"Заповеди" (основы православной культуры)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Салихова Раиля Асгатовна

Материал содержит конспект урока по основам православной культуры с презентацией. Тема урока: Заповеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury_salihova_r.a.rar981.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» ИМЕНИ А.И. ГОРДИЕНКО, ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЗАПОВЕДИ

Салихова Раиля Асгатовна

учитель начальных классов

Нягань

  2016

Урок 11. Тема. Заповеди.

Модуль: Основы православной культуры

Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключенных в десяти заповедях  православной религиозной  культуры.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить понятия «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние»;
  • познакомить с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

  • формировать у учащихся представление о законах и ценностях христианской морали;

развивающие: 

  • расширять кругозора учащихся;
  • способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
  • содействовать  развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения и самоконтроля.

Ценности, формируемые на уроке:

  • принятие и уважение ценностей семьи, общества, стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;
  • доброжелательность, доверие и  внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Основное понятие: Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

Ресурсы для проведения занятия:

  • интерактивная доска;
  • ноутбук, проектор;
  • презентация к уроку;
  • учебник «Основы православной культуры» (А.В.Кураев, Москва Просвещение, 2010)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас всех на уроке.

Настраиваются на урок.

Актуализация опорных знаний

- С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое в православии добро? Зло? Грех?

- Что указывает человеку на его грех?

- Какие два важных дела есть у совести?

- Что называют лекарством для души? Как оно лечит?

- Какие шаги в покаянии вы можете назвать?

- Что значит «быть в ладу со своей совестью»? Связаны ли между собой выражения «бессовестный человек» и «мертвая душа»?

Вспоминают: добро, зло, грех.

 По слайдам 5-7 понятия соединяют со значением.

Совесть (слайд 7).

Раскаяние (покаяние) (слайд 8).

(12 учеников поработают с интерактивной доской).

Слайд 9. Объясняют, аргументируют.

Постановка учебной задачи

- Но ведь у кого-то совесть чуткая, а у кого-то не очень. Не всегда и не все люди понимают, что какой-то поступок зло.  Встречались ли вы с этим?

- Что мы сегодня должны для себя выяснить?

Приводят примеры из жизни.

- Как различить добро и зло.

Объявление темы урока. Словарная работа.

- Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло, существуют заповеди.

Тема сегодняшнего урока: Заповеди.

- Знакомо ли вам это слово? Слышали вы когда-нибудь похожее слово?  

-  (Слайд 12 на фоне вступления песни «Беловежская пуща»).  Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

- Вслушивайтесь в слова песни.

«Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари,

Свет над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль…
Как олени, с колен, пью святую твою
Родниковую правду…
У высоких берез свое сердце согрев,
Унесу я с собой, в утешенье живущим,
Твой заветный напев,

Чудотворный напев…»

Слушают учителя. Слайд 10.

Слайд 11.

- На уроках окружающего мира изучали заповедники.

- Это места, где оберегаются и сохраняются растения, животные.

- Это уникальные участки природы, культурные ценности.

- Заповедный, свет, мир, святая правда, родник, утешенье, чудотворный и т.д. И мелодия очень чистая, звучная и т.д.

Изучение нового материала

- Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным  землетрясением.  Моисей поднялся на дымящуюся гору для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел  на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога.  Бог сам начертал заповеди на  каменных плитах  - скрижалях, которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал.

- В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить,  людям приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения.

Об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

- Как сейчас понимаете слово «заповедь»?

- То есть можно дать такое определение:

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Какие главные слова можно выделить в определении?

Слушают рассказ учителя.

Слайд 13. Рассматривают иллюстрацию горы Синай.

Слайд 14. Рассматривают иллюстрацию.

Выслушать ответы.

Подготовленный ученик прочитает статью из Толкового словаря С.Ожегова: «Заповедь. 1. Религиозно-нравственное предписание. Десять библейских заповедей. 2. перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-н.

- Религиозное предписание, моральная норма.

Работа с учебником

- Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые 4 говорят об отношениях человека с Богом.  Остальные касаются отношений людей между собой. Какие же это заповеди?

Откройте учебник на странице 40. Заповеди выделены жирным шрифтом.

- Как вы понимаете каждое предписание?  (Использование жизненного опыта).

- Уточним по учебнику. Совпало с вашим пониманием? Дополните своими примерами из жизни.

- К каким отношениям относятся эти заповеди?

Слайд 15. Рассматривают иллюстрацию.

Выборочное чтение заповедей. Беседа по первым впечатлениям, первому восприятию.

- Читают толкование каждой заповеди. Сравнивают со своим пониманием. Уточняют, дополняют.

- Отношениям между людьми.

Обобщение

- Какое значение в жизни людей имеют заповеди? В чем они помогают?

- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли современному человеку данные Богом заповеди?

- Да, каждый христианин должен соблюдать заповеди (слайд 12).

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать! Вы уже показали, что понимаете эти заповеди, старайтесь следовать им.

- Все ли вы поняли? Какие вопросы у вас остались?

- Помогают  различить добро и зло.

- Если соблюдаешь их, спокойнее жить.

- Совесть спокойнее.

- Значения не утратили.

Хотелось бы услышать от детей вопрос:

- А где узнать про первые 4 заповеди?

Домашнее задание

Если прозвучит вопрос, дать материал для подготовки сообщения на следующем уроке по заповедям об отношениях человека с Богом.

Обязательное: прочитать с.40-41.

По желанию 2 варианта заданий:

 1. С родителями подобрать к каждой заповеди пословицу, поговорку.

2. Заполнить вместе с родителями таблицу «Заповеди».

Готовят сообщение по первым 4 заповедям.

Читают материал учебника.

По выбору или подбирают пословицы (слайд 16), или заполняют таблицу (слайд 17).

Заповеди

Заповеди

  Как учат поступать

От чего предостерегают

 Почитай отца твоего и мать твою

 Не убивай

 Не прелюбодействуй

 Не кради

 Не лги

 Не завидуй


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."

В конспекте  отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой  заповеди "Почитай отца твоего...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...