технологическая карта урока ОРКСЭ.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Шемарова Светлана Львовна

Технологическая карта урока ОРКСЭ.Модуль " Основы религиозных культур" УМК " Школа России" 4 класс. Тема урока " Хранители предания в религиях мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Шемарова Светлана Львовна  
Предмет:  ОРКСЭ
 Модуль Основы мировых религиозных культур

УМК  « Школа России»
Класс:  4
Тип урока:
 Комбинированный

Тема

 Хранители предания в религиях мира.

Цель

  1.  Сформировать представление о хранителях религиозных мировых культур и

их роли в сохранении религиозных традиций;

Задачи

Дидактические: познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;

Развивающие: развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;

Воспитательные: формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям

УУД

ЛичностныеУУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия , планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

 -знать когда появились хранители предания, кто такие жрецы,

- какую роль в иудаизме играли мудрецы (  раввины),

-что такое иерархия в христианской церкви,

-как организована мусульманская община.

-о буддистской сангхе и буддистских учителях.

Основные понятия

 жрец,  раввин, епископ, священник, диакон, иерархия,  умма, имам,  хафиз,  сангха,  лама.

Межпредметные связи

 развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

 любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

 умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Учебник « Основы мировых религиозных культур»

Толковые словари, словари терминов, учебные пособия «Основы мировых религиозных культур».

Электронное приложение к учебному пособию

Формы урока

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа.

Технология

 

Дидактическаяя структура урока

Деятельность учеников

 Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учащиеся на листах знаками «+» или «--»

выражают согласие или несогласие с утверждением учителя.

По окончании экспресс- опроса обсуждаются и исправляются ошибки.  

Фронтальное обсуждение.

Учитель желает детям успешной работы на уроке . Проводит небольшой «Экспресс-опрос» по домашнему заданию.

В ходе последующей беседы обозначается тема урока.

Метод: словесный.

«Экспресс-опрос» по домашнему заданию

Актуализация знаний по теме.

Коммуникативные -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждение,  личностные УУД -мотивирование на работу.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Ребята перечисляют родственные слова (охрана, хранить, хранение и т.д.)

Высказывают свои определения предложенных слов.

Работа в парах, фронтальная работа.

Разбор по составу слова  хранитель. а для этого вспоминают, от какого слова оно произошло. Подбор однокоренных слов к слову хранитель

- Что означает это слово?

- Что означает слово предание?

- А если соединить эти два слова, то какое получится словосочетание?

- Тема нашего урока «Хранители  предания в религиях мира»

Метод: частично- поисковый, словесный

Разбор по составу слова  хранитель, подбор однокоренных слов к слову хранитель

Познавательные

(анализ, синтез ).

Коммуникативные- умение достаточно точно выражать свои мысли.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учащиеся пытаются ответить на вопросы, но единого мнения нет.

- Потому что мы этого не знаем.

- Узнать, кто это -хранители предания и что они сохраняют?

Фронтальная работа.

- Так кто же такой хранитель предания?

- Что может хранить этот человек?

- Почему ответы на вопросы разные?

- Так, какая же возникла проблема?

Какую цель поставим перед собой?

Метод словесный.

Знакомство с основами светской и религиозной  морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Регулятивные-  постановка учебной задачи,

Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные- произвольное построение речевого высказывания.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Читают текст. Выделяют предложения.

Коллективная работа.

Прочитать текст учебника и подумать какие предложения можно выделить для  составления проекта.

Метод: словесный, эвристическая беседа по тексту

Работа с текстом учебника

Овладение  навыками смыслового чтения текста.

Коммуникативные- инициативное сотрудничество

 Личностные -интерес к способу действия, Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учащиеся разбиваются на группы по четыре человека. Каждому участнику группы даётся номер. Ученики с одинаковыми номерами из разных групп образуют новую группу единомышленников,  читают и анализируют заданный раздел учебника. После изучения возвращаются в свою (первоначальную) группу, делятся знаниями и заполняют таблицу.

Работа в группах.

- Сначала мы ответим на вопрос: что сохраняют хранители предания в религиях мира? Для этого мы разобьёмся на группы .

Члены первой группы  собираются и  изучают раздел «Мудрецы

иудеев»,

Второй группы- раздел «Христианские священнослужители»,

Третьей группы– раздел «Мусульманская община»,

Четвёртой группы– раздел «Буддийская община»

- После изучения и обсуждения всего прочитанного материала вы заполните таблицу в группах

- Как вы думаете, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

Метод словесный.

Чтение и анализ текста

Формирование понятий :жрец,  раввин, епископ, священник, диакон, иерархия,  умма, имам,  хафиз,  сангха,  лама.

Познавательные-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учащиеся называют слова жрец, раввин, епископ, диакон, иерархия, умма, имам, сангха, лама.

Учащиеся называют слова раввин, священник, диакон, имам, лама и записывают их в Словарь терминов.

- Варнава.

Фронтальная форма работы.

. - Какие новые слова вам встретились при чтении?

- Какие из новых слов называют хранителей предания в различных религиях? Давайте прочитаем толкование этих слов в словаре.

– Кто может назвать имя главного хранителя предания всех христиан Чувашии?

- Варнава – митрополит Чебоксарский и Чувашский происходит из древнего священнического рода. При активном участии и огромном вкладе Владыки Варнавы возрождена историческая часть г. Чебоксары. Открыта «Дорога к Храму». Не только христиане, но и все горожане благодарны за это доброе дело Варнаве.

- Хранителем предания мусульман Чувашии является Председатель Духовного Управления Мусульман Альбир-хазрат Крганов. Муфтий Альбир-хазрат добился строительства многих мечетей и медресе, в том числе мечети в г. Чебоксары.

Метод: эвристическая беседа по тексту.

Формирование представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современной России.

Познавательные УУД -осознанное построение речевого высказывания устно, информационный поиск,

установление причинно-следственных связей, Коммуникативные УУД- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

 Личностные - осмысление морально – этического содержания событий и действий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учащиеся предлагают слова-ассоциации, связанные с этим понятием.

Самостоятельная работа.

 – Мы выяснили, что сохраняют хранители предания. А теперь составим кластер «Хранители  предания» - это…

Составление кластера

Личностные -нравственно – этическая ориентация, Познавательные  – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Просматривают презентацию, отвечая по ходу презентации на вопросы учителя.

Просмотр мультимедийной презентации  «  Хранители предания в религиях мира».

Коммуникативные -умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Ответы учащихся с примерами.

Примерный текст синквейна.

Хранители предания.

Честные, уважаемые

Сохраняют, заботятся, молятся.

Особо почитаются всеми верующими.

– Что нового узнали на уроке?  Что вы хотели бы сделать по -другому? Что понравилось или не понравилось?

- Имам, раввин, лама, священник – это разные люди, хранители предания разных религий, но что их всех объединяет?

- Недавно  в России  была перепись населения. Духовные наставники всех религий одними из первых поддержали это важное государственное мероприятие. Владыка Варнава благословил переписчиков и всех христиан Чувашии, показав добрый пример участия в «благом для государства» деле. Муфтий Альбир-хазрат Крганов призвал всех верующих принять участие в переписи, тем самым выполнить свой гражданский долг.

- Обобщением всего сказанного будет синквейн «Хранители предания», который мы с вами составим вместе

Домашнее задание по выбору

- Рассказать близким о хранителях преданий в религиях. Узнать о том, что хотела бы сохранить ваша семья для потомков?

- Найти и предложить нам свои иллюстрации к тексту учебника.

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей как основ культурных традиций многонационального народа России.

Личностные УУД – самоопределение, самоотношение и самооценка коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), познавательные (синтез, осознанное построение речевого высказывания письменно)

Регулятивные- оценка того. Что усвоено и что ещё подлежит усвоению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...