

Не помня и не ценя истории собственной семьи, родного края, истории России, человек становится “диким”. Культура множеством людей, которые вкладывали в праздники свою душу, веру, черты своей эпохи. Нам же нужно всё сохранить, не забыть, ведь “культура человечества - это активная память. Это и есть “историческая память”.

        -Как в праздниках семьи проявляется память народа?

Каждый народ стремится чтить память своих предков. В нашей  истории достаточно славных традиций, людей и событий, которыми мы можем гордиться. Также как и в каждой конкретной семье много своих традиций. Поэтому важно хранить историческую память конкретно своей семьи, знать события из прошлого своей семьи, о традициях празднования праздников.


Праздничный ритуал – это установленный порядок действий при праздновании какого-либо праздника. Напиример: заживание огней на елке, подарок маме на 8 марта и т.д.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 мин

- Каждый праздник имеет свой порядок проведения–ритуал.

Праздничный ритуал – это установленный порядок действий при праздновании какого-либо праздника.

Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

-Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все».

Всем ли подаркам он был рад?

-Показал ли он это своим видом?

-Чей подарок оказался самым нужным?

-Чтобы ваш праздник понравился и  запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами.

- с.59 рубрика «Это интересно»

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 мин

Знакомство с памяткой.

- Чтобы праздник удался, нужно  выполнить несколько полезных советов:

Полезные советы

по проведению праздника

-Красиво оформленные приглашения

-Украшение дома

-Встреча гостей

-Продуманное меню

-Игры и развлечения

-Призы

-Время праздника

-Проводы гостей

Разыгрывание ситуаций

-Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы

*Бабушке на юбилей

*Другу на день рождения

*Тёте на именины

*Маме своей подруги на 8 Марта

 - Какие из предложенных игр вы провели бы у себя на дне рождения:

*Прятки

*Салки

*Складывание пазлов

*Пение под караоке

*Игры с мячом

*Настольные игры

 -Как вы себя поведёте, если получите два одинаковых подарка?

-Как вы себя поведёте, если подарок вам не понравился?

Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

7 мин

А теперь подумаем над тем, что мы чувствуем, когда получаем подарок? Конечно же, мы становимся чуточку счастливее, чувствуем тепло любимых людей, становимся ближе друг другу. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и успешным. Только удается это немногим.

- Как вы думаете, ребята, как стать счастливым?

Ответы (Быть добродетельным, любить себя и других, мечтать о хорошем, быть оптимистом, уметь радоваться, сделать из жизни праздник, чаще радовать своих близких, дарить им хорошее настроение…).

   

- А теперь давайте ответим на вопрос – как выглядит счастливый человек? (Улыбается, всех любит, веселится, радуется, ему хочется петь и танцевать, делать что-нибудь хорошее). У него в душе – праздник.  

- Ребята, вы писали в тетради о трех самых лучших праздниках в своей жизни. Кто может поделиться со всем классом своими переживаниями? (ответы ребят)

- А теперь вспомните, когда, вам удалось создать праздник другим? (Участие в праздниках в детском саду, школе, других детских организациях). Какую роль вы там исполняли? Какое тогда у вас было настроение?

.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

7мин

Давайте завершим наше занятие прослушиванием пословиц и поговорок. Только слушать мы будем не так как всегда, а представляя точно мультфильм все о чем говориться.

«Каковы гости – таков и праздник!»;

«Всякая душа празднику рада»;

«Нет праздников, которые не кончались бы»;

«Для ленивца каждый день праздник»;

«У праздника два невольника: одному хочется пить, да не на что купить, а другого потчуют, да пить не хочется»;

«На праздник и у комара сусло (и у воробья пиво)»;

«Добрая свадьба неделю (празднуется попойкою)»;

«У невезучего и в праздник живот болит»;

«Хоть с себя что заложить, да маслену проводить»;

«Для чашников да бражников бывает много праздников».

 -Что вы думаете об этих высказываниях?

Обобщение учителя

-Как сделать праздник? (У праздника должен быть порядок, ритуал)

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1. Сегодня я узнал (а).

2. Я понял (а)…

3. Я почувствовал (а)…

4. Я научился (лась)…

5. Я смог (смогла)…

6. Было интересно…

7. Меня удивило…

8. Мне захотелось…

     9. Урок дал моей жизни…

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 мин

  • Разработайте вместе с родителями памятку каким должен быть настоящий праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...