Конспект открытого урока по ОПК в 4 классе. Тема - Пасха.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Успенская Оксана Александровна

 

Этот урок разработан с согласно новым образовательным стандартам -  ФГОС.   

Данный урок ориентирован на учащихся - визуалов, то есть на детей, склонных к визуальному восприятию информации. Поэтому он содержит много визуализированных опор, выполнение упражнений происходит с помощью мультимедийной презентации.

На разных этапах урока использовались различные методы работы  с материалом. Все задания были связаны друг с другом и вытекали последовательно.

Работа направлена на реализацию принципов персонализации и наглядности.

Все поставленные задачи были решены.

Очень важно в этом возрасте прививать у детей любовь к своей стране и к своим народным обычаям и традициям, чтобы воспитать поколение людей, любящих свою Родину.

На уроке использовались различные виды работы – групповая, индивидуальная.

Для развития культурного кругозора, учащимся были предложены обучающий видеофильм, рассказывающий о колокольном звоне, стихи, посвященные Пасхе.

Красочная презентация способствовала лучшему усвоению темы урока и делала его еще более наглядным.

Для того, чтобы ученики не уставали, мною применялись разнообразные приемы и смена видов деятельности, таким образом  мы можем проследить на уроке принцип здоровьесберегающих технологий:

 - исполняли песню

 - рисовали

 - играли в игры.

Все применяемые методы и приемы работы способствовали лучшему усвоению темы урока.

В конце занятия учащимся была предложена рефлексия – каждый ученик мог почувствовать себя успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  

Тема:  Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия:  комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование  

  • чувства  патриотизма и любви к  своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;
  • уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

  • принимать участие в обсуждении прослушанного материала;
  • поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • прилагать усилия и преодолеть трудности и  при достижении поставленных целей;
  • производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

  •  воспринимать информацию на слух ,  используя имеющиеся знания по православной культуре;
  •  выполнять предлагаемые задания;
  • излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.  

Цель урока:

  • развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
  • привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

  • образовательные:
  1. дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;
  2. познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;
  3. расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.
  • практические:
  1. расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

  • развивающие:
  1. развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;
  2. развить интерес учеников к изучению религиозных наук;
  3. развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников,  а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;
  4. развить логическое мышление, внимание, воображение и  память учеников.
  • воспитательные:
  1. воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;
  2. воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

 - фронтальная;

 - индивидуальная;

 - парная;

 - групповая.

Методы обучения:

 - объяснительно-иллюстративный;

      -  частично-поисковый;

           - метод коллективного взаимодействия;

           - метод контроля и оценки.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

 

        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые образовательные ресурсы

1. Организационный момент

1 минута

Приветствует учеников.

 

Приветствуют учителя.

2. Целеполагание и мотивация

4 минуты

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

 Высоко жаворонок взлетел,

 И в небе синем, исчезая,

 Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

 И степь, и холм, и темный лес.

 "Проснись, земля, – они вещали, –

 Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

 Хвалите Господа с Небес.

 Побеждена им смерть вовеки –

 Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

 Фиалка – зацветите вновь

 И воссылайте гимн душистый

 Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

 

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain-storming,  учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

                     Пасха

Учитель выслушивает  учащихся, и затем конкретизирует  цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим  о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Выслушивают учебную ситуацию учителя и высказывают все, что они знают по данной теме, используя свои знания из других школьных предметов.  

Получают информацию о задачах  урока

Учащиеся заполняют диаграмму

Запись звона колоколов

( в папке с файлами)

Презентация ( слайд 1)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3. Введение в тему и беседа о традициях и обычаях празднования

6 минут

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник ...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы)

4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6.  Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

 -Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

 «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками,  мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

- Как вы поняли,  почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

Учащиеся заканчивают предложения за учителем.

   

Учащиеся слушают текст учителя и отвечают на вопросы

 

Слайд 5

 

Слайд 6

4. Работа над темой урока

10 мин.

 

5. Физминутка

5 мин.

 - История Христа не закончилась Его казнью. После распятия    Христос    вернулся к жизни –  он воскрес.

  -  А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?  

- Что значит слово « воскресение»?

- Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест  ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

- Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались  очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу,  а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

- Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

-Пасхальными традициями  - это покраска яиц и  приготовление куличей, радостные песни и поздравления  игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

 Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!»,  а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.  

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к  своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он  не  будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о  всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам  их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец,  и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора,  и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным.   Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо –  это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

   1.   Игра  « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся  подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные  яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.

 

Ответы детей

Ученики получают слова песни и поют вместе с учителем

 

   

Учащимся раздаются вырезанные заранее заготовки яиц из бумаги, а они должны раскрасить яйцо всей группой.

Учащиеся становятся вокруг «катка» и играют в игру.

Учащиеся делятся на 2 команды и играют в игру.

 

Слайд 7

 

Песня во вложении

Слайд 8  

 

Слайд 9-10

 

6. Подведение итогов урока

 

3 минуты

  Итак, сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе.

 - Что нового вы узнали?

 - Почему Пасха – является самым радостным праздником для верующих?

-В конце нашего занятия я предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока.

Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю для уточнения задания.

Учащиеся выполняют задания на доске.

 

6. Рефлексия  

1 минута

 Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока?

- у меня есть  корзинка, которую нужно заполнить яйцами. Если вам было интересно на уроке – выбирайте красивое, красное яйцо, а если вам было не очень интересно – синее.

 Спасибо за урок!

Ученики выбирают яйца и раскладывают их в корзинку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."

Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Конспект открытого урока математики во 2 классе. Тема: "Закрепление пройденного. Решение задач."

Совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи в два действия. Развитие внимания и логического мышления....

Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

Конспект открытого урока музыки в 4 классе     Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока по математике. 3 класс. Тема урока: "Решение задач. Закрепление"

Цель урока:Образовательная: закреплять навыки решения задач, примеров.Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,; развивать внимание, логическое мышление; разв...