Житийная литература во внеурочной деятельности
статья по орксэ по теме

Криволуцкая Ирина Евгеньевна

Статья об изучении Житийной литературы на внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitiynaya_literatura_v_nachalnoy_shkole.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

     Работа по духовно-нравственному воспитанию начинается в младшем школьном возрасте на уроках «Основы религиозных культур и светской этики». Дети  знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения. В этом возрасте начинается формирование моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Но, к сожалению, курс «Основы религиозных культур и светской этики»         (модуль  «Основы православной культуры») преподаётся в начальной школе только в 4 классе и всего 1 час в неделю.  Для полноценного развития высоконравственного, ответственного, творческого гражданина России этого количества часов, конечно недостаточно.  И тут на помощь приходит внеурочная деятельность, в ходе, которой мы начали реализовывать  проект «Житийная литература».

Целью данного педагогического проекта является повышение уровня духовно – нравственного воспитания младших школьников через использование житийной литературы во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

•         приобщать учащихся к нравственным и духовным ценностям при помощи житийной литературы;

•        показать эффективность использования житийной литературы во  внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня духовно – нравственного воспитания.

  • воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Сроки реализации данного проекта: 2014-2016гг

На  внеурочных занятиях по «Основам православной культуры» учащиеся изучают житийную литературу, знакомятся с произведениями жития святых. Житийная литература – это особый жанр. Описание пути человека  к  святости может стать для школьников  первым  шагом к Православию. Такие занятия могут побудить обучающихся к дальнейшему изучению духовной литературы, принятию и усвоению идеалов, содержащихся в произведениях. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

Для развития интереса у учащихся на своих занятиях я применяю разнообразные формы и методы работы.

Чтение текста учителем и учениками, работа с отрывками из житийной  литературы. На православных сайтах  размещена  книга  «Жития  святых для  детей»  Роберта  Балакшина.  Отрывки из этой книги   побуждают детей  читать  всю  книгу,  главное  - разбудить мысль и  чувство  ребёнка,  сосредоточить его  внимание на  самых  ярких моментах жития.  

Тексты для чтения я подбираю адаптированные.   Современные  изложения житий  – тот  живой материал, через  которые входит в детские  души  Свет Истины, Свет Православия.  Ребята с интересом знакомятся  со Святыми, их жизнью и православными праздниками, связанными с их именами.  

 Одна из активных  форм работы  на занятиях ОПК -  взаимообъяснение. В моём классе учатся дети, которые посещают воскресную школу.  Иногда, они выступают в роли учителя, рассказывают о жизни и духовном подвиге Преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, благоверного князя Александра Невского и Дмитрия Донского. Дают рекомендации по организации работы в группе, по поиску информации: какой эпизод жизни можно считать началом его духовного пути?

Сложно  рассказать о житии святого так, чтобы ребенок действительно его запомнил, поэтому после прочтения дети рисуют житие святого или отдельные эпизоды из жизни. Я считаю, что эта идея – замечательная – то, что ребенок нарисует, он прочувствует настолько глубоко, чтобы это запомнить. В конце таких занятий обязательно устраиваем выставку рисунков.

Хорошим дополнением к житийным рассказам, может стать и просмотр мультфильма о житие этого святого. Детям очень нравятся занятия, на которых я показываю православные мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации. 

Занятия по «Основам православной культуры» проходят не только в гимназии, но и за её пределами. Очень часто мы посещаем районную библиотеку, где проводятся библиотечные уроки по житийным сюжетам. Осенью была организована поездка в Свято-Михайловский храм посёлка Каменоломни. Где ребята получили возможность увидеть житийные иконы и узнать, что церковный календарь  представляет собой  непрерывный праздник,  каждый  день   чтят память      какого-либо  святого.

Работа над нашим проектом скоро завершится. Безусловно, использование житийной литературы во  внеурочной деятельности, направленное на повышение уровня духовно – нравственного воспитания уже начинает приносить плоды. Наблюдается повышение заинтересованности родителей и детей в мероприятиях духовно – нравственного направления на основе православной культуры и можно утверждать, что чтение житийной литературы младшими школьниками создает предпосылки для повышения уровня духовно -  нравственного воспитания обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Литературию"

В данной программе на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей в процессе читательской деятельности. Активное использование методов с...

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире детской литературы"

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с тре...