Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Пономаренко Наталья Викторовна

 

Программа курса «Основы светской этики» разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях»; Примерная программа в рамках курса «Основы светской этики». Шемшурин А.А.  (под редакцией  Шапошниковой Т.Д.), рекомендованной Министерством образования и науки (2012 г.)

                 Рабочая  программа в рамках курса «Основы светской этики» позволяет решить следующие задачи:

- способствовать формированию у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;

     - создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;

- создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- способствовать развитию способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4-a.docx85.26 КБ

Предварительный просмотр:


Кодификатор «Универсальные учебные действия»

Образовательной программы начального

общего образования МБОУ СОШ № 16

Л-00

Личностные результаты освоения ООП НОО

У выпускника будут сформированы

Л-01

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Л-02

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Л-03

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Л-04

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Л-05

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Л-06

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Л-07

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Л-08

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню

Л-09

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Л-10

эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им

Л-11

установка на здоровый образ жизни

Л-12

основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Л-13

чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Выпускник получит возможность для формирования

Л-14

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний

Л-15

выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения

Л-16

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Л-17

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности

Л-18

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика»

Л-19

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Л-20

морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Л-21

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках

Л-22

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Л-23

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Р-00

Регулятивные результаты освоения ООП НОО

Выпускник научится

Р-01

принимать и сохранять учебную задачу

Р-02

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Р-03

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Р-04

учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения

Р-05

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)

Р-06

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

Р-07

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Р-08

различать способ и результат действия

Р-09

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Р-10

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме

Выпускник получит возможность научиться

Р-11

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Р-12

преобразовывать практическую задачу в познавательную

Р-13

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р-14

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Р-15

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Р-16

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

П-00

Познавательные результаты освоения ООП НОО

Выпускник научится

П-01

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий

П-02

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

П-03

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая концептуальные) для решения задач

П-04

строить сообщения в устной и письменной форме

П-05

ориентироваться на разнообразие способов решения задач

П-06

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

П-07

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П-08

осуществлять синтез как составление целого из частей

П-09

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

П-10

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений

П-11

строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях

П-12

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

П-13

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

П-14

устанавливать аналогии

П-15

владеть рядом общих приемов решения задач

Выпускник получит возможность научиться

П-16

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

П-17

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

П-18

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

П-19

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

П-20

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

П-21

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

П-22

осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

П-23

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

П-24

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

К-00

Коммуникативные результаты освоения ООП НОО

Выпускник научится

К-01

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе инструменты ИКТ и дистанционного общения

К-02

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

К-03

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

К-04

формулировать собственное мнение и позицию

К-05

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

К-06

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

К-07

задавать вопросы

К-08

контролировать действия партнера

К-09

использовать речь для регуляции своего действия

К-10

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Выпускник получит возможность научиться

К-11

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

К-12

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

К-13

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

К-14

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

К-15

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

К-16

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

К-17

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

К-18

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

К-19

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

К-20

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


                                    Кодификатор «Чтение: работа с информацией»

Образовательной программы начального

общего образования МБОУ СОШ № 16

Ч1-00

Получение, поиск и фиксация информации

Выпускник научится

Ч1-01

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

Ч1-02

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

Ч1-03

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

Ч1-04

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

Ч1-05

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

Ч1-06

составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

Выпускник получит возможность научиться

Ч1-07

находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

Ч1-08

систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);

Ч1-09

хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).

Ч2-00

Понимание и преобразование информации

Выпускник научится

Ч2-01

определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

Ч2-02

находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

Ч2-03

понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.;

Ч2-04

интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

Ч2-05

преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

Ч2-06

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Выпускник получит возможность научиться

Ч2-07

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Ч2-08

для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;

Ч2-09

делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.

Ч3-00

Применение и представление информации

Выпускник научится

Ч3-01

передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

Ч3-02

использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

Ч3-03

составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

Ч3-04

описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;

Ч3-05

по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т.п.;

Ч3-06

группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

Ч3-07

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Выпускник получит возможность научиться

Ч3-08

на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

Ч3-09

создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

Ч3-10

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Ч4-00

Оценка достоверности получаемой информации

Выпускник научится

Ч4-01

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Ч4-02

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Выпускник получит возможность научиться

Ч4-03

критически относиться к рекламной информации;

Ч4-04

находить способы проверки противоречивой информации;

Ч4-05

определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.

Пояснительная записка

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой,  искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. Данная программа составлена к учебному модулю «Основы светской этики».

Цели обучения курса «Основы светской этики» в  4 классе:

- создать условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтнической России;

- содействовать средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

-  создать  необходимые условия, обеспечивающие формирование   этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Программа курса «Основы светской этики» разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях»; Примерная программа в рамках курса «Основы светской этики». Шемшурин А.А.  (под редакцией  Шапошниковой Т.Д.), рекомендованной Министерством образования и науки (2012 г.)

        Рабочая  программа в рамках курса «Основы светской этики» позволяет решить следующие задачи:

- способствовать формированию у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;

     - создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;

- создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- способствовать развитию способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Особенности курса «Основы  светской этики»

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

         Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».  Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?  Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.  

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе модуля «Основы светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

Основные особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»:

  1. Преподавание данного курса в школе отводится светским педагогам;
  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса и модуля «Основы светской этики» подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  4. Содержание модуля «Основы светской этики» группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  5. Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  6. Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;

Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником - защитой творческих проектов. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики»  в программе обучения:

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Структура курса

В связи с тем, что  курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» вводится для преподавания в 4 классе  в   сентябре 2015-2016 учебного года, в примерную программу были внесены следующие изменения:

- курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 16» на 2015 – 2016 учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «основы светской этики» в 4 классе отводится  1  учебный  час  в неделю.  Предмет «Основы религиозных культур и  светской этики», модуль «Основы светской этики» изучается в течение трех триместров.

Рабочая программа рассчитана на  34 учебных часа.

Проекты носят как индивидуальный, так и коллективный характер. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и дать  его итоговую оценку за весь курс.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная (интерактивная)

Технологии обучения: личностно-ориентированный и деятельностный подход. Механизмы формирования универсальных учебных действий, информационной и читательской грамотности обучающихся: учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Особенности организации контроля по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики».

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная, парная, групповая письменная  и устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с таблицами, кластерами,  моделями.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Особое место отводится умению продуктивно работать с текстом. Работа с текстом позволит ученикам научиться «вдумчивому чтению»: «чтение с остановками», «чтение с пометками», составление синквейнов, хокку, системных кластеров, заполнение двухчастной таблицы «Дневник двойной записи» и другие.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Основы религиозны культур и светской этики», модуль «Основы светской этики».

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики  в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностные результаты:                                                                                                                Ученик научится:

  • Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формировать образ мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Осознанию себя как гражданина многонационального государства.
  • Знаниям основ вероучений религий России.
  • Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.

Ученик получит возможность научиться:

  • Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;
  • Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
  • Осознанным нравственным ценностям.
  • Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

Ученик научится:

  •  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  •  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Ученик получит возможность научиться:

  •  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  •  навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  •  логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
  •  слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общую цель и пути её достижения,  договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

Ученик научится:

  •  понимать и принимать  ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

Ученик получит возможность научиться:

  •  понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • понимать и принимать  ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Работа с родителями и членами семей учеников

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной  и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКиСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Привлечение родителей и членов семей школьников к урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКиСЭ предполагает:

- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, её задачах и возможностях;

- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики»,  должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Первое родительское собрание  во II триместре  3 класса., где  излагаются задачи нового курса, структура и основное содержание. Второе родительское собрание – в конце  III триместра  3 класса, где  идет детальное изложение содержания уроков, форм, методов педагогической работы, особенностей избранного модуля.

Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания (3-е), в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.

4-е родительское собрание проводится в начале – середине Ш триместра  4  класса.  В ходе родительского собрания идет подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса, который включает дополнительные часы для проведения праздничных мероприятий. Дети с родителями готовят проекты «Герои России», «Мой дедушка (брат, отец) – защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и т.д. Обсуждается проведение праздника.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делить впечатлениями о прочитанном.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»  предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействует сохранению и упрочению семьи.




Календарно-тематическое планирование

п/п

     Дата

                        Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

кон троля

Д/з

план

факт

Предметные результаты

мета предметные результаты

       научится

 

может научиться

Формированиие

 УУД

Первый триместр (10 ч)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом.

1

01.

09

Россия  - наша Родина.

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали.

Знать, по-

нимать и принимать ценности: Отечество, нравствен-

ность, долг, милосердие, миролюбие,

 как основы культурных традиций многонацио-

нального на-

рода России.

Л-01, Р-02, Р-07,  Р-13,    П-16,  П-22,  К-01,  Ч1-01

Творческая ра-

бота «Состав-

ление предло-

жений со сло-

вами Россия, Отечество,

 патриот, пре

зидент, духов-

ные цен

ности»

с.4-8

2

08.

09

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

1

Урок открытия нового знания

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали

. соблюдать общественные нормы нравственнос-

ти и морали

Л-02, Л-06,  Р-13 П-07,  ,  К-04,  К-07,  Ч1-09

Творческая работа «Составление предложений со словами куль

тура».

С9-17

Раздел 2. Знакомство с основами этики.

3

15.

09

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с основами этики

Иметь пред-

ставления о светской этике и её роли в исто-

рии и

современнос

ти России.

Р-07,    Р-16,  П-06,    П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04

с.р

с18-23

4

22.

09

Не совсем обычный урок.

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

Знакомятся с историей развития представле-ний человечества о морали и нравственнос-ти.

Л-06,  Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,   П-06, К-04,  К-07,  К-14,  Ч1-01

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

С 24-29

Раздел 3. Этические учения о добродетелях.

5

02.10

Что такое добродетель.

(родители)

1

Урок открытия нового знания

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Знакомство с основами светской морали

 понимать значения морали  в выстраивании конструктив-

ных отношений в обществе

Л-01, Л-02, Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  К-07,  К-14

Тест

С30-32

6

13.

10

Учение Аристотеля о добродетелях.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Учение  о добродетелях

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Л-01, Л-02, Л-06,   Р-16,  П-06,   П-22,   К-07,  К-14,  Ч1-01

Л-06,  Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,  Р

 П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  К-04

ус.опр.

с 33-35

7

20.

10

Нравственные качества.

1

Урок открытия нового знания

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Понимать и сопереживать чувствам других людей.

ус.опр.

с 36-39

8

27.

10

Терпение и терпимость.

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов

Уметь осуществлять

информацион-

ный поиск для выполнения

учебной задачи.

Л-02, Л-06,  Л-13,  Л-22,  ,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07  К-01,  Ч1-01

ус.опр.

с 40-45

Раздел 4. Этика о нравственном выборе.

9

03.

11

Не совсем обычный урок.

Суд над Сократом.

1

Урок открытия нового знания

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.

Познакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06, П-22,  К-01,    К-14,  Ч1-01,  Ч1-04,  Ч1-09,  Ч3-02

Тест

С 46-49

10

10.

11

Убеждения.

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

Л-02, Л-06,  Л-22,  Р-02, Р-07,  П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,   Ч1-01

ус.опр.

с 50-52

Второй триместр (11 ч)

11

27.

11

Нравственный выбор.

(родители)

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

Уметь уважи-

тельно отно-

ситься  к ино-

му мнению

Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-13

  К-04,  К-07,  К-14,  ,  Ч3-02,  Ч3-02

ус.опр.

с 53-56

12

04.

12

Совесть. Долг.

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

Уметь осущест

влять информацион

ный поиск для выполнения учебной задачи.

Л-02,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  П-22,  К-01 Ч3-04,  Ч4-03

ус.опр.

с 57-60

13

11.

12

Ответственность.

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представле-

ний о нравствен-

ных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Л-22,  Р-02, Р-07,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14,  Ч3-02,  Ч3-04,  Ч4-03

ус.опр.

с 61-65

14

18.

12

Этика о воспитании самого себя.

(родители)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

отвечать за свои поступки на основе представле-

ний о нравствен-

ных нормах

  Л-13,  Л-22,  Р-02, П-06,  П-07,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04,  Ч1-09

Тест

С 66-69

Раздел 5. Этика о добродетели, справедливости и справедливом государстве.

15

25.

12

Справедливость.

1

Урок открытия нового знания

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях

Уметь осозна-

вать ценности человеческой жизни.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 Л-06,  Л-13,   Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-22,  К-01,  К-04,   Ч1-09,  Ч3-02

Л-02, Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06,    П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  Ч1-04,  Ч1-09,  Ч4-03

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

С 70-73

16

08.

01

Государство, основанное на справедливости.

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

Узнают «Быть моральным – это значит…»

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

С.р.

74-78

17

16.

01

Государство. Светская этика.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…

Уметь осущест

влять

информацион-

ный поиск для выполнения

учебной задачи

Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-13,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  Ч4-03

ус.опр.

с 79-85

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни.

18

23.

01

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

Урок открытия нового знания

Анализ  важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Л-01, П-07,  П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14

ус.опр.

с 86-89

19

30.

01

Заповеди любви.

1

Урок открытия нового знания

Познакомить с заповедями любви.

Уметь адекват-

но оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Л-01, Р-16,  П-06,  П-07,  П-09К-14,  Ч1-01,  Ч4-03

ус.опр.

с 90-93

20

06.

02

Любовь – основа жизни.

1

Урок открытия нового знания

Составление плана будущей творческой работы.

Осознавать ценности нравственнос-

ти и духовности в человеческой жизни.

Л-01, Л-02, П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

С 94-97

21

13.

02

Прощение.

(родители)

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с прощением.

Уметь слушать собеседника, вести диалог

Коллективная рефлексия, предусмотрен-

ная в электронном сопровождении к уроку

Л-02, Л-06,    Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16К-01,  К-04,  Ч1-09

 

ус.опр.

с 98-101

Третий триместр (12 ч)

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу.

22

27.

02

Древнегреческие мыслители о дружбе.

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности в Древней Греции.

признавать возможность существова-

ния различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную

Л-01, Л-02, Л-06,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07

К-04,  К-07,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04

ус.опр.

с 102-105

23

06.

03

Этика об отношении к другим  

людям и самому себе.

(родители)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

Л-01 Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  Ч1-04,  Ч1-09,  Ч3-02

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

С 106-110

24

13.

03

Мысли и поступки.

Слова и речь.

1

Урок отработки умений и рефлексии

Составление плана будущей творческой работы

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Л-01, Л-02, Л-06,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  К-04,  К-07

Ч1-09,  Ч3-02

ус.опр.

с 111-115

25

26

20.

03

27.

03

Милосердие.

Золотое правило нравственности.

1

1

Урок открытия нового знания

Урок открытия нового знания

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

отвечать за свои поступки на основе представле-

ний о нравствен-

ных нормах

Л-01, Л-02, Л-06,  Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04,  Ч1-09,  Ч3-02,  Ч3-04,  Ч4-03

ус.опр.

с 116-120

С 121-125

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам.

27

03.

04

Нравственные  законы  в современном мире.

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с нравственными  законами  в современном мире

отвечать за свои поступки на основе представле-

ний о нравствен-

ных нормах

Л-01П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04

тест.

С 126-129

28

17.

04

Альберт Швейцер.

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Л-06,  Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-16,  П-06,  П-07,  ,  П-22,  К-01,  Ч3-04,  Ч4-03

ус.опр.

с 130-134

29

24.

04

Этическое учение

 Л.Н.Толстого.

1

Урок открытия нового знания

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в произведениях литературы и искусства

Л-01, Л-02,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  

Ч3-04

ус.опр.

с 135-138

30

30.

04

Не совсем обычный

урок.

Идти дорогою добра.

(родители)

1

Урок отработки умений и рефлексии

Анализ жизненных

ситуаций, выбор нравственных форм поведения.

Развитие этических чувств

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-13,    П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14,  Ч3-02,  

Ч3-04,  Ч4-03

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

С 139-143

31

08.

05

Подготовка творческих

проектов

1

Урок отработки умений и рефлексии

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Учатся толерантно-

му отношению к представите-

лям разных мировоззре-

ний и культурных традиций.

Уметь осущест

влять

информацион-

ный поиск для выполнения

учебной задачи

Л-01, ,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  Ч1-04,  Ч1-09,  Ч3-02

ус.опр.

поиск информации

Подготовка

проектов

32

15.

05

Выступление обучаю-

щихся со своими творческими работами

на тему: «Что

такое этика?» (родители)

1

Урок методологической направленности.

Представление творчес-

ких работ на тему: «Что

такое этика?»

учатся слушать собеседника и излагать свое мнение

Готовят сообщения по выбранным 

темам.

Л-02, Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,    К-01,  К-04,   Ч1-01

Л-01, Л-02, Л-06,  Л-13,  Л-22,  Р-02, Р-07,  Р-13,  Р-16,  П-06,  П-07,  П-09,  П-16,  П-22,  К-01,  К-04,  К-07,  К-14,  Ч1-01,  Ч1-04,  Ч1-09,  Ч3-02,  Ч3-02,  Ч3-04,  Ч4-03

с.р.

обсуждение проектов с родителями

33-

34

22.

05

29.

05

Выступление обучаю-

щихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к лю-

дям», «Мое отношение

 к России», «С чего начинается Родина»,

«Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный

подвиг, творчество и т.п.)»,

«Мой дедушка –

защитник Родины»,

«Мой друг»,  и т.д.)

Презентация творчес-

ких проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (родители)

2

Урок методологической направленности.

  Участие в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовно-

му саморазви-

тию

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении Рабочей программы курса «Основы религиозных культур и  светской этики», модуль «Основы светской этики»

Список литературы из федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ для преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с перечнем модулей, вводимых в РА с 2012 г.

Материалы для учащихся:

1.        А.А. Шемшурин, Т.Д. Щапошникова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. – М.: Дрофа, 2012.

2.        Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Ч. 1-2. М.: Аванта +, 2002

5.         Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Ч. 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце ХIХ – ХХ веках. Религия и мир.  М.: Аванта +, 2001.

Материалы для учителя:

1. Данилюк А. Я. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.

2. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

3. Электронные приложения ко всем образовательным модулям

Справочники и энциклопедии

4.Наглядно о религиях / пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2000

5.Православная энциклопедия. Т. 1-.М., 2002-.

6.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1998.

7.Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991

8.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991

9. Буддизм. Словарь, М., 1992.

10. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. Перевод С.Г. Фруга. Переиздание 1990х г., затем 2006 г.

Интернет ресурсы:

1.        http://www.openclass.ru/node/140319

2.        http://www.prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678

3.        Федеральный образовательный портал «Российское образование» [электронный ресурс]: www.edu.ru

4.        Справочно-информационный портал «религия и СМИ»  [электронный ресурс]/ гл. редактор А. Щипков, М., 2002-2006: http: // www.religare.ru/article 10536.htm

5.         Официальный сайт Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества [электронный ресурс]: http://humanism.al.ru/ru/index.phtml

6.        Епархия.RU: портал Ресурсов Русской Православной Церкви Московского Патриархата (электронный ресурс). www.eparhia.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"

Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...