Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Павельева Юлия Николаевна

Тема

 Милосердие и сострадание.

Цель

духовно-нравственное воспитание детей на основе знакомства   с понятиями «милосердие» и «сострадание», выявление, взаимосвязи понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»

Задачи

 

- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности;

- способствовать формированию понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

- дать знания о том, как религии народов России учат милосердию, состраданию и помощи людям;

- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;

- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 Милосердие и сострадание.

Цель

духовно-нравственное воспитание детей на основе знакомства   с понятиями «милосердие» и «сострадание», выявление, взаимосвязи понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»

Задачи

- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности; 

- способствовать формированию понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

- дать знания о том, как религии народов России учат милосердию, состраданию и помощи людям;

- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;

- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.

Планируемый результат

Личностные:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • Умение определять и высказывать общие для всех правила;
  • Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. 

Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»;

Метапредметные:

КУУД - выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в группах и парах, коллективном обсуждении;

ПУУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках, грамотно излагать свое мнение по заданной теме;

РУУД – уметь принимать и выполнять учебную задачу; уметь планировать свои действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование урока

карточки с заданиями; компьютер; медиапроектор; экран, презентация

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация урока

- Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече.  Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

Психологический настрой к учебной деятельности

Определение темы урока

1.Создание проблемной ситуации при помощи стихотворения

Милосердие.
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»,
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть».
И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил».
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать».
Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся :
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Охарактеризуйте поступок мальчика. 

- Какими общечеловеческими качествами обладал мальчик?

 - Как назвал продавец мальчика?

- Ребята, мы не всегда правильно относимся к людям, которые имеют какие-то физические недостатки, а ведь само слово «инвалид» очень  больно может ранить.

- Так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Слушают стихотворение, высказывают свое мнение о чувствах, оценивают поступок пальчика и продавца

Знакомство с новой темой

1.Анализ притчи

2.Словарная работа по группам

3. Физминутка

Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

- Кто такой ближний?

- Что значит проявивший милосердие?

- Какой наказ дал Иисус?

-Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

-Знаешь ли ты случаи в своей жизни, похожие на эту притчу.

-Что означает выражение «помощь ближнему»?

- Милосердие – это христианская добродетель.

- От каких слов образовалось слово «милосердие»? (милое, сердце) Что это значит?

 – Ребята, попробуйте дать определение слову

«милосердие».

МИЛОСЕРДИЕ – это……

1 группа: Найдите, как толкуется это слово в словаре Даля

2 группа: Какое лексическое значение слову «милосердие» выделено в словаре Ожегова

Работа со словом «милостыня»

 - Когда человек помогает нуждающемуся человеку, говорят, что он подаёт милостыню. Как вы понимаете, что означает это слово?

     - Кто больше получает: кто отдаёт, или тот, кто берёт? Обоснуйте своё мнение

- Прочитайте в учебнике на с.44-45 слова святого Дорофея. Как вы их понимаете?

     - Согласны ли вы с этими словами?

«Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

- Может ли человек научиться милосердию? С чего нужно начать? (  С малых дел: помогать родным, друзьям…)

- Делается ли жизнь лучше, когда мы помогаем другим?

- Вспомните, что вы чувствовали, когда совершали свои самые маленькие добрые дела?

- Как вы считаете, нужно ли брать плату за милосердную помощь?

- Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока?

- А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?

- А как называются действия противоположные милосердию?      /жестокосердие/

Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных.

Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью.

В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское, человеколюбивое общество.

   Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия (учебник стр. 44)  

   И в наше время существуют благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.

- В определении С.И.Ожегова есть слово сострадание. Как вы его понимаете?

 ( Страдать вместе, вместе переживать беду…)

-  Как вы считаете, милосердие и сострадание – это синонимичные понятия или нет?

- Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания? (по отношению к окружающим)

Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

Слушают притчу, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свою точку зрения

Работают в группах со словарями, выполняя задания учителя

Отвечают на поставленные вопросы

Слушают рассказ учителя о истории возникновения домов милосердия, организации Красный Крест

Самостоятельная работа с учебником на стр 44

Выполняют упражнения

Закрепление нового материала 

1.Анализ предлагаемых ситуаций.

- Вашему вниманию предлагаются жизненные ситуации. Ваша задача обсудить их в паре  и сделать выбор, как бы вы поступили. Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

1. По радио и телевидению прошла информация о том, что маленький Коля очень болен.

Он нуждается в дорогостоящей операции за границей, денег на которую у его родителей не хватает.

2. На привокзальной площади с протянутой рукой стоит нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.

3.На проезжей части вы видите котенка. Он болен, глаза его ничего не видят.

4.У вас в доме живет мальчик Витя, он никогда не выходит гулять, а только из окна наблюдает за тем, как дети играют во дворе. Когда вы спросили у ребят о мальчике, они отмахнулись от вас и сказали одно слово «инвалид».

Гуляя в парке, вы заметили, что бабушке стало плохо, она присела на скамеечку, но не могла позвать на помощь

Итог урока

1.Рефлексия

2. Домашнее задание

Однажды заспорили три человека. А разговор у них был о том, что оставить своим детям в наследство.

Первый сказал: «Я своим детям оставлю много денег. Они смогут всё себе позволить: покупать вещи, еду, хорошо жить».

Второй сказал: «Нет! Я дам своим детям хорошее образование. Тогда они сами смогут заработать столько сколько хотят».

Третий произнёс: «А я оставлю только один наказ: "Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением! "

- Как вы думаете, чей родительский наказ самый важный и почему? (отвечают дети)

- Вы часто слышите слова: «О человеке судят по его поступкам». Что это значит?

- Ещё в народе говорят: «Худо тому, кто добра не делает никому». В чём смысл этой пословицы?

– Что значит делать добро?

- Чтобы делать добро, человек должен обладать определёнными качествами, какими?- А на прощание я хочу подарить вам памятку

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

1. Найдите пословицы о добре.

2. Обсудите с родителями высказывание Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

3. Найдите информацию и приготовьте сообщение о людях, помогавших или помогающих страждущим в нашей стране.

Подводят итог урока, оценивают работу учителя, свою работу и работу одноклассников.

Обсуждают полученное домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Милосердие и сострадание"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Милосердие и сострадание"...

Урок ОРКСЭ по теме"Милосердие и сострадание"

В данном материале прелставлена технологическая карта урока по  "Основам православной культуры"...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....