Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Личностные ценности пронизывают всю жизнь отдельного человека, а вместе с ним и все общество. Знание законов, по которым возникают, существуют и исчезают личностные ценности, открывает новые горизонты понимания психологии личности и психологии сообществ. Изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий «ценность», «ценностные ориентации», «духовно-нравственные ценности» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающих раскрыть их сущность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota._forma_2.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт  повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Кабинет духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ.

 (реферат)

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации

24.05.16-08.06.16гг

время прохождения курсов

Исполнитель: Палагаева Елена Владимировна, учитель начальных классов,    МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1» , п.г.т. Тяжинский

( 

Консультант: Арещенко Светлана Викторовна, зав. кабинетом духовно-нравственного

                                                           воспитания

Кемерово 2016 г.


Содержание

Введение

1. Глава. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника (практическое задание №1)

2. Глава. Изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ через диалог культур (практическое задание №2)

3. Глава. Изучение основ светской этики в начальной школе (практическое задание №3)

4. Глава. Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ (практическое задание №4)

5. Глава. Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики (практическое задание №5)

Заключение

Список литературы


Введение

Личностные ценности пронизывают всю жизнь отдельного человека, а вместе с ним и все общество. Знание законов, по которым возникают, существуют и исчезают личностные ценности, открывает новые горизонты понимания психологии личности и психологии сообществ. Изучение особенностей формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий «ценность», «ценностные ориентации», «духовно-нравственные ценности» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающих раскрыть их сущность.  Понятие ''ценность'' применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» встречаются в таких дисциплинах, как философия, социология, психология, педагогика .  Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно – ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается психолог. Мыслители различных обществ, государств уже давно осознали первостепенную важность нравственной направленности образования, формирования личности. Только посредством организованной системы воспитания и обучения, т.е. педагогики, интеллектуально, культурно и духовно возрастают приходящие в жизнь новые поколения.  Анализируя опыт предыдущих поколений, ведущие ученые приходят к выводу, что ранние религии, обладая огромным нравственным потенциалом, решали глобальные проблемы воспитания всего народа.

1. Глава. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника

       В соответствии с концепцией Кольберга, можно выделить три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

Уровни и стадии нравственного восприятия

Пример

Уровень принятия морали авторитета

Добровольное доверие, уважение к мудрости, копирование действий кого-либо на основе доверия.

Первая стадия – принятие морали родителей

Радость и смысл жизни человеческой определяются тем, насколько в ней присутствует любовь. Чем младше ребенок, тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и матери дана удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. Дети обретают базовое доверие к жизни, к миру если в достаточной мере окруженных любовью и лаской. В младшем возрасте для детей главным авторитетом являются родители. Дети «копируют» своих родителей, т.е. стараются говорить, поступать так, как это происходит в семье. Например, дочь укладывает спать куклу, поёт ей колыбельную, кормит, т.е. в игре повторяет то, как это делает мама.

Демков отмечал, что воспитание детей напрямую зависит о того жизненного примера, которые родители подают своим детям. Этот пример, по мнению педагога,  всегда действует сильнее любых наставлений и нравоучений.

Л.В. Писарева в своей книге «Из практики воспитания детей» (1958) полагала, что более всего на детей влияет «личность родителей, их поведение, пример»

Сухомлинский писал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей».

Ш.А. Амонашвили писал: «Давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми наставлениями или подарками, сколько примером, достойным всякого подражания»

«Дети не слушают родителей, а видят их». «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные»

Если теперь обратиться к уровню восприятия морали, то легко видеть, что в дошкольном возрасте дети воспринимают «что хорошо и что плохо» от родителей.

Вторая стадия – принятие морали учителя

Младший школьный возраст (7-10 лет). Главной задачей духовного воспитания детей младшего школьного возраста является ученичество. При этом ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться, как способ общения с людьми. При этом ученичество ориентировано не на получение конечного результата, а на сам процесс учения. В дальнейшем ориентация на результат возникает в результате соответствующего отношения взрослых людей. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Ребенок ничего не меняет в знаниях, которые получает, он меняет себя. Этой готовности изменяться и развиваться, вообще говоря, человек должен научиться в младшем школьном возрасте на всю последующую жизнь. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников. Восприятие морали в младшем школьном возрасте переходит на 2 стадию I уровня. Авторитет учителя в этом возрасте является определяющим.

Дети часто играют «в школу». Они стараются всё делать так, как делает их учитель (речь, жесты, поступки). Часто мнению родителей противопоставляется мнение учителя.

Уровень принятия морали социума

Освоение социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в социуме.

Третья стадия – принятие морали сверстников

Взрослея, переходя из начальной школы в среднее звено, ребёнок всё больше времени общается со сверстниками. Для кого-то общение со сверстниками – это защита, выгода, утверждение собственного авторитета. Например, ребёнок, общаясь со сверстниками, может перенять не только положительные (прилежание, аккуратность, послушание, и т.д.), но и отрицательные (вредные привычки, нарушение дисциплины, грубость, и т.п.)

Четвертая стадия – принятие морали общества

Человек живёт в обществе. Он член общества и обязан подчиняться законам и правилам общества, к которому он и принадлежит. Будь то семья, религиозная община, соседи, сослуживцы и т.п. Несоблюдение норм и законов общества, в котором он живёт, приводит к конфликтам, является противоправным.

Уровень автономной совести

Отвержение того, что кто-то имеет право решать, как поступать другому.

Пятая стадия – сомнение в существующих нравственных ценностях

Сомнение в существующих нравственных ценностях выражается в том, что в 15 – 16 лет подросток начинает отвергать мораль, утверждение относительных нравственных ценностей. Он утверждает, что никто не вправе решать, как другому следует себя вести. Он принимает собственные какие-либо ценности, не принимая во внимание мнение окружающих.

Шестая стадия – собственный выбор системы ценностной иерархии

Важнейшую роль в жизни человека и общества играют моральные ценности и ценностные ориентации. На их основе  каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности оказывают существенное влияние на направленность и содержание социальной активности человека, на его поведение и поступки, социальную позицию и общее отношение к людям, к миру, к себе.

2. Глава. Изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ через диалог культур

Конспект открытого урока-праздника в 5 классе

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  

(модуль «Основы светской этики»).

Тема урока: Семья. Родословная.

Цели и задачи урока:

  • Знакомство детей со своей родословной и историями жизни своих предков;
  • Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
  • Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;
  • Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;
  • Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
  • Развитие умения анализировать и сравнивать выступления своих одноклассников, оценивать работы.

Оборудование урока: Родословные учеников (проекты).

 Стенд «Семья глазами детей» (семейные фотографии учащихся класса).

Запись песни В. Шаинского на слова М Рябинина «Родительский дом».

                                         

          Задание по созданию генеалогического древа было выдано детям за две недели   до урока.

             Все изготовленные схемы родословной перед уроком вывешены для того, чтобы дети в течение учебного дня могли рассмотреть работы и поделиться впечатлениями от работы по поиску своих «корней».

На уроке присутствуют учителя школы, родители учеников, ученики 4 класса, т. к. со второго полугодия они будут изучать «Основы светской этики».

План урока.

-  Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей.  Ученики 4 класса тоже будут изучать основы светской этики и им интересно узнать, что это за предмет. Поэтому они приглашены на наш урок и могут тоже участвовать на уроке.

Наш урок основы светской этики посвящен вашей домашней творческой работе. Прежде, чем вы представите свою работу, ответьте на вопрос:

      -  Что же такое семья?    (Ответы детей)

                - Семья – это не только мама и папа.  Это дедушки и бабушки, тети и дяди, племянники и  племянницы, двоюродные сестры и братья. Семья – это  маленький осколок большого рода. Ребятам  5 класса  захотелось  узнать об этих членах семьи  как можно больше. Они долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!  Выступали в роли

историков, когда составляли свои родословные,

были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи,

журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках,

писателями, когда писали сочинения о семье.

        В своих сочинения вы написали, что узнали много нового  и интересного.

-   Ребята! А без какого чувства семья не может  родиться? (Без любви.)

                                                 Семья – это слово родное!                              

Сколько там света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

                      Глаза материнские нас согревают,                          

Как солнца сиянье, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных – как солнца лучи!

- А знаете ли вы,  как и когда появилось слово «СЕМЬЯ»? Об этом вам поведают наши ребята.                  (Инсценируют дети).

Как появилось слово «СЕМЬЯ»?

Когда–то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я!»

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева тихонько ответила: «Я!»

- Кто платье сошьет,

Постирает белье,

Меня приласкает,

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

«Я, я, я, - Ева молвила. – Я!»

«Я» сказала она знаменитых семь Я.

И так на Земле появилась СЕМЬЯ!

        - Зачем человеку семья? (Я спросила своих родителей, и они ответили мне, что семья нужна для воспитания детей, для поддержки).

        - О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, такая книга есть у нас. Называется она «7 + Я = СЕМЬЯ». В ней семь страниц. Ведь семья -  это семь Я,  и наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая его страницы.

       

На 1 странице нашей книги  ученики расскажут о своей семье в стихах.

  1.                      Праздника такого нет в календаре,                                

Но для нас он важный в жизни и судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

  1.   Когда родилась наша дружная семья,                        

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечал мне папа: «Не было тебя!»

Как же может быть такое, чтобы без меня,

Родилась такая дружная счастливая семья?

  1. Я так люблю, когда луна глядит в окошко,        

И сказки тихо бродят по углам.

А рядом мама держит за ладошку,

И гладит мои волосы слегка.

  1. У меня такая мама-                              

Все завидуют, я знаю!

Ты зайди сегодня в гости…

Мама  нынче выходная…

Позовёт к столу нас мама,

Скажет нам: «Садитесь, дети!»

Вот тогда-то мы увидим,

Что вкуснее всех на свете!

Там пирог разлёгся важно,

Он с румяными щеками,

Брови сахаром сверкают

Над изюмными глазами!

Мы запьём пирог чудесный

Свежим чаем золотистым,

А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто!

Как мне хочется на маму

Быть во всём, во всём похожей,

И моя подружка шепчет:

«И мне тоже! И мне тоже!»

  1.  Сегодня в доме выходной,                              

Сегодня – воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,

Для мамы печем печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладем на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

  1.    Мой папа любит в дневнике                            

Красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне,

Он разрешает маме разбираться.

  1.   Сегодня праздник у меня,                      

Сегодня день рождения!

Придет поздравить вся семья,

Готовим угощение!

Придет тётя, бабушка, сестра

С племянницей – малышкой,

И с важным видом буду ей

Показывать ей книжки.

Сегодня очень счастлив я!

Я жду тебя, моя семья!

Вторая страница. И называется она – ИМЯНАРЕЧЕНИЕ.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

- У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.

Алена проделала большую работу. Она изучила имена всех учеников нашего класса. И вот результат её труда. (Выступает Алена).

Следующая  страница нашей книги  «Родословная».

- Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

        Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

        Ребята класса  попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 16 -20 листочков, у кого- то  больше. 

(Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные:   генеалогические деревья, созданные учащимися).

        - Я думаю, что до этого времени ни  у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть будет хорошей традицией в вашей семье – пополнять ваше дерево.

          - Кто уже сейчас может похвастаться пополнением еще одного листочка на своем дереве?  (Эдик прикрепляет листок, т. к. в их семье родилась дочка).

Выполнив работу над проектами, ребята писали сочинения «След войны в моей семье». Послушаем их.

                                                                    (Ребята читают сочинения)

        Следующая страничка «По страницам семейного альбома».

- В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. И мы сейчас попутешествуем по семейным альбомам. Что же вы можете рассказать о тех, кто на них изображён?

(Знакомство с выставкой «Семья  глазами детей», «По страницам семейного альбома»). 

Рассказы о фотографиях. На фото дети с мамами и бабушками.   

Ведущий : Дорогие наши  бабушки, мы очень рады, что вы пришли к нам на урок. Вам посвящены эти стихи.

Моя бабушка.

                                

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно.                             Алена                                                                                                   Она во всех затеях  Со мною заодно.                                                                                                                         Я с ней не знаю скуки,  Мне все приятно в ней,                                                                                                      А бабушкины руки   Люблю всего сильней.

А у бабушки моей - волосы седые,                                                Даша

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:  

  То на спицах вяжет шарф, то носки латает.                                                                                                          

 Ни одной минуты нет у нее свободной.  

Я без дела не сижу, помогаю тоже,                                                                                              

Потому что на нее быть хочу похожей.

Стих. «О бабушках»     по ролям прочитали две бабушки

Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

1      - У нас одни пятерки!

Пять – по математике!

И пять – по языку!

Но правила грамматики

Я плохо волоку!

2      - А я учу историю

И вроде получается.

Лишь даты эти всякие

Мне не запоминаются.

Сидели, обсуждали,

Друг другу жали руки,

Хоть отметки получали

Не бабушки, а внуки.

 - Вот какие наши бабушки! И прядки  у них седые, и здоровье не очень хорошее, а внукам  помогать – всегда пожалуйста.

Дорогие бабушки!

Вы немало потрудились,

Чтоб детей своих поднять,

Дети выросли, окрепли

Вы могли бы отдыхать.

Но в сердцах открытых ваших

Место занято опять

У кого-то внук иль внучка,

У кого-то их аж пять

Вновь опять всё повторится

Так как много лет назад

ВЫ с коляской,  ВЫ на горке
      Внуков ВЫ  ведёте в сад.

Пусть любовь  Вас согревает,

Бог здоровья даст и сил!

Дети Вас не забывают
     И чтоб каждый день недели

Для Вас счастливым был!

Следующая страничка «Семейные увлечения.»

         - Каждая семья по - своему уникальна, самобытна. Есть в семье и свои увлечения. Чтобы рассказать  о них, ребятам не пришлось спрашивать. Они видят,  чем любит заниматься их мама в свободное время, и, подражая мамам,  имеют тоже свои увлечения.  

(Ребята рассказывают о семейных увлечениях).

Замечательные слова  одного поэта средневековья:

                            «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

                            Родители пример ему.»

Следующая страница нашей книги «СЕМЬ НОТ».

- Как не исполнить песню о своей семье, где тепло, уютно, где вас любят.

(Дети исполняют песню о семье)

Последняя страничка нашей книги называется «Пирамида любви».

- Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по- разному это выражаем. Я люблю свою родню, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. Расскажите и вы кого и что любите (рассказывает каждый).

        А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук.

 (Участники игры стоят в круг). Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.

 …Я люблю вечером почитать интересную книгу……. (Выстраивают  пирамиду).

        - Вы чувствуете  тепло рук?

        - Вам приятно это состояние?

           - Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.        Садитесь

         

                            «Люблю» - мы скажем вам через года,

                     И также, как сейчас, протянем руки,

                     Да здравствует семья!

Все:        Моя семья!

               Ты нам опора в радости и в трудную минуту!

         -  Когда собирается вся семья вместе, когда приезжают родные или, когда в дом приходят гости, ваши мамы стараются угостить  их чем- то вкусным, пекут пироги. Наши ученики тоже приготовили торт.  Торт с сюрпризом. Внутри каждой дольки лежит предмет и пожелание, которое обязательно сбудется. Ребята подарите свое творение мамам, бабушкам и учителям.  (Ребята дарят).

- Вот и прочитана последняя страничка нашей книги. Осталось только поблагодарить, тех, кто помогал нам прочитать ее. Вас, дорогие родители и вас дорогие дети, и выразить    надежду, что наш   урок помог нам ближе узнать друг  друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к   взаимопониманию  и единству.

        - Чтобы семьи жили дружно, счастливо, что для этого нужно? (Мир).

          Давайте закончим наш урок песней о мире и счастье.         (Песня).

            - Спасибо всем за урок!

3. Глава. Изучение основ светской этики в начальной школе

Практическое задание по курсу

«Преподавание Основ светской этики в начальной школе»

Объясните образно значение иностранного термина ЭТИКА, используя происхождение этого слова. Как соотносятся между собой образ ДОМ (этика от греч. этос – совместное жилище) и смысл науки ЭТИКА. Проведите сравнительный анализ, используя таблицу.

Дом

Этика

Понятие «дом» можно рассматривать в нескольких аспектах. В узком смысле дом – это сооружение, место, где обитают люди и животные.

Дом служит в качестве укрытия от неблагоприятных природных условий, для сна, комфортного воспитания потомства, отдыха, хранения продовольственных запасов. Дом играет очень важную роль в жизни человека, так как в нем заключены все бытовые аспекты его существования.

В каждом доме существуют свои правила, ценности, традиции, обычаи. Они передаются из поколения в поколение.

Этика(греч. ἠθικόν,от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»)

философское исследование морали

и нравственности.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова "этос" (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо.

от греч. этос – совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество,преодоление индивидуализма и агрессивности

4. Глава. Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ

Методы оценки результатов образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ

ЭССЕ

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т. д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и прочности навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личностно-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

♦ Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.

♦ Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

♦ Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

♦ Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

♦ Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, деятельности, произвольность и продуктивность самостоятельность, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания.

Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

♦Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

♦Я мог выполнить работу значительно лучше;

♦Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:

Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия

В ходе проекта я...

- предлагал новые идеи и направления действий (всегда / иногда / никогда);

- определял цели, ставил задачи (всегда / иногда / никогда);

- ждал помощи от участников группы (всегда / иногда / никогда);

- принимал участие в совместной работе (всегда / иногда / никогда);

- задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения (всегда / иногда / никогда);

- помогал группе в выборе правильных решений (всегда / иногда / никогда);

- анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы (всегда / иногда / никогда);

- находил и исправлял ошибки (всегда / иногда / никогда);

- оказывал помощь другим (всегда / иногда / никогда); 

- преодолевал трудности и добивался достижения результата (всегда / иногда / никогда);

- осознавал ответственность за общее дело (всегда / иногда / никогда);

 - инициировал дискуссию, предлагая различные точки зрения (всегда / иногда / никогда).

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Таблица 2. Лист самооценки урока

[Тема урока или внеклассного мероприятия]

1. На уроке мне больше всего понравилось...___________________________

__________________________________________________________________

2. На уроке мне не понравилось... _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Из урока мне запомнилось..._______________________________________

_________________________________________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о....__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции.

Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т. д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся и в ряде случаев может предоставить уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного развития учащихся.

Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии

Меня зовут____________________________________________________

Я посетил_________________________________________________________

Я работал в группе с _____________________________________________

У меня хорошо получилось__________________________________________

__________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________

Мне не понравилось_____________________________________________

Главные идеи экскурсии____________________________________________

Я увидел_______________________________________________________

Я узнал_________________________________________________________

Я услышал________________________________________________________

__________________________________________________________________

Меня удивило, что_________________________________________________

Мне нужно больше узнать о_______________________________________

Мои вопросы______________________________________________________

3. В числе других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:

♦ мозговой штурм;

♦ работа по методу TASC (см. выше);

♦концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал);

♦составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);

♦расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);

♦анализ артефактов и прочее.

5. Глава. Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики

Итоговый тест для 4 класса

Модуль «Основы светской этики»

I вариант

1. Среди понятий отметь «Добродетель»:

а) дружелюбие

б) вредность

в) угодничество

2. Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

а) этика

б) культура

в) моральные нормы

3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.

 а) свобода                                    б) моральный выбор

4. Преднамеренность - это.....

а) черта характера личности

б) когда какой-либо поступок совершается сознательно

в) когда человек отвечает только за свои поступки

5. Отметь все моральные обязанности человека

а) исполнять установленные в обществе моральные нормы

б) уважать других людей и их права

в) бескорыстная помощь

г) давать списывать на уроке

6. Соотнеси признаки справедливости с их объяснением

Поступок должен быть оценён по заслугам

                   Соразмерность

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

                    Уравнивание

7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:

a) совесть

б) долг

в) мораль

8. Продолжите фразу:

Профессиональный долг – это обязанность_________________________

_______________________________________________________________

9. Собери пословицы

Живи для людей,

так и откликнется.

Как  аукнется,

проживут и люди для тебя.

 Большая душа, как большой костёр,

 издалека видна.

10. Впиши слово, которое пропущено

    Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия

11. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности.

     а) Ангелу-хранителю;    

     б) Петру и Февронии;    

     в) Подкове.

    12. Какой год Указом Президента  России объявлен Годом Семьи:

                                    а) 2008;            

                                    б) 2003;     

                                    в) 2010.

13. Этика – это ________________________________________________

14.  Где важно соблюдать правила этикета?

а) дома;

б) в школе;

в) на улице;

г) в транспорте;

д) везде.

15. Прочитай отрывок произведения А.Гайдара «Совесть» и ответь на вопрос: почему девочка плакала?

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

______________________________________________________________________________________________________

Ключ:

I вариант

1. а)

2. а)

3. б)

4. б)

5. а), б), в)

6.

Поступок должен быть оценён по заслугам

                   Соразмерность

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

                    Уравнивание

7. а)

8. Профессиональный долг – это обязанность…оказать профессиональную помощь

9.

Живи для людей,

так и откликнется.

 как  аукнется,

проживут и люди для тебя.

Большая душа, как большой костёр,

 издалека видна.

10.     Сын, отец, дед, прадед. Мужская линия

11. б)

12. а)

13. Этика - это совокупность норм и правил, которыми человек руководствуется во взамиоотношениях с др. людьми.

14. д)

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Таким образом, воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Следовательно, нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

Список литературы

  1. Дойл Д. Библия в вопросах и ответах. – М.: АСТ: Астрель. – 2006.- С. 64
  2. Духовно-нравственное воспитание. – Мн.: Красико-Принт. – 2006. – С. 128
  3. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по новому.- Ростов-на-Дону. – 2009. – С. 285
  4. Идейно-нравственное воспитание школьников. – Мн.: Красико-Принт. – 2005. – С. 124
  5. Кирилл, Святейший Патриарх Московской и всея Руси. Воспитание полноценной личности, живущую осмысленно и одухотворенно // Духовно-нравственное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 3-6
  6. Народный месяцеслов. – М.: Современник. – 1991. – С.127
  7. Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? / А. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 20-22
  8. Пивоваров, Б. Духовно-культурное наследие академика Д. С. Лихачева и его значение для воспитания учащихся Российских школ / Б. Пивоваров // Духовно-нравственное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 21-25
  9. Сценарии православных праздников. – М.: Школьная Пресса.-2003.- С.96
  10. Ушаков, Л. И. Искусство хорошего воспитания / Л. И. Ушаков // Духовно-нравственное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 22-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ".

Презентация к  представлению статьи на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание обучающихся"....