методическая разработка урока "Пасха"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Карпова Светлана Михайловна

Урок посвящен главному празднику православных христиан -Пасхе. Он может использоваться в качестве внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-pasha.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пасха
Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре 

Задачи урока: 
Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.
Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи
Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни
Формирование УУД: формировать умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос( познавательное УУД), определять задачи урока ( регулятивное УУД) и анализировать , удалось ли к концу урока решить поставленные задачи( регулятивное УУД)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа. Подготовка к восприятию темы.


- Какое сейчас время года?
-Как называется ваше любимое время года?
-Я очень люблю весну. Весна – это радостное время пробуждения жизни, тепла и света. Почему люди еще любят весну?
- Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха. 

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Что бы вам хотелось узнать о празднике Пасха на уроке? Сформулируйте тему урока. Какие мы поставим перед собой задачи? Какими источниками информации мы можем воспользоваться на уроке?

3. Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа.

- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

- Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

- Что означает слово воскресение? Обратимся к учебнику.

Чтение статьи учебника на стр. 28
- Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей. От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

Комментированное чтение статьи учебника стр. 29.
- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

2) Русская Пасха.

- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь. 

Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

Чистый понедельник

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?.. 

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

- Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение? 

Чтение поэтических отрывков.
Пасха наступила – 
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

3) Традиции празднования.

- Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Чтение статьи учебника стр.30
- Что для вас оказалось новым в тексте учебника?
-Что было непонятным?

Рассказ учителя.( обобщение)
-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры. Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца. Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья. 

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине. 

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. 

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

- Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.

- Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. 

Самые распространённые орнаменты на писанках : 
– солнечные знаки (круги, сочетания кругов, волнистые линии) 
-растительные мотивы ( цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды) 
- бесконечные спирали, прямые и волнистые линии – символизируют движение. 
Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные яйца. А известные ювелиры создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, серебра, золота, стекла, камня. Самые известные – яйца фирмы Фаберже.
- Я предлагаю вам как один из вариантов домашнего задания придумать узор для раскрашивания пасхального яйца.
-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?
1
) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.
2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.
3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

Игра.
- Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача - не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук. 

4. Подведение итогов урока.
- Что было для вас новым на уроке?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?
- На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.
- Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.
Прослушивание аудиозаписи. 
5. Рефлексия.
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Удалось ли нам их решить?
- С помощью каких источников мы узнавали новое?
- Какое настроение у вас в конце урока? Как вы думаете, почему?

6. Домашнее задание.
На выбор:
- придумать узор для пасхального яйца.
- нарисовать пасхальную открытку и подписать ее.
- расспросить бабушку или дедушку, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...