"Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Торжу (Тамдын-оол)  Анна Алексеевна

Рассказать об одном из больших и богатых храмов Тувы, расположенный в Тоджинском районе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_4_kl_svyashchennye_sooruzheniya_-_kopiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Священные сооружения"

Цели урока: формирование понятия "священное сооружения" через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий и понять их значение в жизни человека. Рассказать об одном из больших и богатых храмов Тувы. Привить любовь к своему родному краю, традициям  своего народа.

Задачи урока: 1) Сформировать представление об основных священных сооружениях – буддийские храмы.

2) Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур.

3) Прививать уважительное отношение к людям, носителям разных культур и религий

5) Развивать интерес к культуре разных народов.

Сценарий урока

Этапы урока

Ход урока

примечание

1.

Организационный

Приветствие детей.

На прошлом уроке мы  начали знакомство со священными сооружениями религиозных культур.

2.

Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания  

3.

Введение в тему и создание проблемной ситуации  

- Что вы понимаете под словами “священные сооружения”?

- Какие священные сооружения вам знакомы?

- Для чего они предназначены?

4.

Объяснение нового материала.

Работа с текстом

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей они сооружали определённые строения.  Совместные ритуальные действия верующие выполняют специально для этого созданных сооружениях, которые для них становятся священными. Эти сооружения могут быть совершенно разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах.

- Священное сооружение буддистов –это буддийские храмы.

- Буддийские храм – внутри это обычно большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи , с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета.

- Какие буддийские храмы  вы знаете?

- Буддийским храм Цейченлинг, эрзинский хурээ.

- Одним из самых больших и богатых  храмов Тувы считался храм Эн-Суг, расположенный в нашем Тоджинском районе. Хурээ построил русский архитектор Пётр Степанов. По историческим материалам хурээ основан в 1815 году.  Монастырь состоял из пяти дуганов. Это был монастырский комплекс. Центральное место в монастырском комплексе занимал основной храм, самый большой по своим размерам и богатый по своему внешнему виду и внутреннему убранству. После революции (1921 г.) ламаистская церковь была отделена от государства, Хурээ Эн-Суга был разрушен, а культовые предметы сожжены, умные ламы были репрессированы. Из воспоминаний старожилов о Дарган-Даге. Там ламы спрятали некоторые культовые предметы. Некоторые вещи теперь находятся в музее Адыр-Кежигской средней школы. Говорят, там еще остались большие книги, связанные друг с другом.

Сейчас там, где находится главные ворота в храм  поставили байза (столбы).

- вы видели столбы на месте хурээ в Эн-Суге?

- сейчас люди почитают это священное место, приходят в любое время года когда им хорошо, когда им плохо, и молятся. говорят до сих пор на месте храма осталось сила от чтения священных молитв.а в праздники Шагаа на том самом местечке где раньше был хурээ проводится обряд «Сан салыры».  

-  Что положительного принес Эн-Сугский хурээ народу Тоджи?

 Ламаизм принес народу Тоджи знаний (письменности на тибетском, монгольском языках). Содействовал развитию культурных связей с соседними странами – Монголией и Китаем. Распространил основу тибетской медицины. Многие лекарственные средства, приемы и методы лечения тибетской медицины до сих пор представляют научный интерес. Народный фольклор обогатился буддийскими сюжетами, заимствованными из Монголии, Тибета, Китая

Демонстрация слайда «с проблемной ситуацией»

Выступает заранее подготовленный ученик  с докладом "Эн-Суг хурээзи" (одетый в национальный костюм)

5

Дополнительный материал к теме

*

Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип – предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Основные понятия

Храм Дацан

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных. У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист “прочитал” молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.

Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам.

Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Важные понятия

Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

“Хурдэ” (в переводе – “молитвенный барабан”) – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.

При рассказе о ступе необходимо показывать её части  на  иллюстративном материале.

6

Итог  занятия

Рефлексия

- Какие священные сооружения буддийстов мы знаем?

- Что вы можете сказать о нашем храме в местечке Эн-Суг?

- Нужны ли человечеству такие священные сооружения, почему? (ответы детей)

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

7

Домашнее задание

Рассказать родителям о священных сооружениях мировых религий, вместе с родителями  нарисовать Эн-Сугское хурээ по представлению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Священные сооружения"

Презентация  по ОРКСЭ "Священные сооружения"...

"священное сооружение"

План- конспект открытого урока по ОРКСЭ. Урок №12 по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Исследовательская работа "Отличие священных сооружений православных христиан от сооружений мусульман"

Работа на научно-практическую конференцию младших школьников "Моё первое исследование"...