методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе "Экологический календарь"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Чернуха Ольга Михайловна

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Перспектива». 

Тема:  Экологический календарь.

 

Цель: формирование и развитие  навыков активной познавательной деятельности обучающихся при ознакомлении с новым понятиям  «экологический календарь».

Тип урока: «открытие» новых знаний; «Теория Познания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Перспектива». Учитель: Чернуха О.М.

Тема:  Экологический календарь.

Цель: формирование и развитие  навыков активной познавательной деятельности обучающихся при ознакомлении с новым понятиям  «экологический календарь».

Тип урока: «открытие» новых знаний; «Теория Познания».

Задачи:

Образовательные задачи:

- помочь детям усвоить новое понятие «экологический календарь»;

- дать представление о назначении «экологического календаря»;

-познакомить с правилами экологического поведения;

-познакомить со способами познания;

Развивающие задачи:

- развивать  познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение к природе.

Предметные результаты:

  • Получить представление об экологическом календаре;
  • Познакомиться с назначением экологического календаря и правилами экологического поведения;

Метапредметные результаты:

  • Умение выдвигать гипотезу (предположение);
  • Умение проводить исследование с целью подтверждения или опровержения гипотезы;
  • Находить в тексте учебника необходимую информацию;
  • Умение проводить наблюдение;
  • Умение воспринимать устную информацию;
  • Умение аргументировать свою точку зрения;
  • Умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
  • Умение создавать образовательный продукт и презентовать его;
  • Умение оценивать свою работу и работу класса, владение различными способами оценки;

Личностные результаты:

  • Понимание  необходимости охраны природы;
  • Воспитание ценностного отношения  природе, к окружающей среде.

Оборудование. У учителя – презентация.

У учащихся – цветные карандаши и фломастеры, макет экологического календаря, информационный  материал для изготовления памяток экологического поведения, тесты.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Мотивация к учебной деятельности.

1

-Давайте поприветствуем друг друга и гостей!

-Как будем работать на уроке?

Ученики кричат: « УРА», улыбаются друг другу, учителю, гостям.

-Отлично!

Проверка готовности рабочего места.

ДАБЛ ФАМС

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

2

- Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
 Шарль Монтескье - так сказал известный французский философ и литератор много лет тому назад.

 -Как вы думаете, о чем эти слова?

-Вы хотите учиться новому?

-Да, ребята, вы правы. Чтобы добыть малую крупицу знания, надо много трудиться, выполнить большой объем работы, переработать много информации. Вы готовы к такой работе?

-С чего мы должны начать изучать новый материал?

 -Я предлагаю в начале урока повторить материал предыдущих уроков и выполнить тест.

- Участник под №1 раздайте всем тесты.

 Время 1 минута.

1.Что относится к живой природе?

А) Карандаш, краски, лампа;

Б) Снег, дождь, иней;

В) Растения, человек, животные.

2. Что относится к неживой природе?

А) Птица, молоко, уж;

Б) Солнце, звёзды, луна;

В) Человек, медведь, кит.

3.Все изменения, происходящие в природе, называются

А) Природные явления;

Б)  Сезонные явления;

В) Погода.

4. Какой объект  живой природы лишний?

 А)Петунья, сойка, кузнечик,

Б)клён, хризантемы,;

В)туман, гроза.

5.Что такое экология? Это наука,

А) которая  учит выращивать цветы;

Б) учит бережно относиться к природе;

В) учит определять погоду.

6. Как называется календарь, в который включены даты, связанные со взаимоотношением человека и природы?

А) природный календарь;

Б)  народный календарь;

В) экологический календарь.  

-Давайте проверим тест.

-Поменялись с партнером по плечу. Проверяем по слайду.

-Проверим. Верните назад тесты.

Стол №3 назовите по цепочке ваши ответы. Начинаем с №1.

 -Поднимите руки те,  кто не сделал ни одной ошибки? 1 ошибку? 2 ошибки?...

-Какой вопрос вызвал затруднение?

-Почему было трудно?

-Мы должны учиться, чтобы много знать, чтобы знания у нас пополнялись…

-С повторения изученного материала.

Дети отвечают на вопросы, работая индивидуально

Дети комментируют ответы

Дети поднимают руки

Взаимопроверка + комментирование

У детей вызывает затруднение вопрос, связанный с экологическим календарём, так как этот материал ещё не изучен.

Целеполагание.  Постановка учебной задачи

3.1

-О чем же, ребята, мы будем говорить на уроке? Что нового узнаем?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 Тема: «Экологический календарь»

3.2

-Внимание на слайд. Подумайте, выскажите ваши мысли, выполнив структуру СИНГЛ-РАУНД-РОБИН (троекратно)

1)-Что вы видите на слайде?

-Подумайте…, выскажите ваши мысли, начиная с №1…,№2…,№3….№4. От каждого стола отвечает участник по №1..

 2)-Что вы об этом думаете?

Подумайте…, выскажите ваши мысли, начиная с №1…,№2…,№3….№4. От каждого стола отвечает участник по №2..

3)-Что вам хотелось бы узнать? На какие вопросы получить ответ? 

Подумайте…, выскажите ваши мысли, начиная с №1…,№2…,№3….№4. От каждого стола отвечает участник по №3..

-Эти вопросы и станут целью нашего урока

Слайд с целью:

Узнать, что такое экологический календарь? Для чего он нужен?

Дети перечисляют картинки, которые видят на слайде: лес после пожара, птица попала в нефтяное пятно на воде, мальчик разоряет птичье гнездо, девочка сажает дерево, календарь.

-Это будет связано с темой урока, эти картинки говорят о взаимоотношениях человека и природы.

-Что это за календарь? Что он в себя включает? Для чего он нужен?

 

CИ-ФИНК-УАНДЭ

СИНГЛ-РАУНД-РОБИН

Построение проекта выхода из затруднений

4

-Выдвиньте ваше предположение – для чего нужен экологический календарь?

Подумайте…. Выскажите ваши мысли..

-Это и есть гипотеза, то есть основное предположение, которое мы в ходе урока сможем подтвердить или опровергнуть.

-А что нам нужно для подтверждения гипотезы?

-Из каких источников можно получить новые знания, новую информацию?

Экологический  календарь напоминает людям о том, как важно охранять природу

Нам нужна информация, новые знания, нам нужно провести исследование

-Из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых, в ходе нашей работы на уроке

Включение новых знаний в систему знаний и повторения

5

Знакомство с понятием экологический календарь через наблюдение, работу с учебником, прослушивание сообщения

1)Рассмотрите на партах образцы экологического календаря..

- Что включает  экологический календарь?

2)-Прочитайте с.49-50 учебника и найдите новую информацию по теме урока. Читаем про себя.

3)-А сейчас послушаем сообщение  про экологический календарь из других источников, которое подготовили для Вас Лиана,  Дамир и Саша. Слушаем внимательно.

 -Что нового вы узнаете из сообщения ребят? Что добавите к уже полученным знаниям по теме?

-Итак, что такое ЭК?

-И для чего он нужен?   

- Он состоит из экологических дней с разными названиями. Здесь есть рисунки к каждому дню.

-ЭК составили и предложили ученые-экологи.

 

Дети выходят к доске выступают по очереди.

Мы узнали, кто составил календарь, что экологический календарь содержит намного больше дат, даты добавлялись в разное время.

Физкультминутка с последующим делением на группы

6

-Всегда ли человек поступает хорошо, а может иногда  и плохо по отношению к ней.

 -Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните в ладоши, а если не согласны – топните ногой.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)

Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)

Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)

Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

- А отдыхать на природе вы любите? (Хлопок)

Сейчас похлопают  те, кто любит отдыхать- в лесу…, около реки…,  во дворе…. Подумайте…

-Отлично. Кто любит отдыхать в лесу? Садитесь за столы №1 и 2.

-Кому нравится отдыхать у реки, моря? Садитесь за столы №3 и 4,5

 -Те из вас, кто любит играть во дворе и проводить время в городе, садитесь за столы № 6 и 7,8

Дети встают,  хлопают или топают.

Работа в группах

7

7.

-Итак, вспомним, что такое экологический календарь и для чего он нужен. Отвечать будут четвертые номера.

-  Ребята, Чем бы мы могли обогатить наш календарь?

-Замечательно, давайте это сделаем с помощью структуры РАФТ. Мы сейчас с вами редакторы – экологи, составители экологического календаря и добавим в наш календарь

-Правила поведения в лесу- стол №1,2

Около реки №3-5

Во дворе №6-8

-А сейчас представьте ваши правила Друзей природы. Выступает стол №1, участник №3, Добавьте стол №2, участник №3.Остальные аналогично.

-Что у нас получилось?

Ответы детей на вопросы учителя.

-Мы можем добавить правила Друзей природы

-У нас получились памятки экологического поведения

8.

Где можно использовать  эти памятки?

-Рассказать малышам, выступить с ними в другом классе

Рефлексия

  • 9

9.

- Давайте вернемся к нашей гипотезе, которую мы высказали в начале урока. Вспомним её.

-Подтвердилась ли она?

-Нашла ли гипотеза свое подтверждение? Почему?

-Наша гипотеза подтвердилась и это стало знанием( крупинкой), которую получили на нашем уроке, именно то, что мы познали.

-Наш урок подошел к концу.

-Какие способы познания помогли ответить на вопросы, подтвердить гипотезу. Заполним БИЛЕТИК НА ВЫХОД.

-Зачитайте ваши способы познания. Стол №4 участник №2, дополните….
- Как мы расширили знания?

- Что произойдет, если не будет экологического календаря?

-Какие вопросы у вас остались?

Ответы детей.

-Наша гипотеза подтвердилась.  

-Мы увидели, что даты в календаре связаны с охраной природы, и поняли, что люди в ответе за природу и окружающую среду.

Дети записывают:

Наблюдали, читали, слушали, выдвигали гипотезу, доказывали, сравнивали, отбирали информацию, объясняли, создавали, запоминали, обобщали, оценивали.

-Мы сделали правила Друзей природы.

-Люди будут забывать о природе , и она начнет погибать….

-Какие ещё экологические даты есть?

БИЛЕТИК НА ВЫХОД

КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ

Домашнее задание

10

1.Теоретический материал на страницах 48-51 учебника, РТ № 2,3

2.Узнать, какие ещё есть экологические дни, рассказать об одном из них или нарисовать знак

Выступить с этими сообщениями  перед учениками других классов или сделать выставку.

Дети записывают в дневник

Подведение итогов

11

-Ребята, урок подходит к концу. Довольны ли вы своей работе на уроке?

Оцените свою работу?  

-Спасибо, наш урок окончен.

ЧИР «ОТЛИЧНО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...