Этикет
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Панова Елена Анатольевна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ ( модуль "светская этика") по теме " Этикет" Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы:учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы светской этики по теме Этикет в 4-ом классе

Учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы:учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012

Автор: Панова Елена Анатольевна, учитель первой категории

Тема:Этикет 4 класс

Цель урока: Раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета.

- Метапредметные: 

П. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках

Р Способность к анализу и синтезу информации.

Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.

К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой аудиторией сверстников с сообщениями.

-Личностные: Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе. Воспитание чувства терпимости друг к другу, вежливости, аккуратности и самостоятельности, развивать воображение, коммуникативные способности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Этикет, правила этикета.

Средства ИКТ, используемые на уроке: Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке: учебник, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.

                                                                        Ход урока.

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный

1  мин

Положительный настрой на урок

Проверяют свою готовность к уроку, настрайваются на урок

Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать

2.Актуализация знаний

7 мин

Беседа с учащимися. Постановка вопросов по ходу беседы                            

 - Давайте вспомним, как называется изучаемый нами курс?

- Что такое «этика»?

- Сегодня мы будем говорить об этикете. Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает? Что обозначает это слово? - Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731)  Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». (презентация на доске) - Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.

 - Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. Сегодня мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Отвечают на вопросы, заданные учителем.

-Светская этика

- Этика – это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Работа с учебником и словарём

Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные УУД: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

3 Физ. минутка

1 мин

Выполняют двигательные упражнения

Личностные УУД: осознание важности смены видов деятельности в работе

3. Постановка проблемного вопроса. Работа по теме

20 мин

- Как вы думаете, важно ли знать правила этикета? Почему?

- В каких жизненных ситуациях важно помнить о правилах этикета?

А теперь поработаем в группах. Каждая группа должна будет составить правила поведения для определенных жизненных ситуаций

1группа. Расскажет об одежде и этикете, чтобы помочь вам давайте все вместе рассмотрим иллюстрации справа на странице 57.

-В какой ситуации и по какому случаю надо одеваться так, как одеты герои этих фотографий. 

2группа. Расскажет о значении речи для этикета. Для помощи вашей группе Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

3 группа. Составляет правила поведения за столом.

А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

4 группа. Составляет правила поведения в театре. Мы с вами часто посещаем ТЮЗ. Вспомните, когда нужно приехать в театр, как и когда пройти к своему месту,как вести себя во время спектакля.

5 группа. Составляет правила поведения в транспорте

-Когда вы обсудите правила этикета, то запишите их на лист и повесьте на доску

- Общаясь с людьми, воспитанному человеку важно передать им своё уважительное отношение через определённые действиями, слова или жесты

- Во всех: при встрече с друзьями, при поездке в транспорте, при посещении театров и музеев, в школе и т.п.

Работа с учебником

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»

Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать и вступать в диалог , строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Регулятивные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные УУД: развитие познавательных интересов

4. Закрепление

10 мин

Учитель предлагает обсудить правила этикета

Рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах).

Личностные УУД: оценивают усваиваемое содержание , исходя из социальных и личных ценностей

Регулятивные УУД: контролируют процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД: проявляют  активность в деятельности

5.Подведение итогов.

2 мин

- Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте последний абзац. Какие слова для вас самые главные?

Учащиеся читают и анализируют текст

Личностные УУД: умение организовывают  самостоятельную работу,  выделяют главное

6.Рефлексия

3 мин.

-Продолжи фразу:

 1.Сегодня я узнал (а)…..

2.Я понял(а)…….

3.Я научился (лась)….. 4.Было интересно…..

5.Меня удивило…..

6.Мне захотелось…

7.Урок дал моей жизни …

Продумывают и высказывают продолжение предложенных учителем фраз

Коммуникативные УУД:  полно и грамотно выражают свои мысли.

Регулятивные УУД: осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные УУД: оценивают  процесс и результаты своей деятельности.

 Личностные УУД : осознают важность полученных знаний

7.Домашнее задание

1 мин.

Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока. Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Учащиеся записывают д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...