Урок по модулю «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Гараева Лилия Шамиловна

Тема: "Свобода и ответственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garaeva_l.sh_urok_10.docx25.76 КБ
Office presentation icon garaeva_l.sh_urok_10.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по модулю «Основы светской этики»

Урок 10.Тема: "Свобода и ответственность"

Гараева Лилия Шамиловна

 учитель первой категории

МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
  2. Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:

личностных :        

-понимание причин успеха в учебе,

-интерес к познанию окружающего мира

-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

-формирование понимания нравственного  содержания поступков окружающих людей

-формирование этических чувств(стыда, вины, совести, ответственности) на основе анализа поступков

-формирование представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России

метапредметных

-вносить необходимые коррективы в исполнении действия  на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

-делать теоретические выводы

-развивать кругозор, обогащать словарный запас

предметных

-анализировать изучаемые объекты, раскрыть сущность понятий

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

-воспринимать смысл познавательных текстов

-проводить сравнения ,обобщать изучаемый материал

-устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

(Приложение) Слайд 1 (Восточная притча “Утренний выбор”.)

Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг , и один спросил:

-Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?

Учитель ответил:

-Просто это мой выбор. Каждое утро ,когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.

Задания учителя.

– Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученики читают со слайда.)

– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?

– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”?

– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?

(Вывод У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Мотивационный настрой.

Игра “Паровозик”.

(На столе разложены карточки с изображением разных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)

Вы объединились в группы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. паровозика,. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.

Вопросы учителя:

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(Вывод : в роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться. А значит, брать на себя ответственность)

Сообщение темы урока.

Слайд 2 – Что вам уже известно по теме нашего урока? (Дети кратко отвечают, что понятие “свобода” они уже рассматривали на предыдущих уроках, а в слове “ответственность” можно выделить слово “ответ”, значит быть в ответе за что-то и перед кем-то.)

Слайд 3

– Прочитайте со слайда, что вам предстоит узнать на уроке.

Работа по теме урока.

– Вы правильно смогли определить, что подразумевает слово “ответственность”. Слайд 4

Слайд 5– Для размышления вам предлагаются 2 ситуации. Прочитайте первую и подумайте, кто должен нести ответственность?

(Проводится игра “МнениеРабота в группах.
– Те, кто считают, что ответственность несет тот
, кого толкнули, –1 группа,

кто толкнул –2 группа

(может образоваться группа 3)

 Приготовьтесь и по моему хлопку  ребята самостоятельно выбирают место в группах, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения.) (Аналогично проходит обсуждение 2-ой ситуации.)

Вывод: Ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

– Проверим свои предположения. (Рассматривают картинки на слайдах и подписи-выводы к ним.)

Слайд 6, 7, 8, 9. (“Условия, при которых возможно ответственное поведение личности”.)

Слайд 10.Рассмотрите рисунок на слайде “Пожар в лесу”. Порассуждайте, кто несет ответственность, за что несет ответственность и перед кем (чем) он ответственен.

(Аналогичным образом проводится работа с иллюстрациями в учебнике “Основы светской этики” с. 24.)Слайд 11 (Задание к работе с иллюстрациями в учебнике.)

(В ходе обсуждения учитель подводит детей к выводу, который зачитывается со Слайда 12 )

 Закрепление полученных знаний.

(Учитель по своему усмотрению работает со Слайдами 13, 14. 15,16. Главное, чтобы дети любую ситуацию смогли проанализировать с позиции “Отношения ответственности” Слайд 13.)

Работа в группах.

(Учитель делит учащихся на 3 группы по своему усмотрению. Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)

– Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Каждый в группе по очереди называет какое-нибудь дело, ситуацию, все вместе обсуждаете, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записываете в нужную колонку. На работу отводится 5–7 минут.

Образец выполнения работы:

Я

Другие

Школа

Чистить зубы

Ухаживать за животными и растениями

Выполнять домашнее задание

Вовремя ложиться спать

Заботиться о младших сестрах и братьях

Содержать в порядке книги и тетради

Умываться
и др.

Благодарить
и др.

Соблюдать правила внутреннего распорядка
и др.

Игра “Мое  мнение»

Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке) . Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:

+  – согласны,
–  – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение
.

(Инструкцию к выполнению задания вынести на доску.)

(Как только группа получит свой лист, просматривает знаки, проставленные другими группами. В случае знака “?” на какое-либо утверждение – вносит разъяснение, знак “-” – выслушивает разъяснения от той группы, которая отметила несогласие с утверждением.)

Домашнее задание (дифференцированное):

В учебнике с. 25 (вопросы и задания),

1-я группа уч-ся: Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например, 
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)

2-я группа: (на карточке записаны слова из сказки Антуана де Экзюпери “Маленький принц”).

Лис говорит прекрасные слова: “Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу”.

– Поразмышлять над словами Лиса. Выслушать мнение своих родителей.

3-я группа: Как может быть пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” может быть связана с темой сегодняшнего урока?

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 19 (“Мудрые мысли”.)

Свобода- это в первую очередь не привилегия, а обязанности.

 А.Камю

Свобода- это ответственность. Вот почему ее так боятся.

 Б.Шоу

Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

  Ж.-П.Сартр

Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения.

П.Тилли

– Прочитайте мудрые мысли. Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности .

– Оцените свою работу на уроке символами на полях тетради : “+” – все было понятно, “?” – есть еще над чем подумать”

(Слайд 18 Можно использовать при повторении изученного материала на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания в качестве вывода.)

Слайд 18 (Статья из детской энциклопедии “Все обо всем” об ответственности.)

– Прочитайте статью про себя и подготовьтесь ответить на вопросы:

– Что такое ответственность?

– Что предполагает ответственность и с чем она связана?

Литература:

  1. А.Я.Данилюк “Основы светской этики” 4–5 класс (Статья учебника “Свобода и ответственность” с. 24–25).
  2. А.Лопатина, М.Скребцова “Начала мудрости” (50 уроков о добрых качествах) изд-во М., “Амрита-Русь” 2007 г.
  3. А.Лопатина, М.Скребцова “600 творческих игр для больших и маленьких” изд-во М., “Амрита-Русь” 2005 г.
  4. Н.В.Киладзе, Е.И.Катаева “Воспитание детского коллектива. 4 класс”, Волгоград, изд-во “Учитель”, 2008 г.
  5. Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики”, изд-во “Просвещение” 2010 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по модулю: «Основы светской этики». Урок разработала Гараева Лилия Шамиловна Учитель первой категории гимназии №3 Г.Зеленодольска

Слайд 2

Утренний выбор (восточная притча)

Слайд 3

Вы узнаете: Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Слайд 5

Поразмышляй: - Кто,по-вашему мнению, должен нести ответственность? Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред… Кто-то ударил тебя, а ты ударил в ответ…

Слайд 6

Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях: 1.

Слайд 7

2

Слайд 8

Что такое преднамеренность? Преднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается сознательно.

Слайд 9

Человек должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий 3

Слайд 10

Поразмышляй: Рассмотрите рисунки на с.24 учебника и проанализируйте данные ситуации.

Слайд 11

Прежде, чем сделать что-то, человек должен подумать: К каким последствиям приведёт мой поступок? Не нанесу ли я кому-то вред?

Слайд 12

Отношения ответственности: Тот, кто несёт ответственность то, за что человек несёт ответственность тот или те, перед кем человек несёт ответственность

Слайд 13

Материнская забота

Слайд 16

Ф.П.Решетников «Опять двойка»

Слайд 18

Мудрые мысли: Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо. Ж.-П.Сартр Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения. П.Тиллих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Справедливость" Модуль "Основы светской этики"

Воспитать в детях чувство справедливости....

Урок "Дружба" Модуль "Основы светской этики"

Расширить представление детей о дружбе...

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...

Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4

Тема Что такое светская этикаЦель  урока:  Формирование  представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать  общее пре...