Роль проектов при преподавании курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

проекты на уроках ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_na_urokah_opk.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Что в целом является главной задачей введения курса ОРКСЭ, в частности модуля «Основы православной культуры» в наших школах? Что хотелось бы видеть «на выходе» и родителям, и учителю ? Понимание нашими детьми, что нельзя хохотать над чужой ошибкой? Знать, что это за «Отче наш» читает Герда из «Снежной королевы», или отчего сейчас 2015-й, а не какой-то другой год… Хочется верить, все-таки это не менее важно для детей, чем знания строения инфузории-туфельки или формул окисления металлов?

И тут возникает не мене важный вопрос как провести урок по изучению православной культуры, чтобы это было не просто интересно детям в данный момент, а чтобы это их заинтересовало, так сказать на перспективу, чтобы это послужило им толчком для собственных поисков и открытий в мире добра и зла?

Лучшая форма урока – постановка проблемного вопроса, способного вызвать удивление и недоумение, любопытство и азарт в поиске вариантов ответа. Наблюдая непосредственную оживленную реакцию детей, понимаешь, что не стоит спешить и пускаться в сравнения, где степень заинтересованности больше: на предметах «русский язык», «труд» или «Основы православной культуры»? Здесь любопытство действительно проявляется бурно, что во многом, безусловно, заслуга учителя. Например, тема — события в семье Ноя, последовавшие за всемирным потопом. Совместными усилиями ветхозаветная история обретает очертания. «Что сделал Хам? Почему так произошло? Чем эта история поучительна для нас?»  К примеру, не всякий из нас объяснит, почему от имени сына Ноя пошло слово «хамство»; не всякий подозревает, что выражениям «нет пророка в своем отечестве», «метать бисер перед свиньями», «все тайное становится явным» мы обязаны Библии.  И мало кто ответит на вопрос о происхождении таких идиом, как «камень преткновения», «краеугольный камень», «соль земли», и объяснит, к чему и к кому эти определения относились. Ожидаемый результат  - после курса ОПК за этими расхожими крылатыми выражениями для ребят должно стоять уже нечто большее, чем просто меткая фраза. Думаю, если дети вынесут из всего урока только одну эту мысль, это будет уже немало: любить, оказывается, надо учиться; а еще это то, ради чего можно начать новую эру.

Итак, постараться увидеть в знакомых вещах глубокие смыслы – это один из способов вызвать интерес к теме. Но где взять время на уроке для детального изучения?

И ещё к вопросу о нехватке времени. В интернет-версии православного журнала «Фома» проходил опрос среди учителей курса ОПК по теме «Ваша находка для уроков «ОПК»  . Хотелось обратить ваше внимание на слова нашего московского коллеги  « Когда я только начинал преподавать ОПК, главной сложностью для меня было придерживаться культурологического подхода, то есть не заниматься катехизацией, а просто информировать: православные христиане верят так-то и так-то. Здесь важно прислушиваться к себе: как только замечаешь, что, объясняя материал или отвечая на вопросы, ты углубляешься в область веры, — надо сразу остановиться.
Что значит «остановиться»? Я не о том, что нужно отказаться отвечать на детские вопросы. Но вовсе не обязательно отвечать сразу на уроке. Обычно я говорю так: «эти вопросы мы можем обсудить после урока, если кому-то это будет интересно. Подойдите, лично задайте вопрос, и я лично отвечу». Вообще, нужно понимать, что вопрос вопросу рознь. Часто у детей возникают вопросы, но мимолетно, эти вопросы не волнуют их по-настоящему. Если броситься сразу отвечать на любые вопросы — урок окажется сорванным… во всяком случае, давать программный материал просто будет некогда.
Александр Аношкин, учитель ГБОУ СОШ № 1241 г. Москвы

Я думаю, многим из вас такая ситуация очень даже знакома – вопросов так много, что опять не хватает урока. Ну а уж если мы предлагаем ребятам дать ответ после уроков, то и в данном случае нужно время для беседы.  А не лучше ли будет сказать ребёнку «Давай попробуем найти ответ на твой вопрос вместе. Но для этого тебе придётся поработать и самостоятельно» ( или группой, если вопрос задан несколькими детьми) .

          Выходом может быть проектная деятельность. ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед). Согласно определению, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Несомненным плюсом проектной деятельности на уроках ОПК будет вовлечение родителей в изучение курса. Зачастую бывает так, что именно дети приносят в семью знания о Православии, тем самым побуждая своих близких иначе смотреть на события своей жизни.

На уроках  могут быть использованы  как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые. И, пожалуй, только в рамках курса ОПК можно дать детям выбор темы работы. Как раз беря во внимание их вопросы на уроках, предлагая им самим ( естественно под нашим руководством) попытаться найти ответы. О роли учителя , пожалуй, стоит сказать особо. На мой взгляд, педагогу курса следует очень внимательно изучить материалы проекта на черновом этапе. Это необходимо для того, чтобы уже в готовой работе не было недопустимых ошибок с точки зрения Православия. Очень хорошо, если проекты учеников работы будут         выполнены для так называемого общего использования. Работы учеников станут своеобразным учебным материалом для более младших школьников.

Детям начальной школы можно предложить  «нарисовать» проекты.  Темы таких работ можно взять вполне нейтральными с религиозной точки зрения «Россия – наша Родина», «Совесть и раскаяние», «Подвиг», «Защита Отечества» и др.

Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со  стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как «Традиции православной Пасхи» позволят детям совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том,  насколько эти традиции соблюдаются в наше время.

Подводя итог ранее сказанному, можно предположить, что проекты на уроках ОПК, могут стать очень действенным инструментом в формировании у учеников интереса к предмету, к желанию найти ответы на появившиеся вопросы. Что, безусловно, будет способствовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.  

В качестве примера из собственного опыта работы над проектами на уроках ОПК предлагаю познакомиться с исследовательской работой «Храмы Скопинского района»

 

МБОУ «Центральная школа »

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов

на тему:

«Проектная деятельность на уроках ОПК»

                                                                                 Подготовил:

                                                                                              Учитель нач.классов

Бугрова Т.В.

2015-02016 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

Преподавание курса ОРКСЭ

Можно использовать на родительских собраниях....

Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ

Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....

Доклад "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"

Статья   "Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ" основывается на собственном, пока еще  небольшом опыте педагога . Освещаются проблемы, с которыми довелось столкнуться в процессе преподаван...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...