ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур. Урок 12 - 13
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рыжова Оксана Валерьевна

Цель представленных уроков - создание условий для формирования  у учащихся приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых  национальных ценностей, моральных норм (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhova_o.v._urok_12.docx20.37 КБ
Файл ryzhova_o.v._urok_13.docx18.98 КБ
Файл ryzhova_o.v._urok_12-13.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Рыжова Оксана Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Урок 12.

Тема: Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Цель урока

Создание условий для формирования  у учащихся приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых  национальных ценностей, моральных норм (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока

  • Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  • Воспитание в детях гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.
  •  Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.
  • Познакомить учащихся с предметами искусства, встречающимися в церкви и мечети.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности

Выставка предметов христианской и исламской религий, мультимедийная установка (для работы с электронным пособием  к учебнику и демонстрации презентационного материала), мобильный компьютерный класс, демонстрационный и раздаточный дидактический материал, учебное пособие для учащихся.

Ход урока:

 I.            Организационный момент.

II.            Введение в тему.

1.      Работа в парах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).

- Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп:

Иисус Христос, Синагога, Сиддихартха Гаутама, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Трипитака.

- По какому принципу вы объединяли карточки в группы?

(1 принцип – 3 группы – основатели религий, священные книги,  священные сооружения;

 2 принцип – 4 группы – по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)

Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске.

3.      Обзорная выставка предметов двух религий: христианства и ислама (слады)

- К каким религиям можно отнести данные предметы?

- Почему вы так решили?

III.            Сообщение темы.

- Отгадайте кроссворд и мы узнаем тему сегодняшнего урока.

Отгадывание кроссворда по теме «Формы религиозных культур» (в кроссворде 20 вопросов, делим по 4 вопроса на 5 групп- ключевое слово-тема урока- религиозное искусство).

- Таинство в христианстве – погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к церкви, и очищения от грехов (крещение);

- Мусульманский храм (мечеть);

- Основная часть христианского храма, означает небо, место жилища Божьего (алтарь);

- В исламе духовное лицо, которое заведует мечетью (имам);

- Буддийский храм (пагода);

- Культовое сооружение иудеев (синагога);

- Священная книга мусульман (коран);

- Молитва в исламе (намаз);

- Светильник с семью свечами, обязательный атрибут буддистского храма (менора);

- Высший чин христианского духовенства (епископ);

- Служитель языческого храма (жрец);

- Священная книга буддизма (типитака);

- Ученик Иисуса Христа (апостол);

- Природные пещеры вблизи поселений заброшенные шахты, в которых жили  первые христиане (катакомбы);

- Основатель ислама (Мухаммад);

- Мировая религия, возникшая в 7 веке в Аравии (ислам);

- Священная книга зооастризма (авеста);

- Молитва в буддизме (мантра);

- Духовный наставник, учитель иудеев (раввин);

- Священная книга иудаизма (тора);

- А что такое искусство? (ответы детей)

- Давайте обратимся к словарю. (слайд)

- Почему религия предполагает искусство? (слайд)

- Сегодня мы познакомимся с предметами искусства, связанными с учением таких религий как христианство и ислам.

IV.            Изучение нового материала.

1.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре христианства.

а) Просмотр презентационного материала «Христианство»

Какие три направления есть в Христианстве? (католицизм, протестантизм, православие)

- Что такое икона?(слайд)

Кого изображают на православных иконах? (Иисуса Христа, Богоматерь и святых)

б) Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве?

- Какие иконы вы знаете?

в) Рассказ учителя о том, как пишут иконы (слайд).

- Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых.

- Показ слайдов презентации с наиболее известными иконами.

2.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре ислама.

а) Просмотр презентационного материала «Ислам».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре – ответить на вопросы:

- Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)

- Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)

б) Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам?

в) Практическая работа в группах по 2 чел. (мобильный компьютерный класс) 

 - Распределите на рейбуке предложенные вам изображения в 2-е колонки: искусство каллиграфии, искусство арабесок.

г) Обобщение. (слайды)

- С какими формами искусства, характерными для христианства и ислама, мы познакомились? (заполнения таблицы)

VI.            Первичная проверка понимания изученного.

Работа на электронном тренажере (мобильный компьютерный класс). Фронтальная работа.

1.      Тренажер №1. Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

Православные христиане почитают изображения … (Христа). Эти изображения называются … (иконы).

2.      Тренажер №2. Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому большое развитие получило искусство … (каллиграфии). В результате стихи из … (Корана) принимают вид склонившегося в молитве человека или храброго льва.

3.      Тренажер №3. Выберите правильный ответ из списка.

Стены молитвенного зала в мечети украшают:

каллиграфическими изображениями;

- изображениями животных;

- изображениями людей.

4.      Тренажер №4. Выберите правильный ответ из списка.

Молясь перед иконой, православные христиане:

- любуются иконой, как произведением искусства;

поклоняются тому, кто изображен на иконе (Иисусу Христу, Богоматери, святым);

- поклоняются изображению.

VII.            Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре христианства» и «Искусство в религиозной культуре ислама» (по выбору).

VIII.            Подведение итогов и рефлексия.



Предварительный просмотр:

Рыжова Оксана Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Урок 13.

Тема: Искусство в религиозной культуре (второй урок по теме)

Тип урока: урок изучения и  закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Цель урока

Создание условий для формирования  у учащихся приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых  национальных ценностей, моральных норм (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны, своего города.

Задачи урока

  • Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  • Воспитание в детях гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.
  •  Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.
  • Познакомить учащихся с предметами искусства, встречающимися в церкви и мечети.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Средства наглядности

Выставка предметов христианской и исламской религий, мультимедийная установка (для работы с электронным пособием  к учебнику и демонстрации презентационного материала), мобильный компьютерный класс, демонстрационный и раздаточный дидактический материал, учебное пособие для учащихся.

Ход урока:

   I.            Организационный момент.

II.            Введение в тему.

1.    На заданный учителем вопрос учащиеся должны   ответить «да» или «нет» (голосование средствами мобильного компьютерного класса)

Декоративное искусство, умение создать орнамент – арабески (да)

На Руси наиболее почитаемой иконой является Владимирская  Божья Матерь (да)

Иконы писали на любом материале, который попадался под руку(нет)

Слов « икона» переводится как «изображение» (да)

Художник  каллиграф долго рисовал лик Аллаха (нет)

2. Работа с интерактивной доской. (слайд)

- Соедините понятие и определение.

3.      Обзорная выставка предметов двух религий: буддизма и иудаизма.

- К каким религиям можно отнести данные предметы?

- Почему вы так решили?

III.            Сообщение темы.

- Сегодня мы познакомимся с предметами искусства, связанными с учением таких религий как буддизм и иудаизм.

V.            Изучение нового материала.

1.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре буддизма.

а) Просмотр презентационного материала «Буддизм».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре – ответить на вопросы:

- Какие 3 вида изображения Будды существуют?

Что изображают  во время обрядов монахи-буддисты?Что это означает?(мандалу-символический вид буддийской Вселенной)

 Обсуждение выполненного задания.

б) Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о трёх видах изображений Будды и о том, что символизирует обряд монахов-буддистов?

в) Рассказ учителя о садовом искусстве и чайной церемонии.

2.      Ознакомление с искусством в религиозной культуре иудаизма.

а) Просмотр презентационного материала «Иудаизм».

Задание перед просмотром (на карточках) для работы в паре – ответить на вопросы:

- Как называется в иудаизме главная святыня? Опишите искусство  украшения священных предметов  иудаизма. (Свиток Священного писания, указка, корона Торы, семисвечник).

- Что напоминает иудеям семисвечник? (о семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма)

 б) Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что именно Священное  Писание – владыка народа и для чего используется указка?

- Назовите священные праздники иудеев и ритуальные предметы иудеев, используемые во время встречи важных праздников(подсвечники, бокал, сосуды для благовоний, особая лампа с восемью фитилями, коробочка-ларец, где хранится  лимончик-этрог).

 в) Просмотр слайдов и ответ на вопрос:

- Посмотрите, как при помощи художественного творчества украшаются священные предметы религиозных культур?

Практическая работа в группах по 5 чел. Каждая группа получает одну иллюстрацию.

Распределите на планшете предложенные вам изображения в 2-е колонки:искусство Священного Писания, искусство ритуальных предметов (Корона Торы, роскошные навершия, расшитые одежды, пояс,щиток из драгоценных металлов, указка; семисвечник, подсвечники, бокал, сосуды для благовоний,особая лампа с восемью фитилями, коробочка-ларец, лимончик-этрог).

VI.            Первичная проверка понимания изученного.

Работа на тренажере электронного пособия. Фронтальная работа.

1.      Тренажер №1. Выберите правильный ответ из нисходящего списка.

В буддизме важнейшую роль играют изображения… (Будды). Существуют три вида этих изображений… (Будда – Учитель, Будда – Торжествующий, Будда – «спящий») .

2.      Тренажер №2. Выберите правильный ответ из  списка ниже:

Главная святыня любой синагоги… (свиток Священного писания, Торы). В результате на стержни, которые держат свиток надевается… (корона Торы), что показывает, что именно Писание – … (владыка народа).

3.      Тренажер №3. Поставь в соответствие.

Дома иудеи во время встречи важнейших праздников используют следующие ритуальные предметы:

- встреча субботы- лампа с восемью фитилями

- праздник Хануки – серебряная коробочка-ларец

- праздник Суккот – подсвечники, бокал, сосуды для благовоний

4.      Тренажер №4. Выберите правильный ответ из списка.

Во время одного из обрядов монахи-буддисты в Тибете изображают мандалу (в переводе «круг») – символический вид буддийской Вселенной:

- её делают из  песка ,а в конце ритуала сохраняют  изготовленное изображение. Это символизирует принятие монахами  всего земного  и  сотворённой ими красоты.

- её делают из окрашенного  песка, а в конце ритуала разрушают  изготовленное изображение. Это символизирует отрешённость монахов от всего земного  и от сотворённой ими красоты.

- её делают из глины, а в конце ритуала разрушают  изготовленное изображение. Это символизирует  принятие монахами  всего земного  и  сотворённой ими красоты.

VII.            Домашнее задание. Подготовить вопросы для команды-соперника по темам: «Искусство в религиозной культуре буддизма» и «Искусство в религиозной культуре иудаизма» (по выбору) или творческое задание  «Храм моей мечты» (рисунок, стихотворение, эссе).

VIII.            Подведение итогов и рефлексия (слайды).

- Что такое религиозная культура?

- С какими религиозными культурами вы познакомились?

- К какой культуре относятся эти храмы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки 1 2 - 1 3 Искусство в религиозной культуре

Слайд 2

Обзорная выставка предметов двух религий: христианства и ислама

Слайд 3

Что такое искусство? искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Этимология слова «искусство», как в русском , так и в греческом языке ( греч. τέχνη — «искусство, мастерство, умение, ремесло ») подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.

Слайд 4

Почему религия предполагает искусство?

Слайд 5

Что такое икона? Какие иконы вы знаете?

Слайд 6

Как пишется икона? Иконопись - трудоемкое и сложное искусство. Икона пишется на деревянной, чаще всего липовой доске, которую нужно сначала тщательно обработать и просушить. На лицевой ее стороне вырезается небольшое углубление - ковчег, по краям оставляются довольно широкие, чуть выступающие поля. Затем на доску наклеивают полотно, которое называется паволока, чтобы, даже если доска потрескается, изображение не пропало, а на нее наносится специальный грунт - левкас, сделанный из мела и клея. После просушки левкас тщательно шлифуется, что напоминает гладкую кость. А потом на этот грунт наносится или процарапывается рисунок - графья . Иконы пишутся темперой - красками, разведенными на яичном желтке. Эти краски требуют особой тщательности в работе. Они наносятся много раз тонкими слоями, и каждый должен хорошо просохнуть. С начала икону "раскрывают", то есть намечают основные цветовые пятна. Потом следуют опись и роспись - тоненькими кисточками обводят все детали. Потом постепенно наносят друг на друга слои пятен все более светлых оттенков там, где нужно передать объем. Особенно сложным было писание ликов, то есть лиц на иконах. Их писали плавями , разводя краску очень жидко, чтобы один цвет почти незаметно перетекал в другой. Самыми последними наносились белые пробела или оживки, которые делали лица более выразительными и яркими. Почти всегда какие-то части иконы золотили, то есть покрывали тончайшим слоем настоящего золота.

Слайд 7

Иконы Божьей Матери Особое место в душе и сознании православного христианина занимает Божия Матерь — Приснодева Мария. Матерь Богоматерь — наша Заступница, Покровительница и Утешительница. В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери. Самые известные из них: Икона Казанской Божией Матери Семистрельная икона Божией Матери Икона Владимирской Божией Матери Иверская икона Божией Матери Феодоровская икона Божией Матери

Слайд 8

Икона Казанской Божией Матери

Слайд 9

Семистрельная икона Божьей Матери Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

Слайд 10

Икона Владимирской Божией Матери Называют чудотворной

Слайд 11

Иверская икона Божьей Матери

Слайд 12

Феодоровская икона Божией Матери

Слайд 13

Разные иконы

Слайд 14

Ислам Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки. В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих , и растительный – ислими . Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Слайд 15

Каллиграфия в исламе

Слайд 16

Каллиграфия в исламе согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая. Каллиграфические поздравления

Слайд 17

Арабеска - орнамент

Слайд 18

арабеска Арабеска (ит. arabesco , фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданных на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".

Слайд 19

Искусство в религиях мира Православие ислам

Слайд 20

Искусство в религиях мира Православие ислам иконы Каллиграфия арабеска

Слайд 21

Спасибо

Слайд 22

Уроки 1 2 - 1 3 Искусство в религиозной культуре

Слайд 23

Найди соответствия Икона Сложный орнамент из повторяющихся фигур, узоров Арабески Изображение Христа и святых Фрески Искусство письма Каллиграфия Росписи стен в храмах

Слайд 24

Обзорная выставка предметов двух религий: буддизма и иудаизма.

Слайд 25

Буддизм

Слайд 26

В буддийском изобразительном искусстве занимают скульптуры изображающие Будду. Он изображается тремя способами: в образе Учителя – торжествующим – сидящим сидящим с приподнятой с опущенными руками правой рукой

Слайд 27

«спящим» – лежащая фигура Будды, уходящего в нирвану.

Слайд 28

Мандала Ма́ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме , ритуальный предмет. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Даже её могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Слайд 29

мАндала

Слайд 30

мАндала

Слайд 31

Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство. В Японии до сих пор существуют «сады камней», которые делались для того, чтобы создать благоприятные условия для духовных упражнений буддийских монахов.

Слайд 32

Кроме того, в японском буддизме появилась особая чайная церемония. Поскольку для буддийских монахов чай был особым напитком, то его пили во время медитаций и подносили Будде. Современная чайная церемония насчитывает в своей истории более 3000 лет. Если для европейцев это скорее красивый экзотический обычай, то для японцев и китайцев она представляет собой канонизированный философско-религиозный ритуал, имеющий глубокий смысл и требующий специальных знаний и подготовки.

Слайд 33

иудаизм Йад -традиционная указка в виде руки, которую используют, чтобы не потерять читаемую в Торе строку. В течение многих веков еврейское искусство было связано с украшением синагог и созданием ритуальных предметов, которые использовались не только в синагоге, но и дома по субботам и праздникам, а также для совершения различных ритуалов. Изучение Торы - как большинство заповедей иудаизма , оберегается специальными оградами, возведенными мудрецами. Нельзя читать Тору, не произнеся особого благословения, до свитка можно дотронуться только указкой “ йадом ”, или “ мапот ” - пояском, перевязывающим свиток Торы, или краем “ талита ” и т. д.

Слайд 34

корона торы

Слайд 35

семисвечник Ещё один древнейший символ иудаизма - семисвечник (он же - минора). По легенде, сам Господь повелел Моисею сделать золотой "светильник" с 7 ответвлениями, на каждом из которых должна была рассполагаться лампадка с горящим ладаном. Светить ломпадки должны были по ночам. Семисвечник символизирует присутствие Бога среди людей. Свет, даваемый лампадками - символическое одеяние Господа. В наши дни сокральное значение миноры несколько принижено. Семисвечник используется как противовес христианскому кресту в иудаизме. 7 - число совершенства. 7 ответвлений светильника обозначают Божью благодать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1

Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.

Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...