Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Клопова Галина Александровна

В данном материале содержится подробное описание урока с разработкой УУД по ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Технологическая карта

Модуль «Основы светской этики»

«Альтруизм и эгоизм»

4 класс

Авторы:

Клопова Галина Александровна,  1 категория, ГО Карпинск

Ямбаршева Светлана Владимировна, 1 категория, ГО Карпинск

Карпинск, 2015

Урок № 13       модуля «Основы светской этики»

Тема: «Альтруизм и эгоизм»

Цель урока: Формирование представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности.

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» через групповую и индивидуальную работу, диалог, проблемную ситуацию.
  2. Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.
  3. Воспитывать сострадание, сочувствие, толерантность, готовность помочь другому.

Планируемые результаты:

Личностные:  

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные:

      Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной    

      задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие  

      коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

      Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  

      и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

      Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и    

      права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

       Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:  нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

      Оборудование учителя: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, толковый словарь автор В.И. Даль, С.И.    

      Ожегов; видеофрагмент сказки «Старик Хоттабыч», материалы Интернет; жетоны для работы в группах, задания для групп, контрольные  

      листы (для каждого ученика), клей (для группы № 2, № 3), странички «А знаете ли вы, что…», подборка материала для групп, оценочная  

      шкала.

      Оборудование учащихся: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк.

   

 

Педагогический инструментарий:

Образовательные технологии:

Технология сотрудничества,

ИКТ,

Технология проблемного обучения.

Методы и приемы:

Комментированное чтение

Самостоятельная работа

Интервью

Демонстрационный метод

Взаимообъяснение

Драматизация

Беседа

Наглядный метод

Эмоционально-ценностный подход

Практико-ориентированный подход

Содержание участия родителей в уроке:  предполагается в выполнении творческого домашнего задания.

        

Этапы

Время

Цели этапа

Пед. инструментарий

Содержание

УУД

Оценка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Комментированное чтение

- Доброе утро, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу,

И  здоровье, и счастье нам всем.

Пожелаем друг другу удачи.

Слов при этом не будем жалеть.

Учащиеся читают, стихотворение высказывают друг другу пожелания на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

II. Актуализация знаний учащихся

2 мин.

Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы

Проблемный метод

- Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс.

- О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

- К какой категории относятся эти понятия?

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях

Размышляют, высказывают свое мнение.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания.

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Словесная

III. Открытие нового знания. 

I группа – «Экспресс-группа»

II группа – «Аналитики I»

III группа – Аналитики II»

IY группа – «Учёный совет»

Презентация работы групп (защита ответов).

Группы выступают в соответствии с порядковым номером.

Физкультминутка

(подвижная, с мячом).

10 мин.

1 мин.

Умение работать в группе, организовывать сотрудничество.

Умение делать выводы, обобщать, находить правильное решение.

Умение анализировать, выделять главное в данной информации.

Практико-ориентированный подход

Проблемный метод

Самостоятельная работа

Интервью

- Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение слов: «альтруизм», «эгоизм».

- Благодарю вас за ответы..  Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях

- Чтобы решить проблемную ситуацию  предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы. Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. У меня подготовлена коробочка с жетонами (Приложение 1). На каждом жетоне определенный рисунок. Согласно выбранному жетону объединимся в группы.

- Выбирайте жетоны и занимайте свои места и распределите роли в группе и выполняйте задание. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы, задания для групп

 (Приложение 2).

- Слово для выступления представляется экспресс-группе. Что же ответили прохожие?

- Благодарим членов группы за работу.

- Слово группе «Аналитики I», которая рассматривала понятие «альтруизм».

- Слово группе «Аналитики II», работавшей над значением слова «эгоизм».

- Ребята,  у нас с вами сложились определенные представления о двух новых нравственных понятиях. А что же скажет ученый совет? Согласится ли он с нами?

- Слово представляется нашим ученым.

- Ученому совету было предложено рассмотреть значения слов «альтруист», «эгоист», «альтруизм», «эгоизм».

Предлагает поработать с нравственными понятиями, противоположными по смыслу:

Добро - …

Любовь - …

Порок - …

Правда - …

Альтруизм - …

Размышляют, высказывают свое мнение.

Мнения детей разделились.

Затруднения при объяснении значения слова «альтруизм».

Делятся на группы.

Распределяют роли.

Группа защищает свою работу.

Защита работы.

Защита работы.

Выступление ученого совета – презентация страничек «А знаете ли вы, что ….» (см. Приложение 3).

Учащиеся, заслушав выступление «ученого совета», еще раз в диалоге объясняют значение данных слов и уточняют, что речь идет о людях.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование, постановка  вопросов,

контроль, коррекция.

Словесная.

«Молодцы вы справились с заданием.»

 IV. Первичное закрепление

Работа с учебным пособием (с. 30-31).

Работа  над осмыслением предложенных ситуаций.

-Просмотр видеофрагмента (падание мячей) из фильма «Старик Хоттабыч»

Работа с контрольным листом.

7 мин

12 мин

2 мин

1 мин.

Включение новых знаний в систему имеющихся.

Формирование умения задавать грамотно вопросы, позволяющие устранить незнание.

Практико-ориентированный подход

Проблемный метод

Самостоятельная работа

Беседа

Демонстрационный метод

Драматизация

Взаимообъяснение

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу они какие?

- Действительно. Альтруизм противостоит эгоизму.

- Предлагаю вам познакомиться с материалом учебного пособия.

- О каком новом понятии вы узнали? (разумный эгоизм) Что оно обозначает?

Предлагает проанализировать ситуации и соотнести с новыми понятиями, рассмотренными на уроке (см. Приложение 4).

- Можно ли назвать старика Хоттабыча альтруистом? Почему?

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание на контрольном листе (см. Приложение 5).

Работают с текстом учебника. (с. 30-31)

- 4 ситуации разыгрывают учащиеся.

Учащиеся

-анализируют, сопоставляют ранее полученные знания

с изученными понятиями,

- оценивают поведение героев,  

- делают выводы,

- объясняют, как бы они поступили в данных ситуациях.

Проверяют самостоятельно путем сличения с правильными  своих ответов.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие этических чувств.

Предметные: смысловое чтение, анализ, синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные.

Словесная.

V. Домашнее задание (на выбор)

1 мин.

Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор.

Эмоционально-ценностный подход.

Проблемно-поисковый метод.

Подготовить иллюстрации по теме урока  для дополнения страниц учебника.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция.

VI. Оценка деятельности учащихся

1 мин.

Формирование умения оценивать собственную деятельность на уроке.

Технология сотрудничества

Наглядный метод

Предлагает выполнить самооценку и взаимооценку

Подводят итоги своей деятельности – «зажигают» (раскрашивают) звездочки (зеленый, синий цвета) – (см. Приложение 7).

Оценивают работу групп (см. Приложение 8, 9).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: согласование действий с партнером.

Самооценка и взаимооценка

Словесная

VII. Рефлексия деятельности (внешняя и внутренняя)

3 мин.

Формирование умения вычленить затруднение и определить путь его дальнейшего устранения.

Беседа

Проблемный метод

Предлагаю рефлексию в технике «Закончите предложения».

Учащиеся должны закончить предложения:

1. На уроке инее больше всего понравилось…

2. Самым сложным для меня было…

3. Мне захотелось узнать больше о…

Познавательные: общенаучные.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Технологическая карта урока ОРК и СЭ по теме "Альтруизм и эгоизм"

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...