основы православной культуры
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_orkse.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», содержательного модуля «Основы православной культуры» разработана на основе  авторской программы Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры», М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013 год.

     Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности на основе православных традиций русского народа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   

                 Изучение модуля «Основы православной культуры»  в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ставит перед учителем задачи: передачи современным школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России (христианской православной культуре); формирования базовой культуры личности на основе традиционных культурных ценностей. Учебный предмет «Основы православной культуры» позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о духовных корнях русской культуры, о православных традициях и ценностях жизни людей. Постепенно школьник может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые и по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. Монастыри на протяжении почти всех периодов русской истории являлись центрами не только духовной, но и культурной жизни. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Невозможно постижение этого смысла тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Выдающиеся церковные деятели всегда играли одну из первых ролей в истории Российского государства. Чем жили эти люди, как мыслили, что любили? Не зная этого, невозможно понять ни русской культуры, ни отечественной истории. Без знания родной культуры человек не может быть назван культурным.

Основные задачи предмета:

-дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

-способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;

-дать знания о христианском понимании смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых и героев Отечества;

-научить детей беречь святыни родной земли.

- развивать представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщать знания, понятия и  представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и  формировать у них ценностно - смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- воспитывать уважительное отношение к разным духовным и светским традициям;

- укреплять средствами образования преемственность поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Учебник Л. Л. Шевченко « Основы православной культуры» 4 класс. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2013 год
  2. Шевченко Л. Л. Методическое пособие для учителя. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2013 год.
  3. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год

Формы организации учебного процесса:

Форма представления учебного материала носит культурологический характер: понятия религиозной культуры и содержание священной истории школьники осваивают в контексте знакомства с феноменами отечественной и мировой культуры, их отражающими- произведениями литературы, духовной поэзии, музыкального и изобразительного искусства, иконописи, памятников зодчества и др.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «Обсуждаем-размышляем», творческие проектные работы учащихся - маршруты духовного краеведения по темам содержания учебного пособия,

Формой итогового контроля является коллективный творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России», который не только позволяет учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует для школьников полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных православных традиций, отраженных как в феноменах культуры, так и в жизни современных россиян.

В качестве домашнего задания могут быть использованы задания из уроков учебного пособия. Начиная с темы 23 (Святая Русь), на основе домашних заданий в форме творческих проектных работ - «Маршруты духовного краеведения» («Путешествия по святым местам России») организуется подготовка выставки итоговых творческих проектов «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России».

Учитывая возможности восприятия современных школьников, в содержание заданий рубрики «Обсуждаем-размышляем» введены проблемные темы этического характера, позволяющие осмыслить нравственные ценности христианской культуры в жизни современного человека. Их тематика: «О мудрости», «О человеке культурном», «О смысле и счастье жизни», «О человеке гордом», «Мои поступки», «Красота человека», «Мои таланты и дела», «Человек счастливый», «О добродетелях человека», «Доброта человека и его добрые дела», «О христианских добродетелях», «О милосердии», «О вечной жизни», «О вере и верности», «О подвигах», «Защита Отечества», «О любви», «О свободе и ответственности», «О чудесной помощи», «О сокровищах жизни человека», «О наследстве и богатстве», «Что я хочу передать в наследство школьникам 22 века?», «Золотая цепь святых и мои предки», «Сохраняем культурное наследие, святыни России». Особенностью изложения является представление всех проблемных тем на основе изучения феноменов православной культуры: библейских текстов, русской классической и современной литературы, духовной поэзии, рассказов о русских святых, знакомства с историческими и архитектурными памятниками, произведениями иконописи, музыкального искусства. Это позволяет не только познакомить школьников с основами христианского мировоззрения, но и показать его укорененность в православных традициях жизни и феноменах русской культуры.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4-х классов изучается модуль «Основы православной культуры», так как он является для нашей школы приоритетным.

Авторская программа предполагает изучение предмета "Основы православной культуры" в объеме 34 часов (1 час в неделю).

В рабочую программу внесены изменения.

С учётом учебного плана МАОУ «СОШ № 33 с углублённым изучением отдельных предметов»  преподавание ОРКСЭ в 4 классе ведётся 0,5 ч. в неделю (17 ч. в год), поэтому в тематическое планирование по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)  внесены следующие изменения:

№п\п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской)  программе

Кол-во часов в рабочей программе

Обоснование

Культура и религия в жизни человека

2

1

Священное писание

5

2

Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика

10

4

Православные традиции России.

5

 3

Православный календарь. Почитание святых.

8

4

 Проверь себя. Творческие проектные работы учащихся.

4

3

ИТОГО:

34

17

 Содержание рабочей программы соответствует авторской программе.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации  об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

    Российским законодательством подчеркивается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997 года); признается вклад в культурно-историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам нашей страны жить в братской дружбе.

В принятой постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 431-пп «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» региональным приоритетом развития образования определена воспитательная работа и как одно из ведущих её. направлений духовно-нравственное воспитание обучающихся: формирование базовых основ право-

славной культуры, национальных ценностей, нравственности и регионального патриотизма. Реализация данного направления развития может осуществляться в том числе и посредством преподавания модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё  мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- как основы культурной истории многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

     

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Россия – наша Родина.

Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия

О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере, знании и культуре в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство – одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие – основная религия в России.

  Священное Писание. О чем рассказывает Библия?

Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу – молитва. Знаменитые люди о Библии.

  Священное писание. Что говорит о Боге православная культура.

Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло  в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о боге, мире, человеке: Бог – творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам – любимое чадо Божие; общение человека с богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появилось в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение, рост, развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека – свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям  как самые главные дары Божии. где они скрыты в человеке?  Человек  - образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

Христианское учение о Спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.

Спаситель. Священное писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество  в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.

Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство – счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. главное

 Правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила дал Христос людям. Доброта моей души. Чем я  могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? понятия ответственности и обязанностей.

Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет  в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие – страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце – злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) – представление иконы; средствами духовной и светской поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина.

Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он – христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П.Полонского и М.Ю. Лермонтова).

Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная жертва. Христианское почитание креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба.  Апостол Павел о любви.

Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Скиния – первый храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.

Православные таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия – центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное Богослужение. Божественная литургия. Евхаристия – благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры – символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль – сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор – самый главный собор московского Кремля. Венчание на царство русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

Священные образы. О чем рассказывает икона.  Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы. Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.

Христианская семья. Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди  Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы спасителя и Богородицы.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост – подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

Почитание святых в православном календаре. Православие в России. Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежда, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

Православный календарь. Почитание святых. Верность.  Сыновья князя Владимира – святые братья – князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики – страстотерпцы. Пример кротости послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском». Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему – заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба. Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.

Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Основание монастыря. Смиренный чудотворец. Объединение русских князей. Защита Отечества. О святых учениках преподобного Сергия.

Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг.  Святые вожди в земле русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Князь Дмитрий Донской. О святом князе Александре Невском. Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Православный календарь. Почитание святых. Мужество.  Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении. Русская Голгофа. Новомученики Российские. Добро и зло в душе человека: созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала.

Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. Основные иконографические типы изображения Богоматери – Умиление, Одигитрия, Оранта.

Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России».

Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучения князя Владимира Мономаха детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе».  Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века?

По святым местам моей Родины – России. «Герои России», «Русские святые»; «Золотая цепь святых. Мои предки».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов программы,  тема

Часы учебного времени

Характеристика деятельности обучающихся
(основные учебные умения

и действия)

Плановые сроки прохождения

Примеча

ние

Культура и религия в жизни человека

2

1

1.

Россия-наша Родина

1

Работа с физической и административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина. Участие в викторине «Ими гордится страна»

2.

О вере, знании и культуре

1

Участие в диалоге: слушатние собеседника и изложение своего мнения. Знакомятся с историей возникновения и распространения ПК

Священное писание

5

2

3.

О чём рассказывает Библия?

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг.

4.

Что говорит о Боге православная культура

1

Изучают основы духовной традиции православия.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

5.

Добро и зло

1

Знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

6.

Что говорит о человеке православная культура.

1

Осмысливание нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

7.

О талантах и душе человека

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

10

4

8.

Спасение

1

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

9.

Спаситель

1

10.

Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства

1

Знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

11.

Золотое правило жизни христиан

1

Осмысливание нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

12.

Добродетели и страсти. Какой я?

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

13.

Милосердие. Кто мой ближний?

1

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

14.

Жертвенная любовь

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций  Изучают основы духовной традиции православия. Выполняют творческие проектные работы - «Маршруты духовного краеведения» организуется подготовка выставки  творческих проектов

15.

 Победа над смертью

1

16.

Проверь себя

1

17.

Презентация творческих

работ

1

Православные традиции России.

5

3

18.

 Православный храм

1

Получают знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества. Раскрывают смысл внешнего и внутренного устройства православного храма.

19.

 Православные Таинства

1

20.

 Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство.

1

Осмысливание нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

21.

Христианская семья

1

22.

Православный календарь и праздники

1

Православный календарь. Почитание святых.

8

4

23.

Святая Русь

1

«Путешествуя по родной стране». Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина. Участие в викторине «Ими гордится страна»

Открывают знания, отрабатывают умения охарактеризовать термины и понятия. анализируют духовно-нравственные явлений и категори, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также учатся организовывать и строить свои отношения о окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

24.

Верность

1

25.

Смирение

1

26.

Ратный подвиг

1

27.

Мужество

1

28.

Христианская радость

1

29.

Подвиг веры

1

30.

Как сохранить красивый мир? Святыни России.

1

Проверь себя.        

Творческий проект «Диалог культур и поколений»

4

3

31.

Сохраняем культурное наследие, святыни России.

1

Открывают знания, отрабатывают умения охарактеризовать термины и понятия. анализируют духовно-нравственные явлений и категори, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также учатся организовывать и строить свои отношения о окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

32.

Обращение к школьникам 22 века.

1

33.

Золотая цепь святых.

1

34.

Творческий проект «Диалог культур и поколений»


1

34

17


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование

Кол-во обуч-ся

Необходимое кол-во

Фактическое кол-во

% оснащенности

Учебник Л.Л.Шевченко Основы православная культура. 4 класс– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 20013г.

31

31

31

100

Л.Л.Шевченко Основы  православной культуры: Методическое пособие для учителя: М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013г. –.

31

1

1

100

Персональный компьютер

31

1

1

100

Мультимедийный проектор

31

1

1

100

Магнитная доска

31

1

1

100

Экспозиционный экран размером не менее 150/150 см.

31

1

1

100

 Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

31

15

15

100

Стол учительский с тумбой.

31

1

1

100

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

31

4

4

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...