Урок "Справедливость" Модуль "Основы светской этики"
методическая разработка (4 класс) по теме

Полупанова  Наталия Николаевна

 

Воспитать в детях чувство справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravedlivost.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

Формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.

 

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

- личностных:

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

- метапредметных :

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

    -предметных:

     Раскрыть сущность  понятия «справедливость»

     Сформулировать  моральные правила справедливого поступка.

Методы:

-словесные;

-частично-поисковый;

-методы самостоятельной работы;

Формы организации познавательной деятельности:

-коллективная;

-фронтальная;

-групповая;

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации,

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Поставка темы и цели урока.

– У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)

- Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо?

- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к

кому-либо? -Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

(Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым)

3.Работа с понятием «справедливость».

  (Используется прием «Корзина идей»)

-Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)

На доске вопросы:

1. Что такое справедливость?

2. Какого человека можно назвать справедливым?

-Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения

Учитель записывает  на доску всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную.

4 Работа с учебником.

  -Что такое справедливость? (Справедливость-моральное правило, регулирующее отношения между людьми ,совершение действия в соответствии с истиной, законом)

- По каким признакам можно судить о справедливости?  

Признаки справедливости: соразмерность- оценка по заслугам, уравнивание- «равное за равное»

- Какие  моральные  правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?

 Моральные правила: соблюдение прав других людей;

непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);

борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;

признание правоты других людей;

стремление найти решение, которое могло бы устроить всех

5  Обсуждение литературного произведения   .

Притча «Справедливость»

-   Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
   - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
   - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
   - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
   При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

   - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
   Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
 В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -  высшая справедливость жизни.

-В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

-А что значит быть справедливым?

6.Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры»

1) Чтение рассказа по ролям.

(если времени мало, достаточно припомнить основные моменты рассказа)

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

- Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом  вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь – море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.        

«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.  

- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

        Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

- Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

 - Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чём же ты летал?

- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.

- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно…Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся…

- А-а, - протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну, выдумай что-нибудь.

- Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э…   гм…  кхм…э-э-э

- Ну, что ты всё «э» да «э»!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э…

- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще!

- Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил – выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

-Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался.

2)Обсуждение ситуации в рассказе.

-Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

-Справедливо ли мама наказала Иринку?

-Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

7.Работа по группам.

Дети объединяются в группы для обсуждения ситуаций.

Ситуация 1. «Игра»

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.                                                                                Брат ей отвечает:      - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:- Сынок, ты погулял с Дружком?                             Сын ей отвечает:                                                                                                                                        -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.                                                                     –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.                                                                                                 Мальчик  обиделся и сказал маме:                                                                                                           -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

  1. Оцените поступок мальчика.
  2. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

8. Рефлексия. Задание «Цветок справедливости» ( на лепестках цветка ( заготовка ) написать свои справедливые поступки );

-Наш урок подходит к концу.

Закончите, пожалуйста, фразу:

«Для меня быть справедливым это значит…» (спросить нескольких детей)

9..Домашнее задание 

 Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей  Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...