«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ ».
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ключевая Оксана Николаевна

Работа с притчами на уроках ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_na_zachet.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОУ ВПО Московский институт открытого образования

Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров

Кафедра философии образования

                           

РЕФЕРАТ

на тему:

«Использование притч  в  процессе

преподавания курса ОРКСЭ ».

                                                                                 Выполнила:

                                                                               Ключевая Оксана Николаевна

Учитель ГБОУ прогимназия № 1642

                                         

Москва 2014

«Использование притч  в  процессе    преподавания курса ОРКСЭ»

    Общей целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», помимо решения задач социализации и воспитания, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей,  живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время  важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

     В рамках культуроведческого подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который  она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.

    В связи с этим важным в содержании учебников является то, что понимание человеческой культуры передается через призму истории всего человечества, через его развитие, что требует раскрытия связи современности с прошлым. Материал учебников подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли представлять себе, как жили наши предки, представители различных сообществ, раньше и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды —все, что  включает в себя их образ жизни.

     Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, через быт людей, поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру. В учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (священные книги, притчи, словесные формы языка: приветствие, прощание, обращение и т. д.), образом жизни, повседневным поведением — т. е. течением жизни в ее реально-практических формах.

    В то же время быт — это мир вещей, который связан с глубинными символами, с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох и культур. Через быт раскрываются те невидимые черты культуры, по которым человек узнает своего или чужого.

Одной из форм работы на уроке является знакомство и работа с притчами.

 Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения. Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве. Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.  

Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ. Из поколения в поколение они передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости  и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.

В силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания курса ОРКСЭ в 4-5 классе .

Главная задача учителя – организация сопереживания на каждом уроке. Учитель должен организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.

При этом обязательно должно учитываться следующие моменты: тщательная проработка замысла урока; логическая последовательность смысловых частей учебного материала – притчи; событийный анализ притчи, как цепь «экстремальных ситуаций»; факты-раздражители для основных событий урока; «оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»; предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке; образное осмысление смысловых частей в событийной цепи притчи (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.); предвидение реакции учащихся на запланированные события.

Функции притч

  •  Функция зеркала.

Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

  •  Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

  •  Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

  •  Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Выделяют такие основные правила и приемы композиции урока:

 цельность урока;

связь и взаимная согласованность всех элементов композиции;

передача через единичное общего;

контраст и повтор;

главное и второстепенное;

зрительный и звуковой ряд;

подчиненность всех закономерностей и средств композиции замыслу урока.

Рассмотрим основные композиционные элементы притчи.

Этап

Содержание деятельности

Экспозиция или исходное событие.

Этот элемент очень важен. Экспозиция задает тональность притчи, вводит учащихся в образ, направляет внимание на главную идею, дает установку на последующую работу.

Завязка (основное событие).

Это этап перевода исходного события в открытый педагогический конфликт; определяется проблема притчи.

Разработка

Углубление проблемной ситуации, поиск решения проблемы

Кульминация (центральное событие)

Критическая точка в композиции притчи, вершина эмоционального напряжения – это решение поставленной задачи, проблемы притчи.

Развязка

Финал, главное событие – этап обобщения и формулировки выводов. Этот этап дает повод к дальнейшим, самостоятельным творческим поискам учащихся. Развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока.

Последействие

Самостоятельный творческий поиск. Самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства

Работая с притчами можно включать в урок следующие задания:

1. Постановка вопросов.

2. Ответы на поставленные вопросы.

3. Выделение основных мыслей и ключевых понятий.

4. Иллюстрация и окончание.

5. Схема.

6. Театрализация.

Выделяют следующие способы использования притч в учебном процессе: обсуждение основной идеи и смысла истории; обсуждение названия притчи. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Иллюстрирование притчи – предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения. Сформулировать свои вопросы по тексту притчи или ответить на поставленные вопросы. Выделить ключевые понятия. Инсценировка по рассказу (истории) Загадка, на которую нужно дать ответ. Найти, предположить или вставить пропущенные слова. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Рассмотреть притчу с ролевой позиции представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т. п. Сравнение нескольких притч.

При разработке вопросов к притчам, можно учитывать такие типы вопросов, как открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ; закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов; ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации; проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия; направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию; направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения; проясняющие вопросы.

Способы использования притч в учебном процессе

  • Обсуждение основной идеи и смысла истории.
  • Название притчи.
  • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.
  • Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Выделить ключевые понятия.
  • Инсценировка по рассказу (истории)
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)
  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)
  • Сравнение нескольких притч

Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение. Кроме того, все сакральные тексты используют аллегорию и метафору, поэтому, когда, например, в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» или «Основы иудейской культуры» учитель рассказывает о переходе иудеев по дну Красного моря. Учащиеся нередко начинают спорить: что это – обычная легенда или образное описание необычайно сильного отлива, позволившего древним иудеям пройти по дну, тогда как гнавшихся за ними египтян уже захлестнуло наступающей волной. При этом главное символическое значение исхода из Египта как избавление от рабства (не только физического, но и духовного) остается на втором плане.

Еще одним существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. В качестве примера, рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее.

«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14)9.

Глубинный смысл этой притчи останется закрытым для детей, если учитель не объяснит им характер исторической и культурной антиномии «мытарь – фарисей». На территории древней Палестины и среди иудейского народа именно фарисеи были одной из наиболее могущественных религиозных групп и выделялись своим благочестивым поведением, стремлением соблюдать силу еврейского религиозного Закона, тогда как мытари были сборщиками налогов в провинциях Римской империи и крайне непопулярными членами общества. Однако именно искренне кающийся мытарь, изображенный в этой притче, получает оправдание. С другой стороны, если вы внимательно вчитаетесь в текст молитвы фарисея, то во второй части вы не найдете ничего предосудительного: он искренне перечисляет свои добродетели, которых достиг. Именно первая часть, где фарисей сравнивает себя с другими и, более того, с мытарем, стоящим поодаль, которого ставит самым последним в ряду «грабителей, обманщиков и прелюбодеев» – это делает его молитву недостойной.

Примеры организации работы с притчами:

1.Путники и медведица

        Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым. И когда медведица  придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят: мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»

  • Как вы думаете, что сказал один приятель другому?
  • Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
  • В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
  • Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».

2.Щедрый подарок

        Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро. 

  • Какой  вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель)
  • Почему   Вася   захотел   отдать   медовик   Пете?
  • О чём это свидетельствует?
  • Что не понял из совета отца Василий?

3.Башня

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю.

        Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.

  • Предположите, чем заканчивается история.

4.Раввин и мыловар

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

-Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

- Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

-Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться.

-Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

  • Сформулируйте основную мысль притчу.

5.              Друзья

В Сиракузах жили два друга - Дамон и Финтий. Дамона арестовали за долги и приговорили к смерти. «Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы устроить свои домашние дела, - попросил Дамон правителя города Дионисия,- а вместо меня останется Финтий». Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошёл вечер, Финтия уже вели на казнь. Но тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон: «Я здесь, прости, что замешкался». Дионисий, увидев это, воскликнул: « Ты прощён! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!»

1.Работа с заголовком притчи до чтения. ( слайд с заголовком «Друзья»)

-Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?

-Зачем нужны друзья?

2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

-Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?

-Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?

(Сам погибай, а товарища выручай. Друг познаётся в беде.)

3.Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Слайд  с содержанием текста притчи.)

-В каком городе происходило действие? Прочитайте название города.

-Кто герои притчи? Назовите имена.(Дамон и Финтий-друзья, Дионисий-правитель города Сиракузы)

-Что случилось с Дамоном?

-О чём он попросил правителя Дионисия?

-Поверил ли Дионисий. Что Дамон вернётся на казнь?

-Почему же всё-таки правитель отпустил Дамона «устроить свои домашние дела»?

(Хотел проверить его слово, дружбу.)

-Кто остался вместо Дамона в тюрьме?

-Что грозило Финтию, если бы не вернулся Дамон?

-Что спасло Финтия о т казни? (Великая дружба)

-Какое выражение в тексте показывает, как спешил Дамон, чтобы не подвести друга?

( «продирался сквозь толпу»)

-Как всё закончилось?

-Почему так милостив был правитель Дионисий к  Дамону?

-Мог ли он разлучить настоящих друзей?

-Какова была просьба Дионисия к друзьям?

4.Вывод: - Чему учит нас эта притча?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Настоящая дружба бесценна.)

Работая с притчами на уроках, хорошо использовать  метод художественно-педагогической драматургии.

Большой привлекательностью для младших школьников обладает такая форма организации учебной деятельности, как драматизация (театрализация), т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации итогов выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Конечно, самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок - мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии. В своей работе наше предпочтение отдается урокам-спектаклям и путешествиям. В связи с тем, что сам метод «завязан» на личности автора - педагога, в нем много зависит от ситуации и реакции учащихся, требует педагогической импровизации. Опыт показал, что этот метод является трудным в освоении, но предоставляет большую свободу для педагогического творчества, для учителя.

Личностное развитие ребенка, овладение различными компетенциями идет через участие детей и в других формах проведения уроков.

·Урок - спектакль отрабатывает навыки поведения детей на сцене. (Ценностно - смысловая, коммуникативная компетенции).

·Урок - портрет дает величайший урок нравственности на примере выдающихся людей. (Учебно-познавательная, ценностно-смысловая)

·Урок - путешествие (Заочное путешествие по храмам)

·Урок - аукцион, как урок промежуточного контроля, урок - зачет.

·Демонстрируют  одно за другим произведения (притчи, рассказы) - ученики «покупают» их (кто больше расскажет о них, тем выше оценка).

·Урок - диалог искусств проводится в конце года, курса. Формирую блоки вопросов, сталкивая разные творческие методы. Учащиеся работают в группах, защищают свои проекты. К уроку дети готовят презентации.

Вывод. Притчи это  простые рассказы, но они  могут совершить чудесное превращение в каждом, кто вдумчиво их читает. Притчи подобны зерну, которое, попадая в благоприятную почву, даёт удивительно прекрасные всходы.

Приложение.

Урок по ОРКСЭ на тему: «Добро и зло».

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями

   Задачи:

  1. Обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию,формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах.

Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

 Ключевые слова: добро, зло.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Светская этика», толковый словарь С.И. Ожегова, учебник.

Педагогические технологии: решение проектных задач, здоровьесберегающее.

Формы и виды работы : беседа, устное высказывание на тему, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом рассказа и притчи.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Если добрый ты…»)

Если добрый ты…        
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
 
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

Придумано кем-то просто и мудро  при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

  1. Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока «Добро и зло».

  1. Создание эмоционального настроя:  «Подари минутку радости».

(Работа парами.)

Ребята подарите, глядя в глаза,   друг другу минутку радости, скажите добрые слова.

  1. Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации.                                  Чтение стихотворения «Друг напомнил мне вчера» А. Барто, подготовленным учеником и обсуждение проблемы.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

  1. Изучение нового.

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? ( словарь)

А что нам говорит наш учебник . Чтение статьи  учебника.

Работа с тренажером.

Ответы на вопросы.

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

6.Театрализация.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

По рассказу В.А. Осеевой «Три товарища»

- Где в данном  рассказе добро, где зло?

7.Работа с пословицами .

Соедините  части  и получите пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Добрые слова и железные ворота открывают. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За  недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

       Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

8.Физминутка под музыку.

9.Закрепление.

1)Работа с интерактивными моделями.

2)Притча о добре и зле.

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Вывод:  Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

10. Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

11. Итог урока.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: 
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
- Все в твоих руках».

12.Домашнее задание.

3)Работа со сказками.

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Запишите 5 добрых и 5 злых героев русских народных сказок.

Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Вам за урок я говорю  БОЛЬШОЕ  СПАСИБО!

  1. Электронное пособие к учебному пособию «Основы светской этики».
  2. Интернет-источники.
  1. http://skromna.beon.ru/2.html 
  2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562 
  3. http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx 
  4. http://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.html 
  5. http://beon.ru/tests/529-729.htm 
  6. http://skool.hop.ru/prav.php 
  7. http://ubitiyskald.ucoz.ru/blog/2006-10-30-31 
  8. http://go.mail.ru/search_images?q=%E4%EE%E1%F0%EE&is=0&type=all&rch=l 
  9. http://go.mail.ru/search_images?q=%E7%EB%EE&is=0&type=all&rch=l 
  10. http://go.mail.ru/search_images?q=%EF%EE%EC%EE%F9%FC+%EF%EE%E6%E8%EB%FB%EC+%EB%FE%E4%FF%EC&is=0&type=all&rch=l 
  11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&rpt=image 
  12. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&rpt=image 
  13. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%BB%D0%BE&rpt=image 
  14. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE&rpt=image 
  15. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%8 
  16. http://www.rozaelf.ru/a/blagotvoritelnost/b06d6b994bd91af6572b4713b63737d5_big/ 

17. http://shkolnoecarstvo.ucoz.ru/index/pritchi_shkolnogo_carstva/0-31

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

«Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Использование притч   в  процессе преподавания курса ОРКСЭ...