Разработка урока "Еврейский календарь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Методическая разработка урока в 4 классе по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" (модуль «Основы иудейской культуры»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа № 1",
город Лабытнанги, ЯНАО
Методическая разработка урока в 4 классе
по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"
(модуль «Основы иудейской культуры»)
на тему:«Еврейский календарь»
Разработала: Зейгман Ольга Алексеевна, методист МАОУ «СОШ № 1» г. Лабытнанги, ЯНАО | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения модуля «Основы иудейской культуры» обусловлена тем, что для российского государства иудейская культура не является традиционной и массовой. Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно. Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 миллиона иудеев.
Проблема приобщения к ценностям традиционной культуры иудеев становится, прежде всего, не политической, а образовательной проблемой. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам - литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью еврейского народа, с менталитетом, с глубинными основами национальной еврейской культуры.
Иудаизм - неотъемлемая часть истории и культуры еврейского народа, духовно-нравственное ядро культуры, и поэтому никакое целенаправленное познание еврейской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний об иудаизме. В осознании того, что есть Россия как государство и кто есть мы – народ России, российский народ, россияне, необходимо изучать культуру, историю, религию всех народов, проживающих на территории нашей страны.
Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока на тему: «Еврейский календарь» в модуле «Основы иудейской культуры».
Данный урок разработан на основе системно – деятельностного подхода, при этом максимально используются принципы психологической комфортности и творчества, использованы элементы современных педагогических технологий.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определено своеобразие еврейского календаря и его отличие от традиционного григорианского календаря, изучение хронологической последовательности иудейских праздников и их связь с жизнью человека, что позволит более глубоко изучить культуру и традиции еврейского народа, их роль в духовном-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В методической разработке определены организационные условия проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Особенности урока:
Урок № 25 на тему «Еврейский календарь» проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об иудаизме и показывает своеобразие формирования и развития еврейского народа.
При проектировании учебного занятия использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы.
Тема урока № 25: «Еврейский календарь»(1 час).
«Еврейская вера заключается в еврейском календаре»
Древнееврейская пословица
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Вид урока: беседа с элементами проблемного изложения и самостоятельной работы
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новых знаний о своеобразии культуры и традиционных праздниках иудеев, применение полученных знаний на практике.
Задачи урока:
- Дидактическая (обучающая):
- ввести понятия «еврейский календарь», «солнечно- лунная система», «второй адар» (тринадцатый месяц), «Шабат» (суббота), Рош ха-Шана(Новый год), «Песах» (праздник в память исхода евреев из Египта);
- формировать у обучающихся познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (умение допускать возможность существования различных точек зрения) и личностные (формирование внутренней позиции обучающегося) универсальные учебные действия через активную познавательную деятельность, решение проектных задач.
- Воспитывающая:
- содействовать осмыслению понимания связей и отношений между различными народами нашей многонациональной Родины;
- воспитывать терпимое и уважительное отношение кпредставителям других национальностей, вероисповеданий
3.Развивающая:
- развивать познавательную и социальную активность учащихся;
- содействовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания на практике, переносить изученное в новые условия;
- развивать умение работать в команде.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения (педагогические приемы и технологии): метод диалогического изложения материала, эвристический метод, метод частично поисковой учебной деятельности обучающихся; технология групповой деятельности, игровые технологии, технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко, компьютерная технология обучения, технология сотрудничества, комплексные (диагностические, коррекционные и формирующие) здоровьесберегающие технологии
Методическое обеспечение: технологическая карта урока, учебно- методический комплект к модулю «Основы иудейской культуры», раздаточный материал, опорные конспекты, мультимедийная презентация, электронное пособие к модулю «Основы иудейской культуры».
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедиапроектор.
Межпредметная связь: английский язык, окружающий мир, информатика, литературное чтение.
Основные термины и понятия: солнечно-лунная система летосчисления, Шабат, Рош ха-Шана,Песах.
Хронологическая карта урока
№ | Этапы урока | Время |
1 | Подготовительный (орг. момент) | 6 минут |
2 | Основной | 27 минут |
3 | Заключительный | 7 минут |
Всего | 40 мин. |
Ход урока
- Подготовительный этап.
1.1. Организационный момент.
Друзья мои, опять звенит звонок
Вас радостно зовёт он на урок.
Поприветствуем друг друга вставанием, улыбнёмся, даря заряд бодрости и хорошего настроения окружающим, проверим, всё ли готово к уроку. Спасибо, присаживайтесь! Сегодня вторник, второй день недели, и вы все прекрасно об этом знаете.
1.2. Мотивацияобучающихся на плодотворную учебную деятельность
Давайте подумаем, как можно продолжить логическую цепочку:
- Понедельник, вторник, среда… (четверг, пятница, суббота воскресенье)
- Воскресенье, понедельник, вторник…(среда, четверг, пятница, суббота воскресенье)
Вы прекрасно справились с заданием и обе цепочки верны, вот только уточните, почему в одном случае цепочка начинается с понедельника, а в другом- с воскресенья?
И снова ваши ответы правильны! Традиционно неделя начинается с понедельника (в соответствии с григорианским календарём), но в иудаизме неделя начинается с воскресенья- первого дня после еженедельного праздника иудеев Шабат – Субботы. Причём сутки начинаются с вечера, с захода солнца, потому что в Торе сказано о первом дне творения: «И был вечер, и было утро, и был это один день».
1.3. Актуализация знаний обучающихся.
Давайте вместе предположим, над какой темой урока мы будем сегодня работать? И для этого проведём индивидуальный «Мозговой штурм», а полученные результаты обобщим.
Пожалуйста, соотнесите известные вам праздники иудеев с временами года:
1 группа: Зимние религиозные праздники
2 группа: Весенние религиозные праздники
3 группа: Летние религиозные праздники
4 группа: Осенние религиозные праздники
Вы очень плодотворно поработали, и выяснили следующее: Новый год (Рош ха-Шана, что означает «голова года», «первый в году») в иудаизме открывает череду осенних праздников; у евреев существует весенний праздник «Ханука», во время которого зажигают не одну, а девять свечей в праздничном девятисвечник; а ещё вы очень внимательно слушали объяснение учителя и в каждом времени года отметили еженедельный праздник Шабат. Заметили своеобразие и отличия от общепринятого и широко распространённого григорианского календаря? Ваш результат очень значим и вы с лёгкостью определили тему нашего урока: «Еврейский календарь».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Но следует отметить, что не все евреи являются иудеями и, правильнее было бы говорить, «Иудейский календарь»
- Основной этап.
- Изучение нового материала
Вы правильно выявили некоторые отличительные черты иудейского календаря и к тому, что вы уже знаете, я добавлю следующее: счёт лет в еврейской традиции ведётся от сотворения мира, но не с первого дня, а с шестого. И с этим связана одна из особенностей иудейского календаря. Запишите в тетрадях эту особенность и проверьте правильность записи у соседа по парте (взаимопроверка). Правильно -неделя начинается с воскресенья-следующего дня после еженедельного праздника Шабат.
Да, существуют различные национальности, различные вероисповедания, календари, но все мы - граждане единой многонациональной страны- России.
Физминутка № 1
(Динамично)
Дружно мы шагаем
По родному краю!
Тундры здесь просторы,
Гор Уральских мощь!
Вверх поднимем взоры-
Здесь небес узоры.
Вниз опустим мы глаза-
Рек услышим голоса!
(Далее спокойно, размеренно)
Руки подняли и покачали-
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Сбили с травинок росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Птица взлетела с куста.
Край наш привольный!
Край наш раздольный!
Присядем, друзья, на места.
Настраиваемся на плодотворную работу и продолжаем! В еврейской традиции используется своя собственная солнечно- лунная система: год у евреев солнечный, а месяцы- лунные. С рождения одной луны до появления другой проходит как раз месяц. Начинается месяц всегда в полнолуние. Его первый месяц называется «Раш-ходеш»- «голова месяца». Месяц может состоять из 29 (неполный) или 30 дней (полный). Еврейская Пасха (Песах)- празднуется весной и посвящена памятному событию в истории еврейского народа-исхода из Егиата.Двенадцать месяцев в еврейском календаре составляют период обращения Луны вокруг Земли – 354 дня. Разница в 11 дней между лунным и солнечным годом уравнивается «високосным месяцем»- раз в несколько лет добавляют тринадцатый месяц- второй адар (по названию последнего месяца в календаре иудеев) Таким образом, еврейский год может состоять и из 354, и из 384 дней.
Новый год начинается не зимой, а осенью. Тишрей- первый месяц календарного года обычно соответствует сентябрю-октябрю григорианского календаря.
- Закрепление и применение знаний
Про неделю в еврейском календаре вы уже говорили и вы отлично справитесь с предложенным заданием. Пожалуйста, вставьте пропущенные слова, объединившись в пары.
В иудейской неделе ____ дней, но счёт идёт с ______________- первого дня после еженедельного праздника евреев, который называется________.
Вы очень внимательно меня слушали и ваш багаж знаний пополнился новыми сведениями. Но всем известно, что повторение- мать учения, а также закрепления.
Будьте добры, выполните следующее задание для закрепления полученных знаний.
Учащимся предлагается соотнести понятия и соединить стрелочками (бланки с заданиями раздаются учителем каждому ученику).
Еврейский календарь Григорианский календарь | Солнечно-лунная система Песах Високосный год 29-30 дней в месяце Новый год – осенью Начало суток – ночью Счет лет – с 6 дня с сотворения мира 365-366 дней в году Новый год – зимой Лунный месяц Начало суток – вечером Пасха 28-31 день в месяце 354-384 дней в году Счет лет – с 1 дня творения мира Високосный месяц |
Проверяем правильность выполнения задания с помощью интерактивной доски (всплывающие окна), ученики подсчитывают ошибки у одноклассников (работа в парах) и присваивают следующие звания друг другу по следующим критериям: 16-13 понятий соотнесены правильно- «консультант по еврейскому календарю», 12-9 понятий соотнесены-«знаток еврейского календаря», 8-5 понятий-«хранитель еврейского календаря», 4-1 понятие-«составитель еврейского календаря».
Друзья мои, вы все уяснили свои сильные и слабые стороны, сделаете выводы и исправите свои ошибки! Устали? Совместными усилиями проведём зарядку для ума и для тела.
Физминутка № 2
Гимнастика для ума и тела«Перекрестные шаги».
Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
Спасибо, занимаем свои места и продолжаем работу
Вы стали великими знатоками еврейского календаря, но я предлагаю поделиться полученными знаниями с родителями и подарить им радость, вручив приглашение на традиционный праздник иудеев, сделанный вашими руками . Учитель раздаёт шаблоны с подготовленными символами праздников и времён года, в которые они празднуются. Дети формируют приглашения и забирают на память об уроке.
III. Заключительный этап.
3.1.Рефлексия
Давайте совместными усилиями подведём итог урока! Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнил задание…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробовал…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
3.2. Домашнее задание.
- Подготовить совместно с родителями рассказ о традициях празднования еврейских праздников в своей семье, в семьях знакомых.
- Учащиеся, получившие медаль «Составитель еврейского календаря» могут обратиться за помощью к консультантам по еврейскому календарю и переделать таблицу на соотнесение понятий к григорианскому и еврейскому календарю.
3.3.Подведение итогов урока.
Каждый из вас приложил все усилия для того, чтобы наш урок получился содержательным, интересным и познавательным. Благодарю вас за работу!
Дорогие ребята, не забывайте поздравлять своих родных и близких с праздниками, дарить им подарки, сделанные своими руками вне зависимости от того, какому календарю они соответствуют.
Вручаются медали - «консультант по еврейскому календарю», «знаток еврейского календаря», «хранитель еврейского календаря», «составитель еврейского календаря»
Литература и ресурсы
- Учебно-методический комплект по ОРКСЭ. «Основы иудейской культуры»/ Пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2010.
- Воробьёва Т.П. Организация и проектирование современного учебного занятия. – Курган, 2013.
- Интернет - ресурсы:www.orkce.apkro.ru
- Материалы Воробьёвой Т. П.,заведующей кафедрой педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «ИРОСТ»
- Материалы Охохониной Н. А., методиста кафедры педагогики и профессионального образования ГАОУ ДПО «ИРОСТ»
Приложения
Приложение 1
Продолжи цепочку:
- Понедельник, вторник, среда… (четверг, пятница, суббота воскресенье)
- Воскресенье, понедельник, вторник…(среда, четверг, пятница, суббота воскресенье)
Приложение 2: «Мозговой штурм»
Пожалуйста, соотнесите еврейские праздники с временами года
1 группа: Зимние религиозные праздники
2 группа: Весенние религиозные праздники
3 группа: Летние религиозные праздники
4 группа: Осенние религиозные праздники
Приложение 3 Предлагается соотнести понятия
Еврейский календарь Григорианский календарь | Солнечно-лунная система Песах Високосный год 29-30 дней в месяце Новый год – осенью Начало суток – ночью Счет лет – с 6 дня с сотворения мира 365-366 дней в году Новый год – зимой Лунный месяц Начало суток – вечером Пасха 28-31 день в месяце 354-384 дней в году Счет лет – с 1 дня творения мира Високосный месяц |
Приложение 4 (физкультминутка №1 на 10 минуте урока)
(Динамично)
Дружно мы шагаем
По родному краю!
Тундры здесь просторы,
Гор Уральских мощь!
Вверх поднимем взоры-
Здесь небес узоры.
Вниз опустим мы глаза-
Рек услышим голоса!
(Далее спокойно, размеренно)
Руки подняли и покачали-
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Сбили с травинок росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Птица взлетела с куста.
Край наш привольный!
Край наш раздольный!
Присядем, друзья, на места.
Приложение 5 (физкультминутка № 2 на 20 минуте урока)
Гимнастика для ума и тела «Перекрестные шаги».
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
Приложение 6
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнил задание…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробовал…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56080.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-648140-1436302410.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)
Методическая разработка урокадля учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-867423-1481908010.jpg)
методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе "Экологический календарь"
Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Перспектива». Тема: Экологический календарь. Цель: формирование и развитие навыков активной познавательной деятельности обучающихся при оз...
Конспект разработки урока по теме «Меры времени. Календарь» (Математика, 3 класс)
Уточнение понятия времени как величины...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-1264755-1598809713.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологический календарь"
Как уберечь и сохранить на Земле синее небо, чистую воду, леса и поля, редких животных и растения! Природу пора спасать! Нам предстоит ознакомиться с Экологическим ...
Методическая разработка календарь «В ожидании Нового года!»
Данная разработка будет интересна педагогам, воспитателям и родителям. Дети в увлекательной форме, в ожидании праздника будут выполнять задания....