Разработка урока по теме "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Татаринова Оксана Викторовна

Разработка урока по теме "Дружба". Модуль Основы светской этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_druzhba.rar103.51 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Татаринова Оксана Викторовна

Район

Ленинский, г.Н.Новгород

Место работы

МБОУ гимназия 184

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Школа России

Тема урока

Дружба

Тип урока

Объяснение нового материала

Цель, задачи

Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к понятию дружбы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с представлениями о дружбе
  • Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока
  • Создать условия для формирования у учащихся осознанного отношения к своим поступкам, размышлений учащихся об осознанном отношении к дружбе.

Необходимое оборудование

Персональный компьютер, проэктор, экран.

Дидактическое обеспечение

Компьютерная презентация, рабочие листы для учащихся, учебник.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • помочь осознать ценность и необходимость дружбы
  • развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, и с общечеловеческими ценностями.
  • предметные
  • знакомство с ключевыми понятиями урока, использование их в собственной устной и письменной речи.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Регулятивные УУД: формирование умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; способность к волевому усилию при работе с книгой.
  • Познавательные УУД: формировать умение понимать  и преобразовывать информацию; умение анализировать содержание текста, формировать умение читать дидактические иллюстрации.
  • Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и вступать в диалог; умение предлагать помощь и сотрудничество; умение строить монологическое высказывание.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Рабочие листы учащихся.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. «Просвещение» 2010
  • Книга  для учителя: рекомендательное пособие для учителей ОРКСЭ общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2010

Дополнительная

  • С.Ожегов, Н.Шведова «Толковый словарь русского языка», 1995
  • Персидская И. Классные часы в начальной школе. «Учитель», 2006
  • Ушакова О. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе. «Литера+» 2008

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Презентация


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель приветствует детей, желает успешной работы, создаёт положительный эмоциональный настрой.

- Я предлагаю вам потереть ладошки. Почувствовали тепло? Возьмитесь за руки и поделитесь теплом ваших рук и сердец друг с другом.

Дети приветствуют учителя,  улыбаются одноклассникам, берутся за руки.

Личностные: положительный настрой на учебную деятельность, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Летучий корабль» (песенки водяного) и выявление главной причины одиночества водяного.

-Почему водяной поёт такую грустную песню? Чего ему не хватает ?

- Определите тему нашего урока.

- Составьте пословицы и высказывания. Соедините  их линией.

- Как вы понимаете смысл пословицы «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Учащиеся высказывают своё понимание ситуации, выясняют, что водяному не хватает друзей и дружеских отношений. (фронтальная форма)

- На уроке будем говорить о дружбе.

Дети работают на рабочем листе.

(работа в паре)

Старый друг лучше новых двух.

На вкус и цвет товарища нет.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друзья познаются в беде.

Сам погибай, а товарища выручай.

Человек без друзей, что дерево без корней

Обсуждение в группах. Мнения детей могут расходиться, вызывать затруднения. (групповая форма)

Регулятивные:  самостоятельное формулирование темы и цели урока, принятие учебной задачи.

Познавательные: осуществление синтеза (составление целого из частей) для понимания смысла и целостного восприятия текста.

Коммуникативные: овладение умением работать в паре и группе, вступать в диалог со сверстниками.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Частично -поисковый метод.

- Запишите всё, что знаете или думаете о дружбе.

- На какие вопросы ответим сегодня на уроке, что хотим узнать о дружбе?

Дети работают на рабочем листе.

Создание проблемной ситуации.

-Что такое дружба?

-Какие отношения существуют между людьми?

-Чем дружественные отношения отличаются от других?

-Можно ли выбрать себе друга?

Регулятивные:  выделение и осознание того, что было известно и что ещё нужно будет узнать

Коммуникативные: постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Словарная работа.

- Расположите по степени значимости слова «товарищ, приятель, знакомый, друг». Попробуйте их объяснить, при затруднении обращайтесь к словарю.

Работа в группах.

Дети предлагают варианты ответов.

Составляют цепочку:

-Знакомый, приятель, товарищ, друг.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, ориентирование в словаре.

Коммуникативные: умение работать в группе, вступать в диалог.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Работа с текстом, приём «инсерт»

- Какие же отношения существуют между людьми? Прочитайте в учебнике стр.32, выделите цветом основные понятия

Стихотворение

Что такое дружба?Каждый знает.

Может быть и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает это слово?

Значит что оно?

Индивидуальная работа с учебником, маркировка текста.

Дети выясняют, что отношения бывают: родственные, служебные, соседские, приятельские, дружеские.

Высказывания детей.

Работа с учебным текстом.

Выделение понятия.

- Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Возможна при соблюдении определённых правил.

Познавательные: извлечение информации, осуществление анализа с выделением существенных признаков, подведение под понятие.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Проблемные ситуации. В группах дети читают небольшие рассказы, отвечают на вопросы, предлагают свои решения.

1 гр. - В. Осеева «Три товарища»

2 гр.- Э. Шим  «Брат и младшая сестра»

3 гр. – И. Туричин «Дружба»

4 гр. – В Осеева « До первого дождя».

Работа в группах.

Обсуждения рассказов, ответы на проблемные вопросы.

- Кто из мальчиков настоящий друг? Как бы поступил ты?

- Почему Санька незаметно подкладывал в кузовок к Варе грибы и ягоды?

- Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?

- Почему покраснели Маша и Таня?

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Личностные: формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действия персонажей произведений.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа по составлению «Правил дружбы». Самопроверка по эталону.

- Допишите недостающие слова в правилах дружбы.

Работа с учебным текстом стр.33

- У дружбы есть свои отличительные черты. Какие – поможет понять текст учебника. Каждая группа работает с одним абзацем.

Дети работают на рабочих листах.

Составление правил дружбы.

  • Умей протянуть руку дружбы…(первым).
  • Не бросай друга…(в беде)
  • Будь к другу…(внимательным)
  • Над недостатками друга…(не смейся)
  • Научись принимать от друга…(помощь)
  • Научись друга…(прощать)
  • Умей признавать свои…(ошибки)
  • Дружбу…(береги!)

Дети работают в группе. Каждая группа разбирает один абзац.

1-избирательность

2-доверие

3-бескорыстность

4-взаимная симпатия и общность интересов.

Дети высказываются, делают выводы, выделяют понятие.

Познавательные: осуществление синтеза (составление целого при восполнении недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста.

Регулятивные: корректировка своей деятельности, определение степени успешности своей работы.

Личностные: самоопределение в жизненных ценностях

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Познавательные: вычитывание текстовой информации, умение делать выводы в результате совместной работы.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Составление кластера «Дружба»

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? Заполните облачка кластера.

Дети заполняют кластер на рабочем листе.

- Доброта, надёжность, верность, честность, преданность, уважение, взаимовыручка. отзывчивость, смелость.

Личностные: самоопределение, формирование нравственных ценностей

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Работа с таблицей ЗХУ. Заполнение графы таблицы «Узнал».

Рефлексия. Дети закрашивают смайлики в соответствии со своим восприятием урока.

Домашнее  задание:

Когда Крокодил Гена искал друзей, он написал объявление. Напиши своё объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтобы с тобой захотелось дружить!

Завершение работы с таблицей.

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Я понял, что…

-  Меня удивило…

Урок понравился. Мне всё понятно.

Урок понравился, но мне не всё понятно.

На уроке мне было скучно.

Регулятивные: осознание уровня усвоения учебного материала, самооценка.

Личностные: умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»