Урок по ОРКиСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Зайкова Анна Павловна

Разработка урока по теме "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дружба

Форма проведения: Урок

Класс 4

Цель: создать  условия для развития и совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Образовательные: уточнить детские представления о понятии «дружба».

Развивающие: способствовать умению аргументировать свою точку зрения, анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями; развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Воспитательные: создать условия для воспитания чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Компетентности: формирование компетентностей в сфере самостоятельной творческой коммуникативной деятельности, компетентности гражданской ответственности. 

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, игровая, групповая, коллективная.

Технические средства обучения: выставка книг о дружбе, толковый словарь, фонограмма песни «Дружба» мультимедийная презентация, плакат «Законы дружбы», мультимедиа,

Методическая литература:

1. учебное пособие ОРКиСЭ. «Основы светской этики» для 4-5 класс. М.: Просвещение,2010.

2. электронное приложение к учебному пособию. ОРКиСЭ. Основы светской этики: учебное пособие для 4-5 классов. М.: Просвещение, 2010

 Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

(Формируемые УУД)

1.Организационный момент.

Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной  одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах.

Великий Фауст Гете говорил: «Самая великая роскошь, это роскошь человеческого общения».

Как вы понимаете это высказывание?

Человек не может быть один. Ему нужно общение. Именно тогда он развивается.

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

2.Сообщение темы и цели урока – «вызов»

А сейчас обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила.

Эти произведения отражают тему нашего урока.

 Как вы думаете, что объединяет героев этих книг, и о чем мы будем говорить?

Догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

Дети формулируют тему урока

- извлечение необходимой информации из книг (П)

- самоопределение (Л)

смыслообра-

зование (Л)

- целеполагание (П)

- понимание  информации, представленной в неявном виде (П)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

- планирование своих действий (Р)

3.Изучение нового учебного материала.

Работа с учебником.

Работа с толковым словарем.

Что такое дружба?

Каждый знает.  

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

-Как вы думаете, что такое «дружба»?

Ответ начните со слов «Дружба – это…»

Итак, ребята ваши ответы….

Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба».

Подберите однокоренные слова к этому слову.

От какого слова произошло слово дружба? (друг)

Как вы понимаете кто такой друг?

- Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь»

Я нашла несколько определений, раскрывающих понятие Дружба.

«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб». – Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». – Джон Ивлин.

Понять эти сложные высказывания о дружбе поможет нам учебник.

- Обратимся к нему и узнаем что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения) запишите в тетради.

У каждой группы на столе -  свое задание. Выполните его в течение времени, обсудите и выберите человека, который будет защищать мнение группы. С сигналом – начали, с сигналом – закончили.

1 группа. 

Зачитайте определения «Дружба», называя источник (отУпражнение

куда выписали).

  - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?

- Общность интересов?

 - Привязанность?

2 группа  Назовите отличительные черты дружбы:

Что такое избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.

3 группа. Работа с притчей.

Прочитайте притчу.

 - О  какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

- От чего может погибнуть дружба?

- Какие ещё пословицы  и  поговорки  о  дружбе  вы  знаете?

4 группа Какие вы выделили основные функции слова дружба. Имеет ли понятие дружба во всех культурах одинаковое значение?

Мы можем сделать вывод, что понятие дружба  во всех культурах имеет одинаковое значение.

 И сказал Абу Давуд: «Человек исповедует религию своего друга и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем он дружит». Какое надёжное и ёмкое слово…Дружба! Если все вокруг подружатся - улыбнётся вся Земля!»

О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне и дворяне.

Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.  

( Мозговой штурм).

Учащиеся пытаются дать определение понятию «ДРУЖБА».

(друг, дружить, подруга, друзья)

• Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней;

 • друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;

 • друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;

 • друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь.

Приложение1.

Дети работают в группах.

(Ребята отвечают на поставленный вопрос).

Приложение 2

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- интерпретация  и обобщение информации (П)

- извлечение необходимой информации из текстов (П)

- анализ и объяснение понятий (П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка  выводов на основе анализа объектов (П)

- выполнение пробного действия (Р)

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- учет разных мнений (К)

- аргументация своего мнения (К)

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

- смыслообразование (Л)

4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей.

Дружбу можно выражать по-разному: можно словами, можно поступками, можно жестами, а можно танцем – танцем дружбы, который я предлагаю вам сейчас станцевать.

Приложение 3.

Спасибо, ребята, за танец. Я вижу, что вы умеете танцевать и умеете дружить

Ученики встают в круг. И выполняют движения.

Песня «Дружат дети всей Земли»

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

5. Закрепление изученного материала.

Игра «Ромашка».

«Законы дружбы»

Интерактивное упражне-

ние «Моделирование дерева дружбы».

- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные  друзья. Друзья на всю жизнь.

- У кого из вас есть настоящие друзья?                                              

Почему вы считаете их настоящими?

                                                   

- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Лепестки этого красивого цветка вы заполняете словами, но не просто словами, а напишите по одному самому главному качеству, без которого дружба состояться не может.

Вам дается 1 минута.

А теперь прикрепите на доску лепестки с «Качествами друга», которые вы написали.

- Теперь мы знаем, что такое дружба, что важно в дружбе, кто такой настоящий друг, какими качествами он обладает.

А зачем нам нужны друзья в классе? Может быть, достаточно иметь друга за школой? Чем дружеские отношения могут помочь? (желание идти в школу, повлиять на успеваемость, надежда на то, что тебе помогут в трудную минуту).

 Поэтому сейчас давайте сформулируем законы дружбы для нашего класса, которые помогут вам укрепить дружеские взаимоотношения в классе.

В группах, на отдельных листах,  запишите 3-4 правила и прикрепите на доску.

Выстраивается список правил дружбы, иначе «Законов дружбы».

- Прочитайте законы дружбы, которые мы все вместе написали.

- В дополнение хочу предложить, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский.

  • Не оставляй друга в беде.
  • Тебе не безразлично, какой твой друг.
  • Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
  • Дружба испытывается в беде и опасности.

- Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будите строить по этим правилам.

- Мне очень хочется, чтобы  мы  вместе с вами посадили дерево дружбы.  Но пока земля не готова его принять. И поэтому мы создадим дерево дружбы  у себя в классе. Сейчас послушайте песенку, и подумайте, чем мы можем заменить листву дерева – дерева дружбы.

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

- Итак, чем можно заменить листву дерева?

- У вас на партах лежат бумажные ладошки. Напишите на них своё имя. Будем считать, что это протянутая вам  рука друга – символ дружбы.

Прикрепите ладошку к дереву дружбы. Мы создали дерево дружбы. Вы можете его использовать как символ вашего класса, а возможно вы сами найдете ему применение.

Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Лепестки ромашки: не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга и др.

- осознание ответственности за общее дело (Л)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-  извлечение необходимой информации из текстов (П)

- формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П)

- осуществление синтеза, составление целого из частей (П)

- подведение под понятие (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве  в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К)

- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)

-  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(Л)

- сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

Ребята, итогом нашего урока явилось создание «Правил дружбы», «дерево - дружбы» Которое, мы поместим в ваш классный уголок.

Был ли разговор полезен для каждого из вас?

 Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

О чем этот урок заставил задуматься?

Какую роль играет дружба в жизни человека? 

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее      сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали.

Помните, всё в жизни зависит от нас!

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)

  1. Домашнее задание.

- Напишите небольшой рассказ о своем друге. А на следующем уроке узнаем, умеет ли такой человек дружить.

- Сегодня мы с вами узнали, что такое дружба, и на память я дарю вам этот слайд-клип «Всем друзьям посвящается».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"

В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение....

Курс ОРКиСЭ. 4 класс Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"

Курс ОРКиСЭ. 4 класс  Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"...

Урок по ОРКиСЭ в 4 классе "Священные сооружения" (1 часть)

Конспект урока по ОРКиСЭ "Священные сооружения"...

Конспект урока ОРКиСЭ 4 класс

Урок ОРКиСЭ по теме Россия - наша Родина разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В методической разработке урока представлены разные формы работы, использованы различные педтехнологии....

презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс по теме "Дружба"

презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс тема "Дружба"...

Конспект урока по ОРКиСЭ, 4 класс

Тема: «Добро и зло»Цель урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий.К ур...