Рабочая программа по Основам православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Онофрийчук Людмила Алексеевна

            Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2013. 

           Модуль «Основы православной культуры»   по авторской программе А.В. Кураева  обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из

·      учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;

·      программы к курсу под редакцией Кураева А.В.;

·      методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;

·      электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».

·      Данный предмет входит в образовательную область  - Духовно – нравственная культура народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie.rar70.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля.

Дом. зад

Дата

Факт

1 четверть 8 часов)

1

Россия — наша Родина

1

Комбинированный

Рассказать об особенностях учебного предмета «Основы

православной культуры», о его целях и задачах.

Познакомить учеников с текстом Государственного Гимна

России и на его примере раскрыть значение слова «священный

Знать:

- текст гимна Российской федерации

Знать:

- что такое духовный мир человека

- что такое культурные традиции

 и для чего они существуют

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

с.4-5

Читать наизусть Государственный Гимн России.

2

Культура и религия

1

Комбинированный

 Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры

Знать: историю возникновения и распространения православной культуры

Задания

по группам

с.6-7

Уметь выражать слова благодарности в различных формах.

3

Человек и Бог в православии

1

Комбинированный

Знакомятся с основами  духовной традиции православия

Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Знать: основы духовных традиций православия

Уметь:

 Понимать, как вера

влияет на поступки человека

Фронтальный опрос

с.8-11. Ответы на вопросы

4

Православная молитва

1

Комбинированный

Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать

Знать:

- что такое православие;

- что значит слово благодать

- кто такие святые

- о молитве «Отче  наш»

Индивидуальный опрос

с.12-15 Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается

молитва от магии.

5

Библия и Евангелие

1

Комбинированный

Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча

Знать: основные понятия православной культуры

Ответы на вопросы

с.16-19 Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких

частей оно состоит.

6

Проповедь Христа

1

Комбинированный

Вера, Нагорная Проповедь,

Знать:

- чему учил Христос,

- символику креста.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Индивидуальный опрос

с.20-23 Объяснить, чему учил Христос.

7

Христос и Его крест

1

Комбинированный

Воплощение, Голгофа,

Знать:

- как Бог стал человеком;

- почему Христос не уклонился от казни;

- Символику креста

Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.

Фронтальный опрос

с.24-27 Рассказать о Рождестве

Христове.

8

Контрольный урок

1

Урок-контроля

2 четверть (8 часов)

1

Пасха

1

Комбинированный

Русская Пасха, Пасха Христова,  Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо

Спаситель

Знать:

-что воскресенье не только день недели

- что такое Пасха

-как празднуют  Пасху

Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

Фронтальный опрос

С.28-31

Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем.

2

Православное учение о человеке

1

Комбинированный

Душа

Тело

Болезнь Души

Знать:

- чем бог одарил человека;

-что такое «образ божий»

-Душа, Тело

Фронтальный опрос

С.32-35 Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу».

3

Совесть и раскаяние 

1

Комбинированный

Раскаяние

Совесть

Добро, грех, зло, покаяние

 Знать:

Что христиане

считают добром, злом,

грехом, что такое совесть,

раскаяние, покаяние

Фронтальный опрос

С.36-39. Ответы на вопросы

4.

Заповеди

1

Комбинированный

Заповеди

Моисея

Знать:

- что общего у убийства и воровства

- как зависть гасит радость

Познакомить с нравственными нормами поведения христиан

Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.

Индивидуальный опрос

С.40-41. Повторить заповеди Моисея

5

Милосердие и сострадание

1

Комбинированный

Самарянин

Милосердие

Сострадание

Милостыня

Знать:

Кого христиане

называют «ближним»? Как христианин должен

относиться к людям?

Что такое «милосердие»,

«милостыня».

Фронтальный опрос

С.42-45.Творческий проект «Ближний для меня – это….»

6

Золотое правило этики

1

Комбинированный

 Золотое правило этики - неосуждение

Знать:

-главное правило человеческих отношений

- что такое «неосужение»

Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасив

Фронтальный опрос

С.46-47 Сочинение на тему: «Не судите, да не судимы будете»

7

Храм

1

Комбинированный

Знакомятся с устройством храмов

Знать:

- что люди делают в храмах

- почему изображают невидимое

Познакомить с храмами Нового Уренгоя

Знать :

для чего людям

нужен храм, что они там

делают?  

Как устроен

православный храм?

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона»,

«иконостас», «канун»,

«поминание»,

«благословение»?. Что такое «церковно-

славянский язык»?

Фронтальный

опрос

С.48-51. Рассказать, как устроен православный храм

8

Контрольная  работа Творческие работы учащихся

1

Комбинированный

Защита творческих проектов

 Знать:

Как готовится

творческая работа, какие

существуют виды

творческих работ? Как пользоваться литературой и

др. источниками

информации?

Как правильно

отобрать нужную

информацию и сделать выводы?

Работа по группам.

Фронтальный опрос

3 четверть (10 часов)

1

Икона

1

Комбинированный

 Показать ученикам великую православную святыню, связывающую православную историю и культуру Византии и

России. Познакомить с историей шествования Владимирской иконы Божией Матери по центрам русской государственности (Киев – Владимир – Москва), а также историей прославления и почитания этой величайшей святыни

Знать:

 В чём состоит отличие иконы от обычной

живописной картины, и почему?  Зачем христианам

нужны иконы, и как на иконах изображается

невидимый мир?

Фронтальный опрос

С.52-55. Ответы на вопросы

2

Как христианство пришло на Русь

1

Комбинированный

Познакомить учеников с государственно церковной деятельностью святого великого князя Владимира — Крестителя Руси. Рассказать о переменах в общественной жизни Древней Руси после принятия православия. Раскрыть

значение Крещения Руси как просвещения Руси: показать

значение этого события для развития книжной культуры и

школьного обучения в Древнерусском государстве.

Знать:

Что такое

Евангелие, Пасха, храм и икона.

 Кто такой Иисус

Христос?

Узнать: что такое Церковь

и крещение.

Как Русь стала

христианской страной?

Тест

3

Подвиг

1

Комбинированный

 Подвиг

Жертва Богу

Подвижник

   Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Работа

по группам

4

Заповеди блаженств

1

Комбинированный

Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец

Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

5

Зачем творить добро

1

Комбинированный

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».                                              Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

 Работают   с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную

Знать:

 В чём, как и почему христиане  подражают Христу, чему радуются

Святые?

Беседа по вопросам

6

Чудо в жизни христианина

1

Комбинированный

Святая Троица, добродетель, вера,

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Фронтальный опрос

7

Православие о Божием суде

1

Комбинированный

Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.

 Уметь объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Беседа по вопросам

8

Таинство Причастия

1

Комбинированный

Православные таинства. Крещение. Миропомазание,  исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия)

Знать:

как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.

Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную

Фронтальный

опрос

9

Монастирь

1

Комбинированный

Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.Инок

Знать:

почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.

Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку

Устный опрос. Урок-контроля

10

Контрольная работа. Творческие работы учащихся

1

Урок-контроля

Тест

4 четверть (8 часов)

1

Отношение христианина к природе

1

Комбинирванный

Христианское милосердие

Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Знать:

что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Фронтальный опрос

2

Христианская семья

1

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Знать:

Почему заключение

брака в церкви называется

«венчание»?

 Что означает венец над молодожёнами?

Что означает обручальное кольцо?

Беседа по вопросам

3

Защита Отечества

1

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.

Беседа по вопросам

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.

4

Христианин в труде

1

Комбинированный

Знать:

о первом грехе людей, какой труд напрасен.

Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.

Работа по группам

Нарисовать дерево добрых дел

5

Любовь и уважение к Отечеству

2

Комбинированный

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.

Знать:

Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура

Фронтальный

опрос

6

Экскурсия в Храм

1

Экскурсия  

Экскурсия

7

Контрольная работа. Творческие работы учащихся

1

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.

Защита проектов, презентаций

Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите.                                              Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации

8

Урок-обобщение

1

Подвести итоги знакомства учащихся со священными

страницами родной истории. Вспомнить текст Государственного Гимна России. Закрепить понятия «святой»,«священный».

Уметь:

Грамотно презентовать

свой творческий проект.

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Индивидуальный опрос