Священные сооружения
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Мишкина Ирина Николаевна

Основная цель урока сформировать представления школьников о культурном наследии, познакомить с особенностями священных сооружений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyashchennye_sooruzheniya.docx37.57 КБ
Office presentation icon svyashchennye_sooruzheniya.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

*Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Урок «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ» (2 ч.)

Цель урока.

Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока

- формировать представления школьников о культурном наследии;

- познакомить с особенностями священных сооружений;

- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию;

- воспитывать толерантность;

- воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний;

- вырабатывать умения работать с любыми источниками информации;

- развивать эстетический вкус.

Виды деятельности

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, самостоятельная работа с источниками информации, работа с раздаточным материалом, представление презентации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа на компьютере.

Основные термины и понятия

Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Синагога. Мечеть. Минарет. Пагода.

Средства наглядности:

 фотографии священных сооружений с изображением внутреннего и внешнего убранства, песнопения; мультимедийные средства, выставка работ учащихся.

Словарик к уроку

  • Це́рковь (от греч. – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов (храм) в православии, католицизме. У большинства протестантских и евангельских церквей такое сооружение называется домом молитвы.
  • Алтарь – духовное средоточение храма, в православной Церкви устраивается в восточной части церковного здания (апсиде). В центре алтаря – престол. Слева, в глубине апсиды, - жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольное (выносные) иконы, крест. В центре апсиды, внизу, в нише стены, в старых храмах пишется по штукатурке "Отечество".
  • Иконостас – алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
  • Престол – Самое главное место в храме, четырехсторонний стол, стоящий посередине алтаря и служащий для совершения, главным образом, евхаристии.

Престол символизирует таинственное, невидимое присутствие Господа – Царя и Владыки Церкви. Престол также знаменует собой Гроб Господень. На престол последовательно полагают плащаницу, индитию, илитон. На престол кладут Евангелие и крест. Здесь же находится ковчег для хранения Святых Даров.

  • Ико́на (от ср.-греч. – «рисунок», «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.
  • Фре́ска (от итал. – свежий) – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
  • Колоко́льня – башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
  • Ски́ния (др.-греч. – «шатёр, палатка»; ивр. – «обиталище, местопребывание», «шатёр встречи, собрания») – в основном употребляется в значении походного храма евреев.
  • Иерусали́мский Храм (ивр. – «Дом Святости») являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Храм являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Праздник Кущей).
  • Синаго́га (от греч. – «собрание»; ивр. – «дом собрания»; идиш – «школа»), после разрушения Иерусалимского храма – основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
  • Мено́ра (ивр. – «светильник») – золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
  • Мече́ть (араб. – «место поклонения») – мусульманское богослужебное архитектурное сооружение – представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы.
  • Минаре́т (араб. – «маяк») – в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
  • Сту́па (санскр. – «макушка, куча земли, камней») – в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.
  • Па́года (санскр. – «священный, славный»; яп. – «башня сокровищ») – буддийское или индуистское сооружение культового характера.

План урока

  1. Организация деятельности учащихся
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Что такое молитва в христианстве? В чём заключается главное религиозное предназначение иудейского народа? Какие обязанности должен выполнять мусульманин каждый день? Для чего служит молитва буддистов?
  3. Беседа с учащимися по вопросам: Священные сооружения каких религий вам известны? Какие еще религии народов мира вам известны? Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения? Кто из вас знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?
  4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся
  5. Работа в группах: подготовка вопросов по со держанию статьи из пособия для учащихся.
  6. Задание: задать друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся. Попытаться ответить на вопросы товарища. В случае затруднений обратиться к учителю.
  7. Работа с иллюстративным материалом. Еще раз рассмотрите изображения священных сооружений разных религий. Какие из них вы можете назвать теперь? В чем особенности каждого из сооружений?
  8. Задание на дом: Проведи для своих родителей заочную экскурсию по храмам, используя иллюстрации учебника

Структура урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Для настроя на урок звучат классическая музыка, песнопения.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  3. Слово учителя.
  4. Демонстрация презентации. Беседа с классом.
  5. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»
  6. Совершение заочной экскурсии в священные сооружения. Презентация творческих работ.
  7. Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы.

Священные сооружения религий мира

Православная

культура

Иудейская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

  1. Работа с понятиями: Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Синагога. Мечеть. Минарет. Пагода.
  2. Работа с текстом параграфа по группам (с. 30–33).
  3. Работа с раздаточным иллюстративным материалом. Беседа по вопросам.
  4. Работа на компьютере. Урок 12–13. Контроль. Ответы на вопросы.
  5. Тренажёр. Урок 12–13. (Диск к урокам «Основы мировых религиозных культур».)
  6. Ответы на вопросы.
  7. Закрепление основных понятий
  8. Рефлексия. Особенности тренинга.

Тренинг развивает способность учащихся общаться в группе. «Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы?»

Составление отзыва «Мое впечатление от экскурсии».

  1. Задание на дом: вместе с членами семьи подбери иллюстративный материала к теме «Священные сооружения», обсуди с родителями возможность создания творческого проекта о священных сооружениях в поселке, местах, где ты был или хотел бы побывать.
  2. Слово учителя.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Рассказы учащихся на тему: «Что говорит о человеке православная, буддистская, иудейская и исламская культуры»?

Подведение итогов домашнего задания.

Вопрос классу: Что объединяет людей всех религиозных культур?

Обобщение ответов учащихся.

3. Слово учителя. Объединяет людей всех религиозных культур обращение к Богу через молитву. Для обращения к Богу люди собираются в разных местах. Эти места называют священными. Давайте посмотрим, как они выглядят.

4. Демонстрация электронной презентации с изображениями священных сооружений.

Вопрос классу: Назовите эти священные сооружения. (Храмы, синагога, мечеть, пагода)

Обобщение учителя: Это священные сооружения разных религиозных культур. В них народ воплотил самые лучшие свои идеалы и устремления.

Они очень разные по внутреннему и внешнему виду, но служат одним целям.

Задача нашего урока познакомится с разными священными сооружениями. Найти общие черты. С этой целью мы совершим заочную экскурсию в церковь и синагогу, мечеть и пагоду. Мы с вами совершим своеобразную экскурсию, паломничество.

5. Запись в тетрадь темы урока. Как вы думаете, где мы сегодня с вами сможем побывать?

6. Презентация работ учащихся по священным сооружениям.

7. В ходе этого путешествия учащиеся составляют сравнительную таблицу. 

Беседа по таблице: Найдите общее в священных сооружениях.

Подведение итогов сравнения учителем.

Общее:

  • особо святые места
  • звучат слова обращения к Богу
  • символ света
  • правила поведения.

8. Работа с понятиями :Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Синагога. Мечеть. Минарет. Пагода.

9. Работа с текстом параграфа по группам (с. 30–33). Задание: познакомьтесь с данным текстом и сформулируйте ряд вопросов (заданий) для организации на уроке рефлексивного чтения. Подумайте, каким содержанием вы бы дополнили данный текст.

10. Работа с раздаточным иллюстративным материалом. Рефлексия: определить, к какому священному сооружению относится...

11. Работа на компьютере. Урок 12–13. Контроль. Ответы на вопросы.

12. Тренажёр. Урок 12–13. (Диск к урокам «Основы мировых религиозных культур».)

13. Вопросы для обсуждения:

– Какие священные предметы разных религий вам известны?

– Какие традиции разных религий?

– С какими священными сооружениями мы познакомились?

14. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

15. Рефлексия. Особенности тренинга.

Тренинг развивает способность учащихся общаться в группе. «Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы?»

Создается отзыв «Мое впечатление от экскурсии».

– Вам понравились сооружения? Чем?

– Что общего между всеми этими сооружениями? (Назначение, роль, вид)

16. Задание на дом: вместе с членами семьи подбери иллюстративный материал к теме «Священные сооружения», обсуди с родителями возможность создания творческого проекта о священных сооружениях в поселке, местах, где ты был или хотел бы побывать.

РЕФЛЕКСИЯ: создание творческого проекта «Фотогалерея «Священные сооружения».

Учитель:

Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Священные сооружения"

Презентация  по ОРКСЭ "Священные сооружения"...

"священное сооружение"

План- конспект открытого урока по ОРКСЭ. Урок №12 по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Исследовательская работа "Отличие священных сооружений православных христиан от сооружений мусульман"

Работа на научно-практическую конференцию младших школьников "Моё первое исследование"...