Урок по ОРКСЭ "Христос и его крест"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Урок по ОРКСЭ (модуль "православие") по теме "Христос и его крест"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_hristos_i_ego_krest.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Волкова Ирина Александровна

Район

Павловский

Место работы

МБОУ СОШ №1 г. Ворсма

Должность

учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

 «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Тема урока

Христос и Его крест

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель, задачи

Цель: Формирование  понимания значения креста для христиан.

Задачи: Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста.

Развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.

Воспитывающая: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть

Необходимое оборудование

Мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация «Крест», Крест – Распятие, цветные карандаши

Дидактическое обеспечение

таблицы «ЗХУ», карточки с дифференцированным заданием.

Планируемые результаты  урока

  • личностные

 Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

  • предметные

Имеют представление о понятиях « Боговоплощение», « Богочеловек», «Крест», их взаимосвязи;

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;

Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

1. Тестирование по вопросам предметного содержания урока.

2. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе урока.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс Данилюк А.Я. М.: «Просвещение», 2010

Основы православной культуры. 4-5 классы:  учебник для общеобразоват.учреждений/  А.В.Кураев. М.: «Просвещение», 2012.

Дополнительная

Интернет-ресурсы

www.fcior.ed.ru

www.scool-collection.edu.ru

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1. Учитель предлагает детям повернуться лицом друг к другу, поприветствовать собеседника ласковым именем.

2. Учитель интересуется, какие чувства испытали дети, когда их называли по имени. Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока.

Дети выполняют просьбу учителя,

Отвечают на вопрос, обозначая свое состояние, о чувствах других.

Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Звучит музыка А.Архангельского «Крест-хранитель всея вселенныя»

-Ребята, как вы думаете, что будет сегодня темой нашего разговора?

(крест)

- Почему вы сделали такой вывод?

(на столе учителя находится крест – распятие, на доске – изображения православных разных крестов разных художников).

Сформулируйте тему урока.

- Правильно, сегодня мы узнаем, какое значение имеет крест для православного человека.

Давайте проверим ваши знания. Заполните первый столбик таблицы.

Учитель раздает детям таблицы со столбцами «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»,

Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его).

Развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться. Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами.

Дети заполняют первый столбец таблицы, показывают, что они знают по этой теме. Высказывания детей о том, что крестик нас оберегает, защищает, его носит каждый крещеный человек. Если заходим в храм, нужно перекреститься.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

владение монологической  формой речи.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

А что бы вы хотели узнать еще по этой теме?

Заполните второй столбик таблицы. Постановка цели урока. Создает у учащихся «ситуацию успеха».

Дети  заполняют второй столбец таблицы, где отражают свои вопросы:

Как связаны крест и Иисус Христос?

Как Бог стал человеком?

Почему Христос-сын Божий, но не смог уберечься от распятия?

Зачем люди осеняют себя крестным знамением?

Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации).

Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу)

Стимулирование познавательной активности.

Познавательное  УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ;

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Познавательное  УУД поиски способов решения проблемы

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем   ставить учебную задачу

Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Итак, сегодня мы с вами узнаем ответы на многие ваши вопросы: например,

Как Бог стал человеком ?

 Почему Христос не уклонился от казни?

Какова символика креста?

Можно ли носить крестик как украшение?(вопросы выписаны на доске, по мере ответов будут стираться)

Сообщает план действий :

1..Изучение текста учебника о взаимосвязи понятий « Боговоплощение», «Голгофа», «Жертва Христа», «Распятие», «Символика креста»

2. Знакомство с презентацией и беседа по ее содержанию.

3. Составление ответов на главные вопросы урока.

Дети формулируют тему урока, определяют цель. В учебнике на с. 24 читают вопросы из рубрики «Вы узнаете»

Познавательное  УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Как Бог стал человеком? Давайте узнаем это. Читаем текст «Боговоплощение»

Где поставили н?

Выясним, что мы не знали.

Что противоречило вашим знаниям?

Что для вас оказалось самым важным и интересным?(учитель прикрепляет на доску слово «Боговоплощение»). Мы узнали, как Бог стал человеком.(вопрос стирается с доски)

Итак, Богочеловек Христос претерпел смерть. Он позволил распять себя на Голгофе. А что такое Голгофа? Читаем текст «Голгофа» с. 25

Христос принёс себя в жертву. Какую казнь ему определили?

Читаем текст «Жертва Христа», «Распятие»

с. 26(прикрепляем к доске слово «Голгофа», «Распятие»)

Узнали, почему Христос позволил казнить себя.(вопрос стираем с доски)

А теперь послушайте мой рассказ о кресте.

Рассказ учителя о кресте, сопровождаемый презентацией. Чтение статьи «Символика креста». После этого учитель прикрепляет на доску понятие «Крест»

Так какова символика креста?

Почему христиане носят его на груди?

Можно ли крест носить как украшение?

(после ответов на вопросы на доске больше их не остается)

1.Учащиеся читают текст с пометами на с. 24-25 учебника, используя прием «Маркировка текста»

+ -знаю

Н- новое

? не понял

--думал иначе.

2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.

3.Учащиеся добывают знания самостоятельно, усваивают новые понятия осознанно, что способствует их более прочному усвоению.

4.Просмотр демонстрационных материалов, работа с текстом, ответы на вопросы учителя.

Познавательное  УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Попробуйте изобразить крест. Подпишите  значение каждой перекладины.Сравните рисунок  с соседом по парте.(Во время этой работы демонстрируются слайды с изображением православного креста, звучит музыка «Крест-хранитель всея вселенныя» А.Архангельского.)

Проверка работ.

 

Дети работают в парах, объясняя друг другу значения каждой перекладины креста. Учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.

Познавательное УУД: группировать предметы по существенным признакам.

Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания,

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-Предлагаю разделиться на группы. Каждая группа составит синквейн на тему «Крест».

1. Крест

2.Православный, Христов

3.Оберегает, защищает, любит

4.Знак любви Бога к людям

5.Хранитель.

Самостоятельное выполнение обучающими задания с использованием нового материала. Дети работают в группах, учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Затем сравнивают составленные синквейны. Выбирают лучший.

Познавательное УУД: обобщение, построение логической цепи рассуждений по существенным признакам, обогащение словарного запаса

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания,

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Попробуем ответить на вопросы в игре «Знаешь ли ты, что…»

  • Знаешь ли ты, что Бог соединил с Собой обычное человеческое тело и человеческую душу, то есть….(вочеловечился)
  • Небольшая гора на окраине Иерусалима, где распяли Христа называется….(Голгофа)
  • Христос позволил распять себя, чтобы победить …(смерть)
  • Самое главное событие, которое произошло после смерти Христа называется….(Пасха)

Дети отвечают на вопросы учителя. Затем сами пытаются задать вопрос по изученному материалу соседу по парте. Отвечают 1-2пары.

Познавательное  УУД: сравнение, обобщение;

самостоятельное выделение  необходимой информации ;

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Итак, мы изучили тему «Христос и Его Крест».

Давайте возьмем таблицу «ЗХУ» и заполним третий столбец. Что вы узнали нового на уроке? На все ли ваши вопросы были даны ответы? На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.  

В конце урока мне бы хотелось посмотреть на ваше настроение. (Дети показывают свое настроение).

Д.З: с.24-29 подготовить по 3 вопроса по тексту для своего соседа по парте.

Дети заполняют третий столбец таблицы, где записывают то, что нового узнали на уроке (например, новые слова богочеловек, голгофа, жертва Христа, символика креста).

1.Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник.

Психологическая удовлетворённость от урока.

.

Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

Проект урока по "Основам православной культуры"в 4 классе "Христос и Его Крест"

Данная разработка содержит  описание проекта урока по теме :"Христос и Его Крест" с подробным  изложением деятельности учителя и учеников,  а также формирование УУД на различных этапах ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Конспект урока технологии "Вышивка крестом" 3 класс

В конспекте изложен ход урока и технология вышивки крестом....

Конспект урока ОПК "Христос и его крест", 4класс

Конспект урока ОПК "Христос и его крест",  4класс...

Урок 7 "Христос и его крест"

Разработка открытого урока  "Христос и его крест" по предмету ОРКСЭ модуль ОПК  для учащихся 4класса...