Психологические игры и игровые технологии на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Данный материал  поможет педагогу сориентироваться  в новейших технологиях обучения по новому курсу "Основы Духовно-нравственной  культуры  народов России".Педагог сможет использовать психологические игры на разных этапах своего учебного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_igry_na_orkse.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ОРКСЭ.

Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?

  • Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
  • повысить собственную самооценку.
  • уважать себя и других.
  • научиться анализировать жизненные ситуации.
  • научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
  • сочувствие к другим.
  • Развивать в детях открытость к другим.
  • преодолевать собственные страхи и комплексы.
  • Развивать у детей чувство юмора и т.д..

Требования к проведению психологических игр:

  • Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
  • Учитель должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
  • проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
  • По окончании игры учитель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
  • четко продумать цели и ход игры.

Психологические игры проводятся в начале урока, так называемый психологический настрой, в середине урока, на любых этапах и в конце урока-релаксирующие игры, релакс. Я познакомлю вас  с некоторыми из них.

Игры   в начале урока.

1.Игра «Корзина»проводится в начале урока  . Это хороший способ освободиться  от неприятностей  и сконцентрироваться на работе.

Учащиеся делятся на пары. У каждого 2 минуты, чтобы  рассказать  о своих неприятностях , проблемах. Второй  его слушает  и не перебивает. В это время учитель ходит с корзиной  и просит положить все неприятности в корзину с помощью жестов .

    2. Игра:Оле Неле Нишитов

Игра проводится в начале урока ,чтобы дети расслабились и посмеялись. История такая: «Пропал вождь одного племени. Каждый вечер его соплеменники собираются вместе, садятся вокруг костра и спрашивают друг друга, видел ли кто- нибудь  Оле Неле Нишитов.» Самое главное при этом , что никто не должен смеяться, потому что  пропал вождь. Учащиеся сидят  в кругу. Первый обращается к своему соседу справа и говорит : «Ты не видел Оле Неле Нишитов»  Сосед отвечает : « Жаль ,что я не видел его. Я спрошу своего соседа» Можно добавить  свое , чтобы вызвать смех.

3.Игра «Волшебный стул»

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.
Дети идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

Игры на разных этапах урока.

1. Притчи

Притча « Все в твоих  

                  руках»    

   «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

2.  Тренинг «Как не попасть в сети зла?

 Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. 

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик .

3.Игра «Учимся доброте»

  • Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

4.Игра «Цветик семицветик»

5.«Нарисуем счастье» - прием психорисунка даёт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир ребенка через зрительные образы. Например, нарисуй совесть, добро, месть…. А затем объяснить свои рисунки.  

6.Раскрасьте слово «добро» в любой цвет. Почему вы выбрали именно этот цвет? Кто-нибудь вас заставил это сделать? Так как вы считаете, о чем мы будем говорить?

( урок «Свобода и моральный выбор»)

6.Игра « Найди себе подобного»

Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).

 Учитель дает задание детям: -  Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

8.Составление        кластеров.
Например:
Задание: В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что
дружба – это волшебное солнце с разноцветными лучами. Запиши в
лучах составляющие настоящей дружбы.

9.Игра «Живая цепь»

Дети  встают  в затылок друг другу. На спине последнего ребенка учитель пальцем рисует какую –либо букву ( цифру, рисунок).Этот ребенок, в свою очередь, рисует то , что он почувствовал, на спине стоящего перед ним. Рисунок передается по цепочке , пока не дойдет до первого человека. Он воспроизводит рисунок на доске . Задача детей как можно точнее и четче передать рисунок.

9.технология «Ковёр идей» (постановка проблемного вопроса, предложения по решению проблем, выработка конкретных идей),

11.Упражнение «Дискуссионные качели» можно использовать на любом уроке. «Стыд, вина, извинение» – это полезные или вредные эмоции? Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.

Игры, которые проводятся в конце занятия

Итог занятия.

1.Чтение стихотворения с музыкальным сопровождением ит.д.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

                                  Хорошо вы потрудились,

                                   Вам пора и отдыхать.

                                  Переменку веселитесь

                                  И  начнем урок опять. 

2.Игра дерево пожеланий и .д.

Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.  

Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности новых технологий в целях повышения эффективности учебного процесса.

Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ.

   

       Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. Таким предметом стал курс ОРКСЭ, целью которого является  формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании  и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс интегрирует знания из разных областей: истории Отечества, филологии, географии, МХК и др. Он проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент культуры, воспитывающий, формирующий духовность.

   Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» веду  пять лет.  Подготовка к урокам  занимает большое количество времени, так как это достаточно сложный предмет, незнакомый  материал нужно адаптировать с учётом возрастных особенностей ребят, их уровня  развития.
  Для развития познавательной активности обучающихся на уроках я применяю игровые технологии, позволяющие развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает позитивный взгляд на жизнь, жизненные трудности, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, доброжелательности, любви. Например, использование игры «Поле чудес» при закреплении темы «Православный календарь. Праздники». Отгадывая название праздников православной культуры, ребята должны были вспомнить обряды и обычаи христиан. В качестве поощрений ребята получили брошюры-путеводители "Православный Екатеринбург". 

    Игра «Ты – мне, я – тебе». Часть ребят готовили только формулировки по пройденным темам, а часть должна была дать определение. Например, ежедневная молитва мусульман (НАМАЗ), соблюдение субботы, главной традиции иудеев (ШАББАТ), день памяти у христиан о воскресении Иисуса Христа (ВОСКРЕСЕНИЕ) и т.д. 
   Часто на разных этапах уроков использую загадки, кроссворды, филворды, игру «Народная мудрость». Например, составь пословицу, докажи конкретными примерами, что в ней отражено прошлое нашей страны:

Не, горы, подвига, заслонят, никакие.

     Или  какие правила можно составить из этих слов?

Вражда

Жадность

Мир

Зло

Мешать

Честность

Скука

Обижать

Вежливость

Печаль

Жить в одиночку

Трудолюбие

Ссора

Дружба

Щедрость

Ложь

Добро

Помогать

Грубость

Веселье

Защищать

Лень

Радость

Вместе

    Приведу пример анаграммы при изучении темы "Паломничества и святыни" модуль  ОМРК. Дайте толкование данным словам. Укажите, к какой религии они относятся. Составьте слово по начальным буквам заданных слов (название города трёх религий):
ИКОНОПИСЬ, ЕВХАРИСТИЯ, РЕЛИГИЯ, УВАЖЕНИЕ, САГААЛГАН, АЯТ, ЛАМА, ИМАМ, МОЛИТВА (Иерусалим).

    Кроме этого на уроках применяю игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях. Например, «В кельи у старца», «Паломники».

  Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.  

   Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т.д.), поэтому я активно применяю информационно-коммуникационные  технологии : презентации, работа с интерактивной доской, с электронными пособиями.

   ИКТ технологии использую на различных этапах урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

  Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую , предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. Демонстрации видеороликов позволяют учащимся совершить виртуальную экскурсию.

   С помощью интерактивных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Часто использую тесты, обработанные в программе PROClass, что позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учащимся, находящимся в аудитории.

       Внедрение информационных технологий в процесс обучения провожу с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3—4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентирована и составляет не более 10—15 минут. В течение урока провожу физкультурные минутки и зарядку для глаз.

   Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.

   Особо хочется отметить и внеурочную работу в рамках курса ОРКСЭ.  На протяжении нескольких лет поддерживаю тесное сотрудничество с Артинским краеведческим музеем в рамках образовательной программы «Мир как дом».При проведении данных мероприятий дети включаются в определенные нравственные отношения, активную коллективную деятельность, приобретая практический опыт. Благотворительные акции «Капелька добра», встречи с ветеранами войны и труда воспитывают патриотические чувства. Родители являются активными участниками и помощниками во внеурочной деятельности, что способствует формированию навыков сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей. Развитию детей во многом способствует и посещение Детской школы искусств, Воскресной школы, Дома культуры.

    Мне интересно преподавать курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики». На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, что важно для каждого человека на земле, видят своё место в этом мире. Знания, полученные в процессе изучения курса, становятся частью личного жизненного опыта ребёнка, становятся личностно значимыми, а это и есть одна из основных задач формирования его духовно- нравственной сферы.

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение,2010

  1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
  2. Белова И.С. Школа педагогического мастерства. Волгоград: Учитель, 2009
  3. Йоффе А.Н., Мишина Е.А. Основы мировых религиозных культур. Учебное пособие. М.: АПКиППРО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Использование игровых технологий на уроках ОРКСЭ

Игровые технологии на уроказ ОРКСЭ в начальной школе...

Профориентационная игра: «Следствие ведут…»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов и родителей

Большая психологическая игра: "Следствие ведут..."  Цель познакомить детей с некоторыми профессиями Министерства внутренних дел Российской Федерации их особенностями Воспитывать познава...

Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать професс...

«Использование игровых технологий (геймификация) на уроках ОРКСЭ»

Суть применения геймификации на уроках ОРКСЭ не в том, чтобы заменить процесс обучения игрой и таким образом заинтересовать ученика, а в том, чтобы вовлечь школьника с помощью небольших психологически...