Главные вкладки

    Активные приёмы и формы на уроках ОРКСЭ
    статья по орксэ на тему

    Сапунова Татьяна Александровна

    Активные приёмы и формы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktivnye_formy_i_priyomy_na_urokah_orkse.docx16 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ»

            

    Сапунова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

    БОУ г. Омска « Гимназия № 9», г. Омск

    «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться»

            (Б.Паскаль)

    Этика как наука о нравственной жизни человека предполагает глубинное осмысление сущности вопросов бытия, столь важных для становления личности младших школьников и подростков. В соответствии с этим предлагаемый курс ОРКСЭ, а именно модуль «Основы светской этики» ориентирован на опосредованно выраженную помощь 4классникам в  самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром. Так, например, на вопрос анкеты «Что такое нравственность?» только 8 человек из 76 смогли дать ответ на первом занятии.

    Данный модуль позволяет в системе раскрыть содержание предмета, даёт юному человеку опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации. Спустя два месяца в своих отзывах о предмете учащиеся пишут «В этом году у нас появился новый предмет «ОРКСЭ». Этот урок можно назвать уроком добра. На нём мы говорим о жизни, об отношениях между людьми, учимся помогать друг другу, заботиться о ближних.»

    С этой целью занятия организуются как важный и серьёзный диалог, в процессе которого ученик «видит», «открывает» мир своего «я», определяет путь к нравственному взрослению. В этом на занятиях помогают такие формы работы как, анкетирование, тестирование, социальный опрос, игровые приёмы, элементы тренинга.

    Для достижения результатов первого уровня (приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы, проникнутая неподдельными эмоциями и переживаниями. В этом помогает творческое общение педагога и детей, предполагающий отказ от сложившихся стереотипов, запрет на реализацию эмоциональных оценок, ставших привычными. На данном этапе учитель должен сам уметь выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта (опыта оценочных суждений), используя свои детские воспоминания. Открытость педагога, снятие им маски судьи и «оценщика», раскрытие в общении с детьми своих мыслей и чувств, проявление искренней заинтересованности жизнью и состоянием ребёнка. Употребление положительных убеждений: «Я предполагаю, что ты тоже это чувствуешь! », «Встань на место другого (мамы, папы, друга, учителя)», «Как ты умеешь успокаиваться?». Предметом общения  выступают реальные жизненные ситуации, примеры из художественных произведений, обсуждение кинофильмов («Золотая рыбка», «Чучело», «Сказка о Добре и Вре»).

    Проблемно-ценностное общение организуется также через психологические тесты, такие как «Я, добро и зло», «Несуществующее животное», мини-сказка «Моль и утюг», углубляющие познание собственного внутреннего мира.

    Для достижения результатов второго уровня (формирования позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества) используются элементы дискуссии, диспута, ассоциаций, игровые приёмы, оказывающие опосредованное влияние на нравственный выбор школьника: «Да и нет», «Калоши счастья», «Проблема на ладошке», «Добрый след», «Свиток».

    Проектная деятельность выступает как форма для достижения результатов третьего уровня (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - это итоговые творческие уроки, подготовка презентаций, проекта «Моя семья», «Неделя добра», сочинение стихов, проведение конкурсов. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут или, как домашнее задание. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.

    Конечные результат: мини- проекты –книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.

    Приём «вложения труда», как опыт социального действия предполагает скрытую от глаз младшего школьника организацию его самостоятельной работы: помочь маме  или бабушке, без их просьбы, помочь библиотекарю расставить книги на полки, помочь пожилому человеку донести продукты, т. е. постараться быть похожими на тимуровцев.

    В.А. Сухомлинский отмечал, что забота о людях является самой понятной, самой очевидной идеей, пробуждающей благородные чувства.

    На каждом занятии обязательным  этапом является рефлексия, которая сопровождается следующими приёмами (продолжение незаконченных предложений, «цветок желаний», «веер», составление коллажа, отзыва). Синквейн - это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

    1.поступок

    2.плохой, хороший

    3.делать, действовать, нарушать

    4.выражение моих мыслей

    5.действие.

    Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и сверстниками, школьник уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни.

            Список литературы

    1. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для педагогов-психологов / Т.Г. Григорьева, 2005.
    2. Дереклеева Н.И Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеурочной работе: Игровые упражнения..- М.:5 2008.
    3. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского.- М.,1994.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Приемы м формы работы над словарным словом на уроках русского языка...

    Методические приёмы на уроках ОРКСЭ

    Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ  для этого созд...

    ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

    В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...

    Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

                Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...