Рабочая программа ОПК (4 класс), учебник Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского и др.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Представленная Рабочая программа по ОПК соответсвуют требованиям ФГОС НОО, содержит тематическое планирование с указанием основных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_drofa_4_kl.doc595 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО № __________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГАТЧИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ им. К.Д. УШИНСКОГО»

«Рекомендовано»

Руководитель МО

___________        /___________________/

Протокол №____

от «____» _________________ 2015 г.

«Согласовано»

   Заместитель директора по УВР

___________        /__________________/

 «____» __________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  основам православной культуры

Составлена методическим объединением учителей начальных классов

Год составления: 2015

Класс: 4 класс

Общее количество часов по плану: 4 классы – 34 ч.

Количество часов в неделю: 4 класс – 1 ч.

Учебник:

Костюкова Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): учебник/Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2014.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной образовательной программы общеобразовательных учреждений (Начальная школа, изд. Просвещение, 2010) и рабочей программой ФГОС (Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4-5 классы). Рабочая программа.– М.: Дрофа, 2012)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения о рабочей программе по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры»)

Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса МБОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского».

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры»)

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» введен в учебный процесс общеобразовательных школ на основе поручения Президента России от 2 августа 2009 г., Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. и нормативных правовых документов:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (2010).

Планируемые результаты начального общего образования (2010).

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (2010).

Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4-5 классы). Рабочая программа.– М.: Дрофа, 2012.

Цели и задачи рабочей программы.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Цель: знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.

В то же время надо отчетливо осознавать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

Предполагается, что в результате первичного знакомства с основами светской и традиционных для России религиозных культур у детей появится интерес и потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов.

Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально - государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Задачи:

  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы рели- гиозных культур и светской этики»  основывается на положениях, которые обеспечивают эффективную реализацию целей и задач учебного предмета, снимают риски, сопровождающие его введение, обусловливают подходы к отбору содержания и методическому обеспечению. К ним относятся следующие концептуальные  положения:

  • о культурологическом подходе, просветительском и развивающем характере курса;
  • об обязательной направленности курса на объединение обучающихся, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении детей на группы);
  • о возрастосообразности (учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения, воспитания и социализации).
  1. Основной методологический принцип реализации курса — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре, реализуется аксиологический, коммуникативный и деятельностный подходы. В контексте курса культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции  и  верования.

Все шесть модулей, входящих в состав УМК, согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и базовым ценностям, требованиям к результатам  освоения учебного содержания.

Первый тематический блок состоит из двух общих для всех модулей уроков. Они содержательно раскрывают темы: «Россия — наша Родина» и «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Первые уроки очень важны для объяснения целей и задач  нового предмета, они задают общее направление в изучении всего курса и показывают, что связывает между собой все шесть модулей. Ключевыми словами первых уроков, которые потом последовательно раскрываются в разделах курса и темах последующих уроков, выступают: Родина, Отечество, род, семья; планета, красота, гармония; жизнь, мир, человек; история, цивилизация, культура, традиции, духовность, религия, этика. На этих уроках даются первоначальные представления о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; говорится о необходимости сплочения всех людей мира и граждан нашей страны независимо от их различных мировоззренческих позиций и убеждений на основе взаимного уважения и диалога; раскрывается смысл диалога между представителями различных конфессий  и мировоззрений в обществе. Уроки позволяют поднять проблемы идентичности  личности, воспитания патриотизма, толерантности. Понятие «идентичность» сегодня широко используется и учеными, и педагогами-практиками. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социо-культурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Именно в такой логике выстроен первый общий урок. Наша Родина — Россия — рассматривается как часть мирового сообщества, нашей планеты; а каждый человек, живущий на планете, — как представитель своей семьи, народа, всего человечества. Ученики от образа мира в представлении древних людей — мирового дерева — «проходят путь» до собственного родословного древа, определяя, таким образом, свое место, место каждого человека, живущего на планете, в системе мироустройства. Второй общий урок называется «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Урок посвящен раскрытию содержания понятий религиозной и светской культуры и их взаимосвязи. И религия, и этика предлагают человеку свое видение мира через ответы на важнейшие — вечные — вопросы человечества о смысле жизни, о роли человека, представлении о нравственном законе, по которому живут люди, если они хотят жить в мире и согласии между собой. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.

Материал     в  с  е  х      учебников   подобран  таким образом, чтобы школьники узнали и смогли представлять себе, как жили наши предки, представители различных сообществ, раньше и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды — все, что составляет их образ жизни. Поэтому  достаточно внимания уделяется  истории человечества и цивилизационной роли религии в ней: об этом говорится и в первых общих уроках, и в содержании учебников всех модулей. Например, в содержание «Основ православной культуры» включен материал о значении колоколов в светской и религиозной жизни Древней Руси, о том, как и почему пришло на Русь православие, как появились первые православные храмы, о создании славянской азбуки и т. д. Курс ОРКиСЭ является прежде всего средством формирования у школьников поликультурной компетентности — интегративного качества личности ребенка (системы поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения), необходимого для жизнедеятельности в современном обществе, проявляющегося в доброжелательном отношении к любой культуре и ее носителям. Принятие чужой культуры основывается на понимании того, что каждая духовная культура имеет право на существование, собственный контекст и свою логику развития, ни одна из них не может быть хуже или лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

  1. Второе концептуальное положение основывается на понимании обязательного объединяющего начала предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», его направленности на единение, а   не   разобщение   обучающихся  в процессе  преподавания (при внешнем организационном делении школьников на группы), которое находит свое воплощение и в том, что все учебники УМК соответствуют общей концепции курса, представляют собой  единый по замыслу, целям, структуре, принципам отбора содержания и построения методического аппарата, логике подачи материала комплекс. Важным для последующего знакомства с основами этики и религиозных культур, является материал об истории развития человечества, о разных подходах и объяснениях законов мироздания, о нравственном законе и этических нормах, их роли во взаимоотношениях людей друг с другом, с природой, с Богом, с самими собой. Вечные вопросы человечества о смысле жизни, о том, как ее можно прожить, — это те вопросы, на которые во все времена старались и стараются дать ответ и религии, и этика, это то, что их объединяет и  что рассматривается в содержании уроков всех шести модулей. Учебный материал разделов каждого модуля представляет собой углубление и расширение обозначенных в первых общих уроках тем и направлен на формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к культурным феноменам: «нравственность», «мораль», «религия», «духовность», «традиция», «ценности».

В «Основах православной культуры» особое внимание уделено истории принятия христианства на Руси; рассказам об особо значимых для русского православия исторических лицах (князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.); тем ценностям, которые составляют суть православия: любви, прощению, милосердию; учению о душе; понятию священного и святого в христианстве. С введением образов подростка Вани и  старца-монаха  затрагивается  близкая  многим школьникам тема одиночества и возможности ее решения (когда дети нуждаются в обсуждении важных для них вопросов и заботливом духовном наставничестве настоящего взрослого друга, с которым можно обсуждать самые сокровенные мысли, раз- мышлять, спорить, советоваться). В диалогах монаха и подростка обыгрывается ситуация, когда у взрослых не хватает времени для общения с детьми. Диалоги между взрослым и ребенком построены таким образом, что они включают в свой разговор учащихся, заставляют их задумываться и размышлять над многими жизненно важными для них вопросами.

Поскольку  именно  православию  принадлежит культурообразующая роль в нашей стране, это также нашло отражение в содержании данного учебника. Так, в тематике многих уроков делается акцент на связи православной культуры со светской жизнью и народными обычаями, в которых нашли отражение традиции православной культуры (уроки про колокола, православные праздники, образ Христа в русском изобразительном искусстве и др.). Учителю не составит труда развить эту тему на уроке и  во внеурочной деятельности.

Чтобы дети не чувствовали себя дискомфортно в ситуации условного «организационного разъединения», следует в полной мере использовать заложенные в содержании учебников и методическом аппарате возможности для установления межмодульных связей. Во всех учебниках присутствуют сходные вопросы и задания, выполнение которых способствуют обмену информацией между одноклассниками, изучающими разные модули курса. Примером могут служить перекрестные вопросы-задания, например: «Узнайте у ваших одноклассников, изучающих основы других религиозных культур...», «Поинтересуйтесь, как в представлении дру- гих...», «Расскажите своим товарищам, как...» и т. п. Ответы на такие общие для всех модулей вопросы позволят учащимся обмениваться информацией, быть в курсе того, что изучают их одноклассники, помнить о том, что все они изучают не шесть разных предметов, а один, и впереди их ждет совместное подведение итогов. Кроме того, такой взаимообмен и взаимозаинтересованность в результатах обучения будут выполнять роль внешней оценки, значимой для младших подростков.

  1. Следующим важным положением, на котором основывается построение УМК, является  положение о возрастосообразности. Возраст учащихся 4-х  классов характеризуется в психологии и педагогике приобретением в процессе обучения основных, необходимых в обществе социальных и когнитивных навыков (Ж. Годфруа, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.). Сам выбор навыков, которые должны стать достоянием ребенка, имеет национально-культурную и социально-экономическую мотивацию.

В связи с этим естественным требованием к организации курса важнейшим ориентиром в отборе материала и методического обеспечения является его жизненная, а не теоретическая, «книжная» направленность. И отбор содержания, и способы его подачи, и критерии оценки результативности должны быть ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии культуры нашего общества в целом. Реализация такого подхода     посредством       традиционного урока с его «знаниевой» ориентацией, монологизмом, малыми возможностями для индивидуализации и  дифференциации представляется труднодостижимой.

Для решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых, организационно-деятельностных игр, проектной деятельности, игровых методов обучения. В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета.

Активно используется диалоговый способ подачи материала, через диалог вводится важный и сложный содержательный материал, что позволяет облегчить его усвоение, разнообразить подачу материала, продемонстрировать образцовые коммуникативные формы, принятые в той или иной культурной традиции (обращение, прощание, приветствие и т. д.) — диалоги   героев являются своего рода речевыми эталонами  и  образцами  для  подражания. В учебнике «Основы православной культуры» в разговорах наставника-инока и мальчика  Вани  объясняются наиболее важные аспекты православного учения о душе, любви, прощении, милосердии, долге, ответственности и т. д. Вопросы, которые задает старцу мальчик, близки и понятны четвероклассникам, а ответы, которые он получает, заставляют их задумываться и размышлять вместе с героем. Диалог учит  правильным формам общения ребенка и взрослого, уважительному отношению к собеседнику.

Успешному решению задач введения курса способствуют и другие способы подачи учебного материала, в частности есть отличающиеся от привычных параграфов учебников  уроки, которые имеют подзаголовок «Не совсем обычный урок». Задача этих уроков — удивить, заинтересовать, привлечь внимание учащихся.

Таким образом,  содержание учебников и методическое сопровождение УМК построено с учетом:

  • рисков введения нового предмета именно в 4 классе;
  • возрастных особенностей обучающихся;
  • новизны и особенностей содержания курса;
  • культурологической  направленности  курса;
  • направленности предмета на объединение, а неразобщение  школьников;
  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников, решения задач индивидуализации обучения;
  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
  • возможностей нового предмета для развития творческого поиска и профессионального роста учителей, преподающих «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» и решающих вопросы воспитания и социализации школьников; проявления  педагогами  своей  профессиональной и гражданской позиции.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  в 4 классе начальной школы отводится 1 ч. в неделю. Программа рассчитана на 34 ч. (34 учебные недели).

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одной из базовых концептуальных основ УМК является аксиологический подход к определению целей и задач курса, результатов его освоения учащимися, в отборе и логике представления содержания, разработке методического аппарата. УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям, к базовым российским ценностям, в том числе традиционным религиозным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы. Через аксиологический контекст, в знакомстве с основными ценностями культуры народов нашей страны, этическими нормами общества — светскими и религиозными — происходит осознание ребенком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств.

Решение задач нравственного воспитания подрастающего поколения предусматривает понимание необходимости более широкой его трактовки, недопустимости сведения его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам; ориентации его на универсальную этику, которая включает в себя безусловные ценности, содержащиеся во всех культурах и принимаемые представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных конфессий и атеистами. В то же время нравственное воспитание человека невозможно без опоры на традиционные (этнические, национальные, религиозные) духовные ценности. Именно такое сочетание должно быть положено в основу жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами. Поэтому представляется обоснованным акцентирование внимания на понятии «ценности» и ценностно-смысловой сфере в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовьк России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: труд; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная  природа; планета  Земля;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Психологические механизмы формирования ценностной сферы личности базируются на параллельно развивающихся, взаимосвязанных процессах: усвоение типического опыта и накопление опыта индивидуального. То есть присвоение ребенком ценностей происходит, с одной стороны, через имитацию моделей поведения, отношений, оценок явлений действительности, принятых в его социуме, через идентификацию себя со своей семьей, друзьями, кругом общения, нацией, этносом. С другой стороны, ценности присваиваются через личную деятельность (дорого то, что я сам придумал, создал, смог и т. д.), через самовоспитание, через катарсические переживания, наконец, через привычку к тому или иному способу оценки, отношения, поведения.

Ценности православной культуры:

В христианской культуре в основании представлений о человеке лежит идеал нравственного и духовного совершенства — Богочеловек Иисус Христос. Этот идеал свидетельствует о высочайшем призвании человека — возможности и необходимости приближения его к Богу. От истин (догматов) о Боге - Творце берет начало учение о христианской нравственности, этике, морали, которое самым тесным образом связано с ответом на вопросы о том, в чем смысл человеческой жизни, как христиане должны жить согласно исповедуемой ими религии и к чему должны стремиться.

Христианские ценности обращают внимание в первую очередь на внутренний мир человека, на формирование  его  духовной  сущности  на  основе  веры (почитание Бога), разума (познание человека, мира, Бога), воли (служение Богу и ближнему) и смирения (мир внутри себя).

Внимание к человеку и его душе является важным в этическом учении христианства: человек предстает как существо не только биологическое, но и в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и бессмертной душой. Человек рассматривается как храм. В Библии говорится, что человек создан «по образу и подобию» Божию. Подобие это, по христианскому учению, проявляется в том, что человеку дан разум, сознательная свободная воля и способность к творчеству. И наконец, Бог, открывающийся как абсолютное совершенство, приобщает человека к процессу вечного самосовершенствования. Он несет в себе знак высокого предназначения, ибо он создан как образ и подобие Творца. Человек в христианском учении обретает некую самоценность, он рассматривается как высшая цель мироздания. Все явления действительности воспринимаются с точки зрения ценностей и духовного опыта человека.

Христианская культура признает в человеке тело, душу и дух. Христиане верят, что дух образует человеческое «я» и те высшие свойства человека, в которых отражены «образ и подобие Божие». Духом обладает только человек.

Особое внимание в христианской религии уделяется душе. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк. 8,36).

Дух, как принято считать в христианстве, проявляется через личность, живущую во взаимосвязи с другими личностями. В христианской культуре человеческая личность трактуется как безусловная ценность, подчеркивается ее духовное начало, утверждается, что изначально человек был прекрасно устроен в разумной гармонии души и тела. Христианство говорит о бесконечной ценности каждой отдельной личности, но при этом указывает на необходимость единения между человеческими личностями, образующими в своем единстве высшее духовное целое. В христианстве это называется соборностью, т. е. таким состоянием целого, в котором все части сохраняют свою индивидуальность и ценность, не нивелируются. В соборном единении людей, включенных в живой организм Церкви (понимаемой не только как социальный институт, а как единство духовной жизни верующих), и восполняется неизбежная ограниченность индивидов. В том и состоит для христиан значение церковной жизни, что она не только открывает людей навстречу друг другу, но преображает внутренний строй человеческой души, когда она раскрывается в служении ближним.

Свобода также понимается как свойство духа. Только человек несет ответственность за свои поступки. В христианстве считается, что человек способен реализовать свою потенциальную свободу только  благодаря     самосовершенствованию     и    Божьей помощи.

Христианское понимание свободы человека заключается в том, что она есть всегда свобода выбора, свобода решать поступать так  или иначе. По сути, это свобода выбора между добром и злом. Однако свобода в православии неразрывна с ответственностью, человек несет нравственную ответственность перед своей совестью и перед Богом за нарушение требований нравственного закона.

Реализацией духовного начала выступает, как считают христиане, и стремление к творчеству, неотделимому от  истории  человеческой  культуры. В процессе творчества проявляется богоподобная сущность человека. Главными этическими ориентирами человеческой жизни для христианина являются:

  • стремление и навык помогать всем окружающим в самых обычных обстоятельствах (не научившийся помогать ребенок не будет стремиться к этому и вообще не узнает радости помогать и служить людям);
  • воспитание в себе умения послушания как преодоление самости (послушание родителям и воспитателям, учителям; неумение же слушаться вредит любому общему делу);
  • воспитание сострадания к больным и нуждающимся людям (даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся будет помогать правильному формированию личности, без сострадания воспитывается ущербная личность);
  • воспитание личной ответственности за свои слова, поступки, за свою семью, родных и близких людей, за всех других людей: за свой класс, школу, за все окружающее; ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать;
  • воспитание умения просить прощения и прощать (неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям; тот, кто не прощает, наносит вред себе самому);
  • воспитание благодарности  Богу и людям (неблагодарность искажает жизнь человека и всегда препятствует установлению  правильных  отношений с окружающими);
  • воспитание благожелательности ко всем  людям (надо научить детей не смеяться над другими, не осуждать людей, ведь осуждение и злословие обнаруживают  недостаток  добра  в    нас    самих).

Трудолюбие, ответственность, почтительное  отношение к родителям, сострадание, благодарность и благожелательность — вот те качества, которые должны быть воспитаны в человеке согласно христианской морали.

Основой православия является любовь. Любовь одухотворяет, наполняет смыслом и глубиной человеческое существование. В христианское понимание любви, обозначающееся греческим термином «агапе», вкладывается и готовность жертвенного служения, основанная на сопереживании. Гранями любви в христианском понимании являются милосердие, целомудрие, смирение, совесть, стыд, кротость, терпимость.

Смирение, совесть, послушание, служение людям и Богу, ответственность, долг — вот важнейшие ценностные ориентиры православного учения.

Большая роль отводится в православии семье и институту брака, семейным ценностям. Будучи в равной степени носителями образа Божия, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2,24).

Дружба со сверстниками рассматривается в пра- вославии как потребность человеческого сердца.

В контексте православной культуры человек находится в постоянной борьбе с главными, согласно православной антропологии, врагами человека — грехами и страстями. «Грех» в переводе с древне-еврейского — «промашка», «непопадание в цель». И это очень точное раскрытие духовного смысла греха. Грех сопровождается особыми состояниями души, именуемыми страстями, а страсти выражают собой ситуацию внутренней несвободы человека.

Одними из наиболее значимых нравственных недостатков и первопричинами многих других страстей в православии считаются гордыня, гнев, памятозлобие (злопамятность), ложь, уныние, которое тесно связано с леностью, а леность не позволяет человеку делать добро, она «есть мать всех пороков». Православие учит видеть свои грехи и бороться со своими страстями, постоянно преодолевать их. Вся жизнь христиан посвящена этому.

Путь спасения в христианстве — это путь самоограничения и самосовершенствования. Этот путь многотрудный, но дающий и много радостей, особенно духовных, возвышенных. Это путь сострадания, жертвенности и любви ко всем людям; путь, который ведет к гармонии: от красоты внешней к внутренней красоте помыслов и поступков.

Именно с целью раскрытия этих ценностей отбирался и выстраивался материал учебника «Основы православной культуры».

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В соответствии с Требованиями к результатам  освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Требования к личностным результатам освоения курса:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  6. развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами  коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  8. определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знакомство с новым предметом  (2 ч.)

Урок 1. Россия — наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая  связь  поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.  Родословное древо.

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Родословное древо» (по личному выбору).

Урок 2.  Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие  духовные  ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нрав- ственный закон, традиции.

Введение в православную культуру (8 ч.)

Урок 3. Колокола.

Колокольный звон — один из символов русской культуры. Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории. Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов.  Место  колокольного звона в русской классической музыкальной культуре. Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков».

Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «История одного колокола» (по личному выбору).

Урок 4. Православный храм.

Храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы  как  произведения  архитектуры  и  искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во  внешнем облике    православных   храмов.

Основные понятия: храм, церковь, собор, часовня.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Наш храм» (по личному выбору).

Урок 5.  Как христианство пришло на Русь. Православие.

Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и  Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие.  Распространение  православия  в мире. Православие как традиционная религия России.

Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси.

Урок 6.   Жизнь Иисуса Христа.

Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической  деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство  Иуды.  Распятие.  Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность.

Основные понятия: Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Апостолы» (по личному выбору).

Урок 7.  Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Урок 8. Не совсем обычный урок. Библия в христианской культуре.

Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.

Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества.

Уроки  9, 10.  О душе.

Представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским  представлениям.  Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа челове- ческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Основные понятия: душа, свобода воли, выбор.

Храм – дом Божий на земле (7 ч.)

Урок 11.  Как вести себя в православном храме.

Значение храма в жизни православных верующих.  Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых  храмов.

Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Как было, и как стало (реставрация храма)» (по личному выбору).

Урок 12. Не совсем обычный урок. Экскурсия.Внутреннее строение и убранство храма.

Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя   часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские  врата и  алтарь. Символическое  значение престола. Облачение  церковно- и  священнослужителей.

Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол.

Урок 13.  Православная молитва.

Молитва и ее  смысл   для   верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы  в  повседневной     жизни     православных верующих. Православная молитва перед учением.

Основное понятие: молитва.

Урок 14.  Фреска и икона.

Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.

Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Фрески Андрея Рублева» (по личному выбору).

Урок 15.  Отличие иконы от картины.

Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Виртуальный музей» (по личному выбору).

Урок 16.  Образ  Христа  в искусстве.

Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И.Н. Крамской «Христос в пустыне». В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».

Основные понятия: образ, впечатление.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Выставка «Образ Христа в изобразительном искусстве» (по личному выбору).

Урок 17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь».

Семья – малая церковь. Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности  - светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по  отношению друг к другу. Послушание и     смирение     как      христианские       добродетели.  Притча о блудном сыне.

Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность: 

Проект: «Открытка ко Дню семьи, любви и верности» (по личному выбору).

Православные праздники (3 ч.)

Урок 18.   Календарный   год   в   православии.

Православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники.  Праздник  Покрова Пресвятой   Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова   Пресвятой   Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником Покрова.

Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Мой святой» (по личному выбору).

Урок 19. Рождество. Крещение.

Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.

Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Православные двунадесятые праздники» (по личному выбору).

Урок 20. Пасха.

Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход.

Духовные ценности православия (4 ч.)

Урок 21. Чудо. Таинства.

Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение.

Урок 22.  Христианские заповеди. Совесть.

Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Основное понятие: заповеди.

Урок 23. Любовь.

Любовь в христианском понимании. Многообразие    проявлений    любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей.

Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность,  милосердие.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Православные благотворительные организации» (по личному выбору).

Урок 24. Не совсем обычный урок. Прощение.

Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.

Основное понятие: прощение.

Жизнь по заповедям (6 ч.)

Урок 25.  Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского.

Основные понятия: житие, отшельник, столпничество.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Сочинение-рассуждение «Легко ли всех любить» (по личному выбору).

Урок 26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.

Милосердие как нравственное качество  и  христианская   добродетель.

Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.

Основные понятия: христианские добродетели, милосердие.

Урок 27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.

Детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре.  Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.

Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот.

Уроки 28, 29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям.

Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.

Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья,  архимандрит.

Учебно−исследовательская и проектная деятельность:

Проект: «Православные монастыри» (по личному выбору).

Урок 30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви.

Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Рус- ской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной     Русской     Православной     Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода.

Основные понятия: приход, община.

Подведение итогов (4 ч.)

Уроки 31, 32, 33, 34. Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Описание системы оценки достижения планируемых результатов

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, но это не означает, что нет необходимости в контроле усвоения знаний. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:

  • Подведение итогов работы.
  • Сравнение (с самим собой и другими).

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:

  • Тестирование (метод тестов).

Возможные варианты тестовых заданий:

  1. Задания альтернативных ответов.
  2. Задания множественного выбора.
  3. Задания на восстановление соответствия.
  • Опрос.

Виды опроса:

  1. Анкетирование.
  2. Интервью.
  3. Беседа.
  • Портфолио ученика (портфолио творческих, учебно-исследовательских, проектных работ).
  • Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка (итоговое мероприятие)

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование

разделов (тем)

Всего часов

В том числе на:

Основные виды

учебной деятельности

обучающихся

Экскурсии

Проекты

4 класс (34 ч.)

1

Знакомство с новым предметом.

2

-

1

Знакомство с новым предметом, освоение основополагающих понятий курса.

Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Совершенствование умений в области коммуникации.

2

Введение в православную культуру.

8

3

Изучение основы духовной традиции православия: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Определение основных понятий православной культуры, знание основных терминов.

Анализ взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведения людей.

Изучение основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Работа в паре и группе: поиск и исправление неверных высказываний, изложение и аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения одноклассника, обсуждение высказанных мнений.

3

Храм – дом Божий на земле.

7

1

5

Знакомство  с   историей, описанием  и    архитектурно - художественными особенностями священных  сооружений.

Анализ   жизненных ситуаций, нравственных проблем и сопоставление  их с нормами религиозной культуры.

Проявление толерантного отношения  к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Работа в паре и группе: поиск и исправление неверных высказываний, изложение и аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения одноклассника, обсуждение высказанных мнений.

4

Православные праздники.

3

-

2

Знакомство с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомство с местом и ролью православной культуры в истории России.

Проявление эмоционального отклика на произведения искусства, оценку произведений искусства.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Совершенствование умений в области коммуникации.

Проявление  личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

5

Духовные ценности православия.

4

-

1

Совершенствование умений в области коммуникации.

Совершенствование умений в об- ласти чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствование умений в области  работы   с   источниками и нформации.

Совершенствование лексического запаса, культуры речи.

Проявление  личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

6

Жизнь по заповедям.

6

-

2

Формирование общекультурной эрудиции.

Развитие представлений о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развитие представлений о нравственных и духовных ценностях.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

7

Подведение итогов.

4

-

-

Развитие представлений о морали  и    нравственности.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

Совершенствование лексического запаса, культуры речи.

Итого:

34

1

14

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА:

Для учащихся:

Костюкова Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): учебник/Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2014.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православных культур. 4 класс (4—5 классы). Рабочая тетрадь под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2014.

Для учителя:

Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., 2011.

Каиль И. Н., Петухова В. В., Процкая С. А. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4—5 классы). Методическое пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2013.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4—5 кл.). Рабочая программа для  общеобразовательных   учреждений / авт.-сост. Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2013. 

В помощь начинающему педагогу ОРКСЭ. Методические раздаточные материалы к Рабочей тетради учителя. – Санкт-Петербург, “Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь”, 2011.

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp

ОБОРУДОВАНИЕ и ПРИБОРЫ:

Основы православной культуры: электронное приложение к учебнику (CD).

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по учебнику Биболетовой (ФГОС)

Рабочая программа для 2 класса к учеюнику Биболетовой М.З., составлена с учетом требований ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю...

Рабочая программа для 2 класса к учебнику И.Н.Верещагиной

Рабочая программа для 2 класса к учебнику И.Н.Верещагиной...

Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.

Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон....

Рабочая программа для 1 класса по технологии по учебнику Роговцевой

Данная программа разработана по УМК "Перспектива" по учебнику Роговцевой...

Рабочая программа для 2 класса, учебник Верещагиной И.Н.

календарно-тематическое планирование к учебнику Верещагиной И.Н. для 2 класса...