Любовь и уважение к Отечеству
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кузьменко Наталья Михайловна

Разработка урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" к учебнику А.В. Кураева (в соответствии с ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 37_kuzmenko_n.m.lyubov_i_uvazhenie_k_otechestvu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьменко Н.М.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 37 Советского района

г. Ростова-на-Дону.

Урок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

Тема урока:  «Любовь и уважение к Отечеству»

Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение» , 2012.

Цели урока:

  • обобщить знания обучающихся, полученные в ходе изучения курса,  закрепить основные представления о значимости духовных традиций религиозной и светской этики в истории России
  • развивать личностные качества любви к родине, милосердия, желания учиться и трудиться на благо родной страны;  развивать чувство патриотизма; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении;  развивать речевые и творческие навыки детей;
  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры

Задачи:

  • актуализировать понятия «Отечество»,  «духовные традиции», «патриотизм»
  • рассмотреть роль патриотизма в формировании человека.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, какими качествами должен обладать человек, любящий и уважающий  своё Отечество;
  • познавательные: формирование представлений о духовных традициях России;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас заключительный урок  - урок-общение, урок-праздник.

Проверка усвоения материала прошлого урока. Вопросы учителя:  

-О чём мы говорили на прошлом уроке (О значении труда в жизни человека)

-Что значит «работать на совесть»? (Работать честно, принося пользу людям)

-Почему труд важен для человека с христианской точки зрения? (Труд – это лекарство, которое прописано человеку Богом, труд даёт человеку опыт, знания, закаляет его характер)

-Как трудитесь вы? (Помогаем родителям по хозяйству, ухаживаем за домашними животными, учимся и развиваемся)

Учитель: Радостно слышать, что труд составляет важную часть вашей жизни. Ведь это ваш вклад в благополучную жизнь  семьи, нашего города и всей страны.

2.Введение в тему и создание проблемной ситуации

 Учитель: Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

 Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Ибряева:

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной

От дома до школьных дверей.

С берёзок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою.

Ответы учеников: о Родине, о любимой земле, о родном крае.

Учитель: Верно, тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что значит любить  и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»

3. Объяснение нового материала, работа с учебником

Для этого сначала обратимся к учебнику и вместе прочитаем обращение авторов к вам, юным россиянам. (Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 94-95)

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

-Как складывались духовные традиции России? (Под влиянием религий: православия, иудаизма, ислама, буддизма, а также светской этики)

-Почему традиции можно сравнить с корнями мощного дерева? (Традиции объединяют людей, дают нам возможность жить и развиваться)

-Почему для человека важно любить свою родину? (Любовь – основа нашей жизни: любовь к родителям, семье, близким, к малой и большой Родине

делает нашу жизнь осмысленной и счастливой)

-Как вы объяснили бы фразу: «Любовь – это служение»? (Любовь проявляется в делах на благо людей, на благо нашей Родины)

-Какими делами мы могли бы доказать, что любим и уважаем своё Отечество? (Сделать мир вокруг себя чище, справедливее, добрее: уважать и изучать традиции родной страны, её язык и историю; беречь природу родного края; любить свою семью и  друзей и по мере сил помогать ближнему).

Учитель:  Помните, ребята, что от малых дел рождается  большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).

4. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, дети стоя выполняют описанные движения.

«Птицы улетают»

Птицы на юг улетают

(маховые движения руками из-за головы вперед):

Гуси, грачи, журавли

(круговые движения кистями перед грудью).

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

(имитировать руками махи крыльев).

Мы перелётным пернатым

Дружно помашем в ответ:

(перекрёстные махи руками над головой)

Пусть унесут на чужбину

Родины милой привет!

(наклониться, изображая поклон)

5. Продолжение работы над темой урока

Учитель:   Любовь к родине  - святое чувство для человека, одна из добродетелей. Давайте вдумаемся в значение слова ОТЕЧЕСТВО. ОТЕЧЕСТВО – земля отцов и дедов, трудившихся на ней и защищавших её в годы бедствий. Одна из заповедей, записанных в Библии, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою». Так же мы должны любить и беречь наше Отечество. Вспомните материал предыдущих уроков. Кого бы вы назвали настоящими патриотами? Расскажите, что вам больше всего запомнилось о них. (Святой Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков – защитники родной земли, Валентин Войно-Ясенецкий /в монашестве святой Лука/ – врач и священник, святая Ульяна Муромская – спасала людей во время голода).

Учитель: Действительно, под влиянием  чувства любви к ближнему и уважения к родине совершаются  подвиги, люди трудятся, создают произведения искусства: песни, стихотворения, картины.  Всем известны знаменитые строки Государственного гимна России:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая

Хранимая Богом  родная земля!

А сейчас послушайте стихотворение поэта Николая Рубцова, посвящённое России. Обратите внимание на то, какие картины родной природы дороги автору стихотворения.

Привет, Россия…

Привет, Россия – родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле – по сёлам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!..

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Можно ли назвать его автора патриотом России? (Да, автор с восхищением любуется родной природой и говорит о любви, которая «сильнее бурь, сильнее всякой воли»).

 Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО? Опишите словами или нарисуйте эти образы. (Самостоятельная работа учеников в тетрадях или на альбомных листах. По окончании работы желающие рассказывают о своих впечатлениях, учитель комментирует работы детей, рисунки закрепляются на доске)

6. Закрепление материала урока

- Как вы можете объяснить понятие ПАТРИОТИЗМ?

- В чём проявляется любовь человека к Родине?

- Считаете ли вы себя  патриотом? Почему?

Учитель: Вы замечательно справились с заданиями, ваша работа сегодня на уроке говорит о том, что вы действительно любите свою родину и желаете ей добра, а значит, вас можно причислить к патриотам. (Выставление оценок, комментирование)

7. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель: Заключить наш урок хочется песней Ю. Антонова, посвященной любви к родному краю. Вы можете разучить эту песню и петь её дома в кругу семьи. Подберите и выучите другие песни и стихотворения о любви к Родине.

«Родные места»

1. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

2. В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И  разноцветней радуги  дуга.

Припев:

3. В родных местах на капельках росинок
Горят зари весёлой огоньки, 
В родных местах всё лучше и красивей 
От звезд ночных до утренней зари.

Припев:

Литература:

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Протодиакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2009.
  3. Рубцов Н. Прощальная песня: Стихотворения. – М.: НексМедиа; М.:ИД Комсомольская правда, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь и уважение к Отечеству

Россия - огромная страна. В ней живут люди разных народов и национальностей, разных верований. Люди должны любить и уважать свою Родину....

Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...

урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

ОРК и СЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Занятие по ОРК и СЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Любовь и уважение к Отечеству»....

Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"

Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству"  Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....