Урок по ОРКиСЭ в 4 классе "Священные сооружения" (1 часть)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конон Наталья Владимировна

Конспект урока по ОРКиСЭ "Священные сооружения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkise.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: 12 (часть первая)

Тема урока: Священные сооружения. Синагога. Мечеть.

Цель:  Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с сооружениями религиозных культур  иудеев и мусульман.

Задачи урока:

 Предметные: 

  • Выявить сущность понятий: «синагога», «менора», «Тора», «мечеть», «михраб», «минарет».
  •  Ознакомить со священными сооружениями иудаизма и ислама.
  •  Показать сходства  и отличия священных сооружений данных мировых религий.

Метапредметные:

  • Развивать  умения учащихся анализировать иллюстративный материал, текст, находя необходимую информацию и реализовывать ее в учебном процессе.

Личностные: 

  • Воспитывать толерантное отношение к культурам основных мировых религий.
  • Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
  • Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, словарная работа (кроссворд, работа со словарём) работа в парах, в группах с источниками информации, работа с текстом, составление фотоколлажа.

Тип урока: изучение нового материала. Урок открытия новых знаний.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые методы: наглядный, частично – поисковый, эвристический.

Формы работы: беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями, с дополнительной литературой.

Основные термины и понятия: Синагога, Тора, менора, мечеть, михраб, минарет.

Техническое оснащение урока: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Педагогические технологии: ЛОО, технология развивающего обучения, деятельностный подход.

Предполагаемый результат: расширение первоначальных знаний обучающихся о священных сооружениях, основанных на личном социальном опыте.

Структура урока

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания  
  3. Введение в тему. Постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала.

- Демонстрация презентации.

 - Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.

- Работа в парах.

  5. Закрепление материала

 -Опрос.

      - Работа в группах с раздаточным материалом.

       - Составление фотоколлажа.

 6.Проверка усвоения знаний

 7.Подведение итогов урока.

      - «Закончи предложения»

8.Домашняя деятельность (дифференцированная): перечитать информацию в учебнике; нарисовать рисунок с изображением  одного из священных сооружений; узнать о священных сооружениях на территории своего города; создать мини-фотоальбом «Священные сооружения иудаизма и ислама в Петрозаводске».

Этапы урока

Хроно-метраж

№ слайда презентации, раздаточный материал

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

Стадия вызова

Организационный момент

Проверка домашней деятельности

СЛАЙД 1.

Приложение 1. (крос-сворд)

Приложение 2. (вопросы к кроссворду)

Настрой  класса на положительное восприятие новых знаний.

Учитель приветствует детей.

-Поговорим?

- О разном и о прочем.

-О том, что хорошо и что не очень.

-Чего – то знаешь ты, а что-то мне известно.

-Поговорим?

-Нам будет интересно.

Проверка домашней деятельности (фронтальный устный опрос) Детям предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифрована тема урока.

Организационный момент.

Проверяют свою подготовку к уроку.

Дети отвечают в рифму:

-О чем?

-Поговорим!

Дети под руководством учителя заполняют кроссворд и выходят на формулирование темы урока.

Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности;

учебно - познавательный интерес к новому знанию;

понимать успешность собственной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности, ориентация на понимание причин успеха;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов и своего народа;

воспринимать речь учителя(одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;

применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Смысловая стадия

Изучение нового материала

СЛАЙД 1

Учебник стр. 30

Слайд 2

Учебник стр. 30 Рубрика «Вы узнаете»

Слайды 3-10

Предлагает прочитать ключевое слово в кроссворде и просит  сформулировать тему урока.

 Учитель просит детей дать объяснение слову СООРУЖЕНИЕ (словарная работа).

Предлагает обратиться к страницам учебник,

прочитать тему урока и попытаться объяснить значение словосочетания СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

Учитель предлагает детям определить цель данного урока.

Просит высказать предположения о том, что дети узнают в ходе урока.

Предлагает прочитать рубрику «Вы узнаете» и дополнить свои предыдущие предположения.

Предлагает ответить на вопрос «Для чего нужны священные сооружения?»

Знакомит с древними священными сооружениями (понятия СКИНИЯ и СТОУНХЕНЖД) и вместе с детьми размышляют над  значением этих сооружений в жизни людей.

Читают ключевое слово и пробуют сформулировать тему урока.

Высказывают свои предположения.

Ученик-консультант зачитывает значение слова СООРУЖЕНИЕ и СВЯЩЕННЫЙ из толкового словаря.

Высказывают свои предположения.

Высказывания детей.

Чтение и высказывания детей.

Высказывают свои мнения.

Совместно с учителем делают вывод.

Регулятивные УУД: принять учебную ситуацию;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осознавать границы знаний, понимать полученные знания;

удерживать цель деятельности до получения её результата.

Физкультминутка

Показывает комплекс упражнений.

Выполняют комплекс упражнений.

Изучение нового материала

Слайд 11

Слайды 12-16

Слайд 17

Слайды 18-23

Слайд 24

Слайды 25-30

Предлагает вопросы, ответы на которые помогут детям определить о священных сооружениях каких религиозных культур пойдёт речь на уроке.

- Тора – священная книга какого народа?

- Народ, который первый поверил в  Единого Бога.

- Кто получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога?

- Основатель этой религии родился в городе Мекка.

Рассказ учителя о священных сооружениях сопровождается слайдами. (Виртуальное путешествие  к священным сооружениям):

- Иерусалимский храм;

- Стена плача

А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).

Демонстрация слайдов с изображением синагоги. (разных по внешнему виду)

Детям предлагается прочитать в учебнике на стр. 31 последний абзац статьи «Священные здания иудаизма» (работа в парах) и выделить ключевые слова.

Учитель сообщает дополнительный материал, обращая внимания на иллюстративный ряд.

Предлагает совершить виртуальную экскурсию по синагоге.

Отвечают на вопросы и делают вывод, что сегодня на уроке мы будем говорить о священных сооружениях иудаизма и ислама.

Дети описывают иллюстрацию, отмечая величественность, правильные формы сооружения.

Ученики удивлены, что стена является местом памяти даже в настоящее время.

Рассматривают иллюстрации и делают вывод о том, что внешне синагоги могут выглядеть по-разному.

Ученики в паре читают статью в учебнике, анализируют ее содержание, выделяя ключевые слова. (свиток Торы, менора, доска с Десятью заповедями).

Дети имеют возможность задавать вопросы об увиденном.

Ученики пытаются вспомнить увиденные предметы, дают им описание, делятся впечатлениями .

Познавательные УУД: желать включиться в учебный процесс;

строить речевое высказывание в устной форме;

классифицировать объекты, выделять признаки;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания;

учить вчитываться в текст, выделять ключевые слова, делать выводы;

уметь обобщать изученное, делать собственный вывод;

оценивать полученные знания, соотносить их с собственным опытом, понимать учебную информацию;

уметь преобразовывать объект, творчески переделывать.

Физкультминутка

«Самолёты»  

Выполняют комплекс упражнений.

Изучение нового материала

Слайды 31-32

Слайды 33-44

Слайд 45

Слайды 46-56

Учитель сообщает детям, что они оказались на востоке страны, около священного сооружения мусульман, которое называется мечеть.

Предлагает «ученику-исследователю» рассказать об устройстве мечети, сопровождая рассказ иллюстративным материалом из презентации.

Просит детей ответить на вопрос:

-Как надо вести себя в мечети?

Обращает внимание детей на особые правила поведения в мечети, сопровождая рассказ показом иллюстраций.

Рассматривают иллюстрацию с изображением мечети, делятся впечатлениями.

«Ученик-исследователь» рассказывает об устройстве мечети, выделяя основное (Минарет, михраб, отсутствие изображений живых существ)

Обучающиеся слушают, рассматривают иллюстрации, задают вопросы.

Ученики предлагают правила поведения в храме.

Ученики высказывают свое мнение.

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение;

задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания;

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы(классификация)

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Слайд 57

Предлагает ответить на вопросы:

-Какие священные сооружения мы узнали?

-Подберите имена прилагательные для описания этих зданий.

-Нужны ли сегодня в 21 веке человечеству эти здания?

- Почему?

-Как человек к ним относится?

Ученики называют священные строения, подбирая определения.

Дети доказывают необходимость уважительного отношения к старинным святым местам.

Закрепление

Приложение 2.

Работа в группах. Создание ФОТОКОЛЛАЖА.

Работают в группах, создают фотоколлаж. По иллюстрациям, которые остались прогнозируют тему следующего урока.

Рефлексия

Сообщает об остановке виртуального путешествия и предлагает задание:

.

Закончи предложения:

На уроке я узнал…

На уроке меня удивило…

Я бы хотел узнать…

Я хочу сказать «спасибо»…

Дети продолжают предложения.

Домашняя деятельность

Предлагает 3 вида домашних заданий на выбор: репродуктивное(Р), продуктивное(П), творческое(Т)

-Предлагаю выбрать задание по интересам.

1)Прочитайте страницы в учебнике с.30-31, с. 32-33ответьте на вопросы.(Р.)

2)Нарисуйте по представлению  священное сооружение.(П.)

3)Узнайте, какие священные сооружения есть в нашем городе. К каким мировым религиям они относятся. Создайте мини фотоальбом о священных сооружениях иудаизма и ислама в  Карелии.(Т.)

Обучающиеся могут выбрать любое задание, при желании выполнить в паре с другом или в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Урок по ОРКиСЭ "Священные сооружения"

Урок по ОРКиСЭ "Священные сооружения"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

Урок ОРКСЭ на тему "Священные сооружения"

Сформировать представление об основных священных сооружениях  мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть....

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Священные сооружения"

В материале представлен конспект урока и соответствующая ему презентация....

Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.

данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...