"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"
материал по орксэ (4 класс) на тему

Никонова Татьяна Вячеславовна

Из  опыта  работы   по  курсу  "Основы  мировых  религиозных  культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_orkse_2015.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"

  (Слайд  1)

 -Здравствуйте.

  (Слайд  2)

        Я  думаю,  что   подготовка  к  введению    курса  ОРКСЭ   начинается  ещё на  уроках    гражданского  образования  и  литературного  чтения.  Если  перелистать  странички  «Кораблика»  во  втором  классе,  нам  встретится  и  слово  «Библия»,  и  притча  о  вавилонской  башне  и  блудном  сыне.  А  в  учебниках  Кубасовой  О.В. « Любимые страницы» за  четвёртый  класс  есть  целый    раздел    библейских сказаний  и  о  сотворении  мира,   о  жизни  первых  людей,   изгнании  из рая,  всемирном  потопе  и  о  милосердии  Иисуса.

    (Слайд  3)

     Я  веду  модуль  «Основы  мировых религиозных  культур». Скажу  несколько  слов  о  выборе  данного  модуля. На    родительском собрании,  которое  проводилось  по  данной  теме,   выяснилось, что некоторые  родители путали понятия «этика» и «этикет» и стремились выбрать модуль «Светская этика», чтобы ребёнок научился правилам поведения в обществе. Мы  дали   возможность  разобраться в существе вопроса,  проследить за полемикой по введению курса ОРКСЭ. Перед  первым родительским собранием  раздали  памятки, в которых  были   отражены основные цели и задачи курса, названия модулей, правовая основа, а также даны ссылки на сайт «Просвещение», где родители могли бы получить дополнительную информацию. Были  подготовлены  презентации  с учебниками по всем модулям ОРКСЭ и книгой для родителей.  Так  же  мы постарались убедить родителей, что понимание детьми  религиозной культуры  и, в первую очередь православной  как культурообразующей религии России, убережёт их  детей  от псевдорелигиозных течений  и  сект.

    Выбор данного  модуля  родители мотивировали тем, что детям будет дана возможность ознакомления с особенностями религиозных культур, традиционных для России. Кроме  того,   в  наше  время почти  во  всех  классах  обучаются  дети  других  национальностей,  а   значит  и  религий.  

(Слайд  4)

      С  первых  дней  изучения  курса  мы   с  ребятами   завели   тетради,   которые  разделили  на  четыре  части.   Каждая  часть   содержала   словарик   основных  понятий,   связанных  с  одной  из   религией. Модуль «Основы мировых религиозных культур» насыщен информацией, сложной для восприятия ребёнка. Даже  название  основных  священных   книг (Библия, Танах - священная книга иудеев,  Коран,  Трипитаки -священная книга буддистов) вызывают  затруднение.    При анализе анкет, в  которых   дети дали  оценку  изучению  данного  курса, часто  встречались  слова  «много незнакомых слов».

  (Слайд  5)

      Поэтому   в  своей  работе  мы  старались  применять  приемы,  которые не  только  расскажут,  но  и  покажут  проблемный  материал. Дети  совместно  с  учителем  и  родителями  создавали  презентации,   приносили  реликвии, которые  хранились дома.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

      (Слайд  6)

       Хотя курс  и знакомит с  основными  религиями  мира:  иудаизмом, христианством,  мусульманством  и   буддизмом.  Но  примерно  2/3  изучаемого  материала  посвящено   именно  христианству. В христианстве семью часто называют  малой  Церковью,    школой  любви.

        (Слайд  7)

                 Пятая  заповедь    гласит:  «Почитай  отца  твоего    и  мать,   чтобы  тебе  было  хорошо,  и   чтобы  ты  долго   прожил  на  земле». Тема  семьи  является  одной  из  важнейших  тем  курса.   Что  такое  семья  в  каждой  религии?   Каковы  основные  принципы  построения  семьи?  Эти вопросы носят нравственно-развивающий, творческий характер. При подготовке к уроку ученик обращается к опыту своих родителей, знакомится с традициями своей семьи. Я  старалась  предостеречь  родителей от попытки отправить детей в Интернет за поиском ответов на эти вопросы, ведь при изучении этого курса важна не информация, а живое человеческое общение, которое   поднимается  от бытового уровня к духовно- нравственному.

             (Слайд  8)

      На  уроках  посвященных  теме  семьи  мы  узнали,  что  8 июля   православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии.   Они были мужем и женой.  Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни.

       (Слайд  9)

    Также    на  уроке   было  рассказано  о трагической  судьбе  семьи  последнего  русского   императора   Николая  второго.

         (Слайд  10)

    О   семье,  которая  в  годы  Великой  Отечественной  войны  усыновила    

15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д.  Эта  семья  стала  символом милосердия и гуманизма.  Показала

 основные  качества  прочной  семьи  - понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь.

       (Слайд  11)

     Дети  с  удовольствие  рассказывают  о  своих   семьях,  семейных  традициях,  приносят  фотографии  и   приглашают  родителей на  уроки.  По ходу этого курса  меняются не только дети,   учителя,  меняются  и  родители. Ведь родители сегодняшних четвероклассников – это люди, которые духовно сформировались в 90-е годы, когда школа устранилась от духовного воспитания.      

        (Слайд  12)

       Многие из них, читая вопросы в учебнике, впервые задумались о нравственных категориях, ведь прежде чем объяснить что-то ребёнку, нужно самому иметь точку зрения по этим вопросам.

      Поэтому, помогая ребёнку в поиске иллюстративного материала к урокам, выполняя краеведческие задания, размышляя вместе с детьми о философских категориях, родители сами духовно растут.    Вместе  с   детьми воцерковляются,   посещают  святые места,  привозят  фотографии  и  иконы.      

              (Слайд  13)

        В  наших  руках  возможность  сочетания  данного  курса  и  с  уроками  технологии  и  рисования. Например,  перед  Светлым  Христовым  Воскресением  рассказать,  почему  принято  красить  пасхальные  яйца  в  красный  свет.

               (Слайд  14)

       В  этом  году   ребята  из  моего  класса  принимали  участие  в  Интернет-проекте  «Здесь  родины  моей  начало»  Один из  вопросов  викторины  помог  понять  детям,  что история нашего древнего города Павлово  неотделима от православной культуры.  

 В Павлове существовала своеобразная и достаточно отчётливо узнаваемая художественная традиция иконописания. Более того, именно здесь она была, как нигде, связана с наследием XVII века, сохраняя живую преемственность с искусством местного уроженца, одного из самых прославленных царских иконописцев Никиты Ерофеева Павловца.  Был  подготовлен  материал  о  храмах  города.

        (Слайд  15)

        Кроме  проекта,   ребята  принимали  участие  в  конкурсе  к   празднику  «Воскресение  Христово»  в  номинации  пасхальная   открытка.

       (Слайд  16)

    Как  учитель,   я  принимала  участие   в  Интернет-фестивале  муниципального  и  областного   уровня.    

       

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  на уроке  и  внеурочное время"...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ор...

Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...