Тема: «Защита Отечества»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты, добра и справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

п. Воротынск  Бабынинского района Калужской области

Тема: « Защита Отечества»

Выполнила:  учитель начальных классов: Новикова Елена Николаевна

2015 год

Тема: «Защита Отечества»

Цели: 

Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты, добра и справедливости.

Познавательные УУД

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу на основании соотнесения того, что известно и того, что неизвестно;

умение планировать последовательность действий;

умение прогнозировать результат усвоения знаний

Коммуникативные УУД:

овладеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Личностные УУД:

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных нормах, социальной справедливости  и свободе.

знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

формировать основы  российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.

прививать любовь к России, к её святым и героям.

Ключевые понятия: Родина, Отчизна, Россия, патриотизм,  национальность, справедливая война.

Средства наглядности:  мультимедийная презентация, стихотворения  по теме, пословицы.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации,  подготовка творческой беседы с членами семьи.

Ход урока

                 1 этап Вводный (организационно – мотивационный )

Оргмомент

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя( слушание музыки леса, голосов птиц).

                  2 этап

Актуализация знаний

Что вам сейчас представилось?  (ответы детей). Как назвать все это одним словом? – Родина.

Работа со словарем. Подберите к слову «родина» синонимы:  (Родина, Россия, Отчизна, Отечество, патриотизм, национальность).

Проводится анализ слов, выясняется смысловое значение каждого слова в совместной  работе

Моя Родина,  синоним, Отчизна - Россия – это земля моего народа, на которой проливалась кровь моих предков, защищавших её  в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его молитвы, традиции и культура.

Патриотизм – это иностранное слово, в переводе означающее любовь к своей родине, своему Отечеству. Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

Национальность – это историческое имя народа. Это имя культуры, в которой вырос и которую  создавал этот народ. Россия – это государство, которое создал русский народ. Коренная культура России –русская культура. Сейчас в России живут люди разных национальностей, всех их объединяет любовь к своему общему дому, все мы – россияне.

«Мозговой штурм (работа в группах, дети выполняют по карточкам;  из разных частей составляют пословицы)

Задание: Закончи пословицы:

С другом по – братски, с врагом - …     ( по – солдатски)

После драки …             (кулаками не машут)

Важен тот пост, на который …                            ( ты поставлен)

Командир без воли, что …                        (птица без крыльев)

Где тревога, туда …                           ( и дорога)

                  Проблемная ситуация

Прочтите эпиграф на доске :

«Ради кого хочешь жить,

Ради тех и погибнуть не страшно»      (святой Василий Великий)

Пред положите, какой будет тема нашего урока?  ( ответы детей)

                3 этап

Объявление темы, целей, задач.

Тема: « Защита Отечества»

Учитель: Конституция РФ Статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.

             4 этап

Основной (информационно – аналитический)

Читает ученик:

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков Ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало

И Преподобный Сергий в ней.

- О каком же Сергии идет речь в этом стихотворении? Какую роль он сыграл в истории Руси? Об этом вы узнаете, прочитав отрывок из учебника.

Работа по учебнику с. 89 – 90 (самостоятельно чтение) Какая ситуация сложилась на Руси в 1380 году? Кто собрал полки для отпора врагу? Показ слайда из презентации. К кому он пошёл просить благословения? Где жил этот святой? (акцент делается на иллюстрацию с. 89). Зачем как вы думаете, Сергий отпустил двух монахов: Ослябю и Пересвета (чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.)

Работа по иллюстрациям учебника: посмотрите на иллюстрацию, что делает Святой Сергий Радонежский? Какие слова он произносит  с. 89?  Почему он уговаривал избежать кровопролития? Как вы считаете можно назвать эту войну оборонительной, а справедлива ли она была с христианской точки зрения? (ответы детей)

 Учитель: Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

Работа в тетради. Урок №28,задание №2 (выполнение самостоятельной работы, с последующим анализом работ).

Учитель делает микрообобщение : Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны.

Чтение отрывка из учебника о Наполеоновской армии. Почему, ребята русская армия не стала мстить Наполеону? (Были милосердны).

Учитель:

Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

На Руси всегда  жили люди, о которых шла добрая молва. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили. Уважали, шли за ними на бой, слагали песни, былины, легенды об их жизни. Посмотрите на слайд. Кто там изображен? Легендарный богатырь, живший в 12 веке, Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в последствии стал монахом.  Каких былинных героев вы еще знаете? (ответы детей).

Среди князей особое почет и уважение заслужил Александр Невский (слайд из презентации).  Какими подвигами он прославился вы узнаете из текста учебника (работа по учебнику). Что народ построил в знак уважения побед Александра Невского, как его чтит православная церковь? К лику  святых православной церкви также  были  причислены  Дмитрий Донской, живший в 14 веке, Федор Ушаков (19в.). Своими подвигами прославились Александр Суворов (18 в.),  Михаил Кутузов (19 в.), Павел Нахимов (19в.), работа по презентации.

Ребята, как вы думаете, какими качествами должны  были обладать  защитники Отечества? (ответы детей). Как вы думаете, русские люди были мужественными только в те, давние времена? (нет, во все времена).

Шли годы, но войны на русской земле вспыхивали регулярно. Об одной из войн, которая будет жить в памяти народа, вы узнаете из стихотворения С. Смирнова.

Ему, солдату, не почём

Угроза смертного пожара,

Стоит с ребёнком и мечём

Он посреди земного шара.

Стоит на главном рубеже

На страх любому сумасброду,

Готов помочь одной душе,

А то и целому народу!

Учитель: О какой войне идёт речь в этом стихотворении? (о Вов). В каком городе был установлен этот памятник? как вы думаете, почему? В чём заключается его символический смысл? Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной? Чем закончилась эта война? Какая эта была война: завоевательная или оборонительная для русского народа?  Кто участвовал в этой войне? Можно ли назвать их защитниками, героями земли русской? (ответы детей). Дети  приходят к умозаключению о том, что в годы  Великой Отечественной войны были тоже свои герои причем разных национальностей, но объединённые одной целью.

Региональный компонент

Задание:

- Вспомните имена героев Великой Отечественной войны (ответы детей).

А кто знает из вас имена героев – земляков нашего края в годы ВОВ ? ( ответы детей, при затруднении, учитель им помогает). Какие подвиги они совершили на благо Родины?  (ответы детей)

         D:\копии документов\2013-04-04\Scan10148.JPG                                  C:\Users\Администратор\Documents\КОПАНЦОВ.JPG

Улица имени Копанцова Алексея Петровича                                      

Учитель: Дети, а на какой улице построено здание нашей школы? (ул. Копанцова). Вы знаете ,кто такой Копанцов? (дети затрудняются, т.к. материал не был раннее изучен).

- Я вам хочу рассказать немного об этом человеке.

Алексей Петрович Копанцов родился в деревне Плетенёвка, что в 7 километрах от Воротынска. Когда началась война, он уже закончил 7 классов, потом курсы механизаторов и работал трактористом в родном колхозе. Но он не мог оставаться дома, когда Родине угрожала опасность и ушёл добровольцем на фронт. С боями он дошёл до Будапешта.11 декабря 1944 года  у деревни Малая Орда (Венгрия) наши войска встретили упорное сопротивление немцев. В виноградниках, окружавших деревню имелось много подвалов и других каменных построек, подготовленных к обороне. Из них вёлся плотный оружейно – пулемётный огонь. Особенно мешал продвижению огонь из крайнего каменного дома. Бойцы залегли. Алексей оказался ближе всех к дому, он пополз вперед. Товарищи вели огонь из ручного пулемёта, отвлекая врага. Он упорно  полз вперёд. До дома оставались считанные метры, он приподнялся и одну за другой, бросил в окно гранаты. Раздались взрывы. Бойцы поднялись в атаку. Вдруг из подвала соседнего дома вновь застрочил пулемёт. В эту минуту сержант А. Копанцов поднялся и с возгласом: «Товарищи, за мной, вперед!» - бросился к подвалу и своим телом закрыл пулемёт. Десятки пуль пробили его тело, он был одним из первых, кто повторил подвиг А. Матросова. За свой подвиг А. Копанцов был посмертно награждён орденом Великой Отечественной войны 1 степени.

Вопросы: Какими качествами обладал этот человек? (мужеством, отвагой, дисциплинированностью, храбростью, решительностью и т. д.). Совершая этот героический поступок, о ком он думал? (о своих товарищах, родителях, Родине).

Наша Родина во все времена славилась своими защитниками. Мы с вами живем сейчас, дети,  в очень сложное время, где много негативного, много зла, соблазнов. Но русский человек всегда был патриотом. И в нашей современной жизни есть место подвигу, причем наряду со взрослыми, его совершают и дети. Об одном таком подвиге вы узнаете, прочитав отрывок из учебника с.88 (Работа  по учебнику)

Послетекстовая работа

Анализ отрывка по вопросам, с показом презентации

-Что произошло в квартире Табаковых? Как поступил брат Яны? Можно ли его назвать героем нашего времени?

_ Какие еще можете привести примеры героических поступков современности? (ответы детей).

Обобщение по уроку.

Мы совершили путешествие по «дороге времени». О ком говорили на уроке?

Имена каких героев вы запомнили, какие подвиги они совершили?

Может ли война быть справедливой? В каком случае? Какая война по – христиански может быть оправда.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, тетрадь, задание №3.

Рефлексия:

У каждого ребенка лист достижений, после заполнения учащимися,  анализирует листы достижений учитель, чтобы выявить уровень восприятия нового материала.

Лист достижений

Ф.И.О.______________________________

Тема урока: «Защита Отечества»

На уроке я узнал   ___________________________________________________________________________

Мне в этом помогли    _________________________________________________________

На уроке мне мешали  ____________________________________________________________

Я хотел бы подробнее узнать о ______________________________________________________

Мне урок понравился, не понравился (подчеркнуть)

Пожелания учителю по проведению урока_______________________________________________

Литература:

Редакционный совет:

Литвинова Ольга Игоревна, Токарева Елена Леонидовна  «Воротынск: помним всех поименно» изд. дом «Кодекс» 2011г.

Интернет ресурсы: презентация  «Верные сыны Отечества» Росляковой Надежды Ивановны, учитель начальных классов  МОУ СОШ п. Донское  Калининградской области  Светлогорского района

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТЧИЗНА — Отечество , родина. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — принадлежность к какой - нибудь нации, народности. Толковый словарь С. Ожегова

Слайд 2

«Ради кого хочешь жить, Ради тех и погибнуть не страшно» Святой Василий Великий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Методическая разработка урока №28 по теме "Защита Отечества"

Цель данного урока сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное  зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Защита отечества"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Защита отечества"...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль ОПК по теме: «Защита Отечества»

На уроке используется проблемо-диалогическая технология, групповая форма работы при выполнении творческого задания...

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" по теме "Защита Отечества"

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...

Урок по модулю "Основы православной культуры на тему "Защита Отечества"

Данный материал можно использовать при подготовке к урокам по курсу ОРКСЭ  при изучении модуля "Основы православной культуры"...