Главные вкладки

    Разработка урока по ОРКСЭ.
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    План-конспект урока ОРКСЭ ( модуль "Основы мировых религиозный культур") Тема урока "Религиозные материалы. Обычаи и обряды"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx30.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» Учитель: Редька Т.И., МАОУ СОШ №7 г. Когалыма.

    Тема:  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

    Тип урока: урок – сообщение новых знаний

    Цель урока: познакомить учащихся с   религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.

    Задачи урока:

    предметные – раскрыть сущность понятий «религиозные обычаи и обряды», формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
    метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

    личностные -  формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

    воспитывать  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

    Оборудование: учебник, словарь, презентация к уроку, мультимедийное оборудование, карточки с названием обрядов, фишки-символы разных религий..

    Ход урока

    1. Организационный момент. 

    Сегодня у нас немного необычный урок, у нас гости. Я желаю вам хорошего настроения и очень надеюсь, что мы с удовольствием проведем сегодняшнюю встречу.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Все из  вас бывали в храме или мечети. Вы знаете, что туда приходят помолиться. Что еще там может происходить? Рассмотрите иллюстрации. Слайд 1.Что здесь изображено? Как называются такие действия? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей) 

    1. Объявление темы урока. Слайд 2.

    Так вот цель нашего сегодняшнего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в религиозных культурах.

    Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни?  (ответы детей) Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

    Как нужно относиться к религиозным чувствам людей, исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!).

    1. Сообщение нового материала

    До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Слайд 3. Как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Зачем он тратил на это свои силы, время?

    Древние люди жили тем, что они добывали на охоте. Но охота не всегда бывала удачной. И люди рисовали изображения животных, на которых охотились, а потом поражали эти изображения копьями или стрелами. Они верили в то, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Также первобытные люди верили в загробную жизнь. Захоронения, которые делали древние люди, тоже обычно совершались ими по определенным правилам. Как именно?? (ответы детей) Слайд 4 Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни, оружие, иногда цветы. Так,  уже в древности начали складываться религиозные обряды.

    Давайте воспользуемся словарем, узнаем толкование слова ритуал.

    Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой-либо церемонии. Слайд №5

    Обряд, ритуал, церемониал – синонимы.

    В древних племенах существовали особые люди, которые знали лучше других, какие обряды и как нужно выполнять. Это были колдуны или маги. Это знание они передавали другим таким же людям. Это были самые уважаемые люди в племени, они выполняли роль посредника между миром людей и миром духов. Слайд №6

    В нашей стране на территории Сибири жили племена, у которых эту роль выполняли шаманы. Считалось, что шамана (или шаманку) выбирали сами духи. Согласно шаманским мифам, духи уводили своего избранника в другой мир, где его пересотворяли: расчленяли на части, варили в котле, перебирали кости и т.п. Лишь после долгой и мучительной процедуры он превращался в особого человека – умеющего «ходить между мирами». Шаманы обеспечивали хорошую погоду, исцеляли людей. Они делали это при помощи специальных обрядов, которые назывались камлания. Эти обряды обязательно выполнялись с помощью музыкального инструмента - бубна. Слайд №7

    В древнем мире обряды становились все более и более сложными.

    В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Обряды могут быть коллективными (совместными) или индивидуальными (т.е. каждый верующий выполняет их в одиночку). Они могут быть ежедневными, еженедельными, календарными (праздничными) или такими, которые человек выполняет лишь единожды в своей жизни. Они связаны с основными событиями жизни человека, такими как рождение, вступление в брак или смерть. Слайд №8-9  

    Конечно, у разных народов и в разных религиях существуют свои обычаи, обряды и ритуалы. Каждому народу дороги его  обряды и обычаи. Греческий философ Геродот: «Если бы представить всем народам выбирать обычаи и нравы, то каждый бы выбрал свои, т.к. каждый народ убежден, что его обычаи и образ жизни самые лучшие». С этим можно согласиться, но никогда нельзя забывать об уважительном отношении к чужим обычаям и обрядам.

    1. Самостоятельная работа в группах.

    Сейчас вы в группах поработаете с текстами учебника. Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из религиозных культур, выбрать соответствующие карточки, закрепить их на магнитной доске в вашей ячйке.

    На доске появляется следующая таблица (сначала пустая, затем участники групп заполняют ее соответствующими карточками).

    Христианство

    Ислам

    Иудаизм

    Буддизм

    Молитва

    Молитва

    Молитва

    Молитва (мантра)

    Евхаристия (причастие)

    Крещение

    Приобщение новорожденных к религии

    Брак (венчание)

    Брак (никах)

    Брак (хупа)

    Брак

    Особый день (воскресенье)

    Особый день (пятница)

    Особый день (суббота-шабат)

    Рассмотрите табличку, что интересного вы заметили? Почему получилось так, что  во многих строчках мы видим одинаковые понятия, хотя каждая группа работала  с материалами по одной из религий?. Потому что все ритуалы связаны с важнейшими жизненными явлениями. А ценности у всех людей одинаковы. Это – семья, брак, рождение детей, обращение к богу с просьбами о мире во всем мире.

    Рассмотрим теперь каждый обряд в отдельности.

    1. Молитва.

    Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (или мечети, синагоге). Слайд 10

    В Христианстве существует 3 типа молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Православный христианин может молиться в беде и в радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух, на любом языке. В любом месте. Слайд №11

    Ислам. У мусульман молитва (которую в России называют намаз) считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Мусульманин обязан молиться пять раз в день в определенное время суток – утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью. Слайд №12. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к этому священнодействию, совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.

    Иудаизм Слайд №13

    Наиболее распространенным обрядом в иудаизме так же является молитва. У иудеев с древности существовали специальные часы для совершения молитв: утренней, дневной и вечерней. Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитников человека. 

    Буддизм. В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы (мантры). Но чтение молитв в буддизме можно и заменить поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты. Считается, что молитва прочитана столько раз, сколько текстов было в барабане. Слайд №14

    2.Евхаристия (причастие)

         В христианских церквах священнодействия называются таинствами. Таинства сопровождаются определенными символическими действиями, которые помогают почувствовать невидимую силу Бога.  В православии принято семь таинств, практически все они связаны с главным из них – Евхаристией.             Слайд №15

    Выступление ученика. Евхаристия или благодарение – центральное таинство Православной Церкви установленное Самим Христом перед Его распятием. В этом таинстве, по вере Церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы претворяются в Тело и Кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения. Освященные в ходе Евхаристии хлеб и вино называются Святыми Дарами. Таинство Евхаристии совершается в христианской церкви ежедневно.

    3. Крещение – таинство вхождения в христианскую общину, известное с новозаветных времен. В христианской церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми. Это одно из наиболее древних Таинств, символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь. Слайд 16.

    Ислам  Мусульмане уделяют большое внимание новорожденным и подрастающему поколению. Они верят, что каждый ребенок рождается верующим в Единого бога, в дальнейшем его вера либо укрепляется, либо утрачивается. Новорожденному читаются слова свидетельства веры и призыва к молитве в оба уха, чтобы он укрепился в вере. Слайд 17.

    Иудаизм. Сообщение ученика. Бар-мицва — «сын заповеди»), бат-мицва́ - «дочь заповеди». Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки. Слайд 18

    4. Брак У христиан – это таинство благословения супружеской жизни. Называется также венчанием - в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности и союз их благословляется. Венчание -  т.е. возложение венцов на головы будущих супругов. Слайд №19

    Ислам. НИКАХ (ОБРЯД БРАКА) Слайд №19 Выступление ученика

    По мусульманским традициям, брак действителен только в том случае, если были проведены соответствующие обряды. Обряд может проводиться как в мечети, так и дома, и даже в отсутствие жениха с невестой – просто посылают двух свидетелей в знак согласия на проведение церемонии бракосочетания. Никах заключается в чтении Корана и молитвы, и завершается клятвами. Чтобы провести свадебный обряд не требуется приглашение духовенства, но в подавляющем большинстве случаев приглашается имам местной мечети.

    Иудаизм. ХУПА            Слайд №20  Выступление ученика.

    Хупа - обряд бракосочетания, названный по одноименному навесу, под которым происходит сам обряд. Навес, символизирующий будущий дом, в который жених вводит невесту, представляет собой ткань, накинутую на 4 столба. 

    Буддизм. Выступление учеников. Ламаизм сохраняет основные положения буддизма. Специфика ламаизма заключается главным образом в усложнении обрядности, дающей возможность общения верующих с богами. Жизнь буддиста – ламаниста тесно связана с астрологом, ламой – зурхачином. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных. Так при рождении ребенка зурхачин составляет гороскоп, советует, чего надо опасаться, с кем он может связать себя узами брака. 

    5.Особый день.

    Христианство – воскресенье.

    Ислам – пятница.

    Иудаизм – шабат.

    1. Подведение итогов.

    Сегодня на уроке мы должны были узнать, какие важные ритуалы, обряды существуют в разных религиях. Как вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами?

    С какими понятиями познакомились?

    Что же такое ритуал? (Религиозный обряд, церемония)

    Есть ли ритуалы, схожие по своей сути, в разных религиях?

    Как нужно относиться к религиозным традициям людей разных религиозных культур?

    Да, мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.

    Слова Экзюпери.

    1. Рефлексия.

    На доске изображение двух человечков. Те из вас, кто чувствовал себя комфортно, кому было все понятно, интересно, складывают свои фишки коробочку веселого человечка, остальные – в коробочку к грустному.

    Рефлексия

    Вернёмся к учебной проблеме, которую мы с вами определили вначале урока.  Мы хотели  узнать,  какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды  существуют в мировых религиозных культурах, какие важные религиозные обряды и традиции, кроме молитв, проходят в церквях?

    Слайд №21

      Рефлексия

    Учитель подводит итог урока.

    Хочу закончить наш урок словами из произведения Антуана  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

       «Самого главного глазами  не увидишь, »-сказал Маленький   принц. Истинная суть религии    невидима, как невидимы мысль,  любовь, страх…                                                                 Религии искали истину в   отношениях между людьми  и в отношениях с высшей силой. Религии указывают на существование высшего мира, непостижимого рациональными способами. Мы попытались рассмотреть лишь самую малую часть обрядов и праздников различных религий, которые помогают людям общаться  с незримым высшим миром.

    «Все религии собираются вместе на верху  божественной пирамиды».                       

                                                                                              Тайар де Шарден

    4. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

    Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

    разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

    Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

    Разработка урока по ОРКСЭ 4класс

    Основы духовно-нравственной культуры народов России....

    Разработка урока по ОРКСЭ

    Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...

    Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

    Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

    Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

    Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".

    Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...