Урок по курсу ОРКСЭ для 4 класса "Представление православных христиан о Боге"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Колесник Ольга Валериевна

Материал для проведения уроков ОРКСЭ в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по ОРКСЭ19.03 КБ

Предварительный просмотр:


Урок ОРКСЭ 4 класс

Разработала учитель МБОУ Одинцовская НОШ №2 Колесник О. В.

Тема: Представление православных христиан о Боге.

Цель: 1. познакомить с представлениями православных христиан о Боге; актуализировать представления учащихся о понятиях: культурные традиции, культура¸ религия, этика;

           2. формировать интерес к изучению православной культуры; представления о том, как православные христиане представляли себе Бога, об отношении человека к Богу.

  1. воспитывать духовное и эстетическое восприятие православной культуры; первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь.

      Задачи урока: закрепление понятий о культурных традициях, культуре, религии, этике, работая по таблице; отработка выразительного осознанного чтения материала учебника; формирование навыков строить связанное высказывание на заданную тему; развитие навыков работы с учебником, тетрадью, наглядным материалом (таблицы, иконы); знакомство с понятиями свобода, доброта, любовь; первые представления о Боге как о Святой Троице.

Задачи в области формирования УУД

познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников;

регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока;

коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: слайды, толковые словари, ватман, фломастеры, таблички со словами «Бог», «православные христиане», «Троица», «Бог Отец», «Бог Сын», «Бог Дух Святой», «Творец», «Вечный», «Вездесущий», «Всемогущий», «Всеблагой», таблицы (распечатанные или на доске), иконы с изображением Святой Троицы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Выделение проблемы

     ( на доске слова «Бог», «Православные» )

    - Прочитайте слова. Какие у вас возникают вопросы?

    ( Кто такой Бог? Можно ли его увидеть? Кого называют православными?

и т.п.)

  • Попробуйте объединить эти два слова в один вопрос.

  1. Определение темы урока.

   - Попробуйте сформулировать тему урока, глядя на ключевые слова и вопросы. ( Дети выдвигают различные версии)

   4.Открытие нового знания.

Посмотрите на таблицу. Всё ли здесь правильно? Давайте исправим ошибки и стрелочками установим соответствие между понятием и его определением.

Понятие

Определение

культурные традиции

всё, что создано человеком

культура

наука о том, как себя вести в обществе

религия

то, что нам досталось от предков

этика

вера в Бога

   - Как вы думаете кого называют православными христианами?

( В ходе обсуждения формулируется определение: Православные христиане- это люди, которые верят в Бога, любят свою землю и всех людей.) Записывают в тетрадь.

Работа с учебником.
- Прочитайте в учебнике (стр. 7) о том, как описал иностранец наших предков, живших в 17 веке.


Вопросы:
- Какие традиции наших предков мы сохранили и сегодня?
(Ответ: в праздник ходят в церковь в лучших одеждах, молятся. На Пасху
целуются и говорят: «Христос воскресе!» Женщины за столом сидят вместе с мужчинами.)

  • Что не смогли сохранить?
    ( Примерный ответ: не закрыты винные магазины, не все ходят в храм.)


- Стоит ли эти традиции восстановить, почему?


- Иностранец восклицает: «Несомненно, все они святые!» Как вы думаете, а они сами считали себя святыми или нет? Почему?

Читаем по ролям сведения на стр. 8
Обсуждение:

- Оцените поступок Вани. Объясните, почему вы так его оцениваете.

- Ваня не смог объяснить ребятам, кто такой Бог. Можно ли считать Ваню верующим?
(ОТВЕТ: Да, так как он уверен, что Бог есть, Ваня чувствует его защиту).

- С кем сравнивает Ваня Бога? Почему?

- Верующие люди называют Бога Творцом. Что такое творчество?

Творчество – это создание чего-то нового, чего раньше не было(запись в тетрадь).

- Что, по мнению верующих, сотворил Бог? (Ответ: мир и человека).

  -Кто такой Бог? (обсуждаем).

  -А теперь давайте обратимся к толковому словарю (работа в парах).

  • Бог открыл нам о себе непостижимую тайну- тайну Святой Троицы.

  -Можно ли увидеть Бога? (обсуждаем).

Учитель подводит итог и дополняет: глазами увидеть Бога невозможно. Мы знаем о Нём только то, что Он сам открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух. Бог впервые являет Себя миру в момент Крещения Иисуса Христа как Единство в трёх Лицах.

Сообщение учителя о том, во что верят православные христиане:

(учащиеся слушают, по мере чтения статьи делаем записи в тетрадь о происхождении слова Бог и о его родстве со словом богатый).

«Каждый человек и каждый народ по-разному представляет Бога. Не случайно в разных языках слово «Бог» родственно различным словам и понятиям, каждое из которых, впрочем, может сказать нечто о свойствах Бога. В древнюю эпоху люди пытались подобрать те слова, при помощи которых они могли бы выразить свое представление о Боге, свой опыт соприкосновения с Божеством.


В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние», «счастье». «Богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему…


На языках германского происхождения слово «Бог» — английское God, немецкое Gott — происходит от глагола, означающего «падать ниц», падать в поклонении. «Людьми, которые в раннее время стремились сказать нечто о Боге, — говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний (XX в.), — не было сделано попытки Его описать, очертить, сказать, каков Он в Себе, а только указать на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом, когда вдруг его осияет Божественная благодать, Божественный свет. Все, что человек может тогда сделать, это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в такой близости и в таком дивном сиянии». Апостол Павел, которого Бог осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, тотчас «упал на землю... в трепете и ужасе» (Деян. 9:4,6).

-Нам даны Богом такие понятия, как свобода, разум, совесть, доброта, любовь. Что это такое? (Обсуждение).

 

Соотнесите эти понятия с определениями (на ватмане):

возможность выбирать (выбирая, приближаемся к Богу);

ум, знание, понимание; внутренний голос человека (чтобы отличать добро от зла);

доброта (хорошее отношение к людям);

любовь (самопожертвование).

-Как же определить существование Бога, если он не видим? (обсуждаем)

-Мы не видим Бога, но понимаем и чувствуем Его могущество, Его заботу. Многие люди испытали на себе в минуту опасности, будто какая-то неведомая сила отводила беду и спасала. Постичь тайну Бога невозможно, прикоснуться, увидеть. В Бога можно только верить.

-Равноапостольный святой Кирилл так толкует учение о Троице: « видите на небе круг блестящий (солнце), и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец как солнечный круг, без начала и без конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как то солнца- свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт тепло- исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло. Но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: тир в ней лица, а Бог Единый и нераздельный».

-Как же православные христиане представляют Бога?

-Бог есть особое духовное Солнце, которое вечно и непрерывно изливает на нас неизреченные (необъяснимые) красоту, тепло и свет.

  • Как вы думаете, откуда люди узнали о Боге?  Работа в тетради  ( с записью основных понятий о Боге).


Слово учителя: В Священной истории сказано, что Бог Сам дал знание о Себе. Бог – это Дух. Он находится везде, но его нельзя увидеть. Он вечен. Он вездесущий, всеведающий, всеблагий, всеправедный, вседержитель, промыслитель, неизменяемый. Бог есть Любовь (которая предполагает самопожертвование, желание отдать себя другим людям). Он один в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух.

На доске выставляются слова: «Творец», «Вечный», «Вездесущий», «Всемогущий», «Всеблагой».

Запишите эти слова в тетрадь.

(Бог-Творец всего материального и духовного;

Бог - Вечный. У Бога время не существует;

Бог - Вездесущий. Он знает и помнит всё: дела, слова, мысли каждого человека;

Бог - Всемогущий. Для Бога нет ничего невозможного;

Бог - Всеблагой. Он всегда делает только добро и изливает на каждого человека свою любовь).

Посмотрите на икону с изображением Святой Троицы. Как она изображена?

Одним из праведников, которому Бог себя открыл, был Авраам.
Однажды почтенный старец Авраам в знойный день сидел у своего шатра в тени дуба. И увидел он, что против него стоят три странника. Авраам побежал им навстречу и с поклоном встретил их. Он предложил им отдохнуть и подкрепиться пищей. Странники зашли к нему, Авраам подал хлеб, приготовленный его престарелой женой Саррой. И они ели. И сказал ему один из странников, что через год снова будет у них, и у них родится сын. Услышав эти слова, Сарра рассмеялась про себя. Но странник сказал: «Ты смеялась. Но есть ли трудное для Господа?» Тогда Авраам понял, что это не просто странники, а Сам Бог. Через год у Авраама и Сарры родился сын.

Вопрос: Что же Бог делает для людей?

Слова учителя:

Итак, из Священного Писания мы узнали о том, что Бог Сам открыл себя людям. И те, кому Он представал, становились духовно прекрасными : «Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоём радуются весь день», - так говорится в псалме 88: 16, 17 о таких людях.

– У каждого человека есть имя, и мы пишем имена с большой буквы. И Имя Бога – Творца, надо писать с большой буквы. Христиане пишут с большой буквы также все местоимения, обозначающие Его (Он, Его). Слово «Троица» относится к Богу (Он один в трёх лицах), Троица нераздельна. Человек во все времена пытался постигнуть тайну Святой Троицы. Приведу примеры.

В давние времена жил святой человек Августин. Долго размышлял он об этой тайне. Как-то шёл Августин по берегу моря и увидел мальчика, сидящего на песке. Мальчик выкопал ямку и лил в неё воду из моря.
- Что ты делаешь?- спросил блаженный Августин.
-Я хочу море перелить в эту ямку, - ответил мальчик.
И понял святой, что невозможно человеку понять умом тайну Троицы, как море нельзя вместить в эту ямку.

Святой Кирилл (вместе с братом Мефодием они создали славянскую азбуку, чтобы люди могли на своём языке читать слово Божье) говорил людям: «На небе одно солнце. Но солнцем мы называем и солнечный круг, и солнечное тепло, и солнечный свет».

  1. Физкультминутка.

6. Закрепление знаний.

            (Работа в группах)

—Нарисуйте ромашку с длинными лепестками. В центре напишите слово «Бог». На лепестках запишите слова, которые, как вы думаете, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Прикрепите свой цветок к ватману и расскажите, что в вашем понимании означает Бог.

  1. Итог урока.

Христиане во все времена старались приблизиться к Богу. Для этого они учились выполнять главные заповеди Божии: любить Бога и других людей, помогать им, нести добро и мир. Вера в Бога освещала жизненный путь и давала любовь.

8. Рефлексия:

Сегодня я узнал…

 Было интересно…

 Я понял, что…

 Теперь я могу…

 Я почувствовал…

  1. Домашнее задание:

Обсудите с родителями сегодняшний урок, попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Проект урока по курсу ОРКСЭ (модуль: Основы православной культуры)

Используемые на уроке технологии и методы создают возможность на материале урока формировать коммуникативные и познавательные компетенции учащихся....