Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности ОРКСэ 5 класс
    календарно-тематическое планирование по орксэ на тему

    Зуфарова Севда Нурадиновна

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:

    - приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесенных приказом Министерства  образования и науки РФ  от 29 декабря 2014г. №1644);

    -письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 08-1228 о направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    -письмом Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

    -   Учебного плана МКОУ «СОШ с. Красносельского на 2016-2017 учебный год.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    «Основы духовно-нравственной культуры

     народов России».

    для обучающихся  V   класса

    на 2016/2017 учебный год

                                                                                              Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:

    - приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесенных приказом Министерства  образования и науки РФ  от 29 декабря 2014г. №1644);

    -письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 08-1228 о направлении методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    -письмом Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

    -   Учебного плана МКОУ «СОШ с. Красносельского на 2016-2017 учебный год.

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».

    Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

    Задачи учебного курса:

    - выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

    - развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

    - выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

    Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-х классов и   составлена на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2012-201 3г.)

                                                                     Общая характеристика курса внеурочной деятельности

    Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

    Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:

    – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

    – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);

    – последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

    Место курса    в  программе  внеурочной   деятельности  обучающихся 5 класса

    В  рамках  внеурочной  деятельности   обучающихся  5 класса  на курс  «Основы духовно-нравственных культур народов России»  отводится   34 часа (1 час в неделю)  с  целью  реализации   духовно-нравственного   направления  в  развитии личности  пятиклассника

    Список литературы.

    - ФГОС основного общего образования;

    - «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;

    - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

    - «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»;

    - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ 

    - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  - http://school-collection.edu.ru/ 

    - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

    - Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры    народов России»: авторы Н. В. Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.

    - Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.

    Ценностные ориентиры содержания занятий

    Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

    «Основы духовно-нравственных культур народов России

    обучающимися 5 класса

    Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

    В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

    Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

    готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

    достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

    личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

    Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

            Личностные результаты:

     - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

    - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

    - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

    - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    - организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

    -  контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

    -  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

    Ученик получит возможность научиться:

     оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    - осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

    -  осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

    - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

    - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

    Ученик получит возможность научиться:

    - сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

    - осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

    - осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    -  аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

    -  сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

    Ученик получит возможность научиться:

    -  принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

    -  правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

    - проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения  коллективной (групповой) работы;

    - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

    Предметные результаты

    Ученик научится:

    - определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

    - описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

    - рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

    -  готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

    - характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

    - различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

    - рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

    -  оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

    - использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

    - объяснять значение понятий «малая родина», «Родина»,«россиянин»;

    -  приводить примеры беззаветного служения Родине –России.

       Ученик получит возможность научиться:

    -  использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

    - сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

    - находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

    - соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

    - различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

    -  использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

    Контроль  уровня достижения планируемых результатов по  курсу  внеурочной  деятельности  

    «Основы духовно-нравственных культур народов России».

    Формы, периодичность и порядок  проведения  контроля   уровня   достижения планируемых  результатов  обучения учащихся   5 класса  по  курсу  внеурочной  деятельности     определяются  в   соответствии с   разделом   основной  образовательной  программы  начального общего образования «Система оценки  достижения   планируемых   результатов  освоения   основной образовательной  программы»,  локальным    актом   «Положение      о  текущем контроле успеваемости и  промежуточной  аттестации учащихся МБОУ Каменскохуторской  СОШ»   (приказ от ___________ г. №____) в рамках  безотметочной  оценки,   находят  отражение  в  разделе  календарно-тематического планирования «Виды внеурочной деятельности, формы текущего  и итогового  контроля планируемых результатов»,  а также  фиксируются  в  «Портфолио учащегося  »

     

    СОДЕРЖАНИЕ.

    РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.

    Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.

    Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.

    Культура народа, рожденная религией.

    Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.

    Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.

    Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.

    Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.

    Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.

    РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.

    Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.

    Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.

    Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.

    Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.

    Тема 8. В труде - красота человека.

    Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.

    Тема 9. Плод добрых трудов славен.

    Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.

    Тема 10. Люди труда.

    Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.

    Тема 11.  Бережное отношение к природе.

    Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.

    Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.

    Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.

    Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.

    Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.

    Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.

    Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.

    Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.

    Тема 17. Урок обобщения.

    Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.

    РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.

    Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

    Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.

    Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.

    Тема 20. Духовная православная музыка.

    Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.

    Тема 21. Духовные святыни Брянского края.

    Преподобноиученники Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Поликарп Брянский. Православные монастыри и храмы Брянского края. Церковь Сретения Господня, г.Трубчевск; церковь Спаса Нерукотворного, с. Супонево, Ильинской храм, г. Почеп

    Духовные места Брянской области.

    Тема 22-23. Культура ислама.

    Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.

    Тема 24-25. Культура иудаизма.

    Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.

    Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.

    Тема 26. Культурные традиции буддизма.

    Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.

    Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.

    РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.

    Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

    Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».

    Тема 29. Хранить память предков.

    Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.

    РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.

    Тема 30. Твое образование и интересы.

    Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.

    Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.

    Современный этикет. Внутренняя и внешняя  культура поведения. Нравственные качества человека.

    Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).

    Тема 34. Итоговое обобщение.

    Примерное календарно-тематическое планирование

    факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    5 класс, 34 час.

    ( на основе учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» -Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А. В. Поляков - М., Вента-Граф, Москва, 2015)

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


    Тема занятий

    Планируемые результаты

    (в результате занятий учащиеся смогут)

          Дата:

    План.

    Факт.

                                                                                            В мире культуры- 4 ч.

    1-2

    Величие многонациональной культуры России.

    Личностные:

    - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны.

    Предметные:

    - выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры;

    Метапредметные:

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников;

    - приводить примеры из прочитанных текстов;

    - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени;

    - анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами выводы.

    06.09
    13.09

    3

    Человек – творец и носитель культуры.

    Учебный проект «Человек и его путь в мир культуры» или «Я и мой путь в мир культуры»

    Личностные:

    - выразить мнение о важности уважительного отношения к истории своего народ, страны.

    Предметные:

    - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта.

    Метапредметные:

    - приводить примеры из прочитанных текстов;

    - выполнять учебный проект;

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников;

    - составлять план, следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

    20.09

    4

    Законы нравственности - часть культуры общества.

    Личностные:

    - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране.

    Предметные:

    - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта.

    Метапредметные:

    - выполнять учебный проект;

    - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников.

    27.09

                                                       Нравственные ценности российского народа – 13 ч.

    5

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Личностные:

    - осознавать свою принадлежность к российскому народу.

    Предметные:

    - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

    Метапредметные:

    - выделять главную мысль литературных, фольклорных и текстов;

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения).

    04.10

    6

    Жизнь ратными подвигами полна.

    Личностные:

    - осознавать свою принадлежность к российскому народу, чувство уважения к предкам.

    Предметные:

    - перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать учебный текст;

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников (иллюстрации, тексты, стихотворения, др.).

    11.10

    7

    В жизни всегда есть место подвигу.

    Выполнение учебных проектов. Темы – на с.35 учебника или иные варианты

    Личностные:

    - осознавать свою принадлежность к народу, национальности, стране.

    Предметные:

    - объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры патриотизма из истории, личного опыта.

    Метапредметные:

    - выполнять учебный проект;

    - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу;

    - продолжить формирование навыка публичного выступления;

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников.

    18.10

    8

    В труде - красота человека.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда.

    Предметные:

    - приводить примеры о роли труда из разных источников.

    Метапредметные:

    - анализировать информацию;

    - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

    25.10

    9

    Плод добрых трудов славен.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда.

    Предметные:

    - приводить примеры о роли труда из разных источников.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

    08.11

    10

    Люди труда.

    Выполнение учебных проектов. Темы – на с.48 учебника или иные варианты

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности труда.

    Предметные:

    - приводить примеры о роли труда из разных источников.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - выполнять учебный проект;

    - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу;

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников;

    - продолжить формирование навыка публичного выступления.

    05.11

    11

    Бережное отношение к природе.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности бережного отношения к природе.

    Предметные:

    - объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

    22.11

    12-13

    Семья- хранитель духовных ценностей.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.

    Предметные:

    - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

    29.11

    14

    Семья – первый трудовой коллектив.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.

    Предметные:

    - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

    06.12

    15-16

    Семейные ценности в разных религиях мира.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.

    Предметные:

    - объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения

    13.12
    20.12

    17

    Урок обобщения.

    Выполнение учебных проектов.

    Примерные темы:

    1. Традиции моей семьи.
    2. Семейные ценности в разных религиях мира

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи в истории разных народов России.

    Предметные:

    - приводить примеры о роли семьи из разных источников.

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - выполнять учебный проект;

    - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу;

    - анализировать и структурировать информацию из разных источников;

    - продолжить формирование навыка публичного выступления.

    27.12

                                                                                Религия и культура - 7

    18-19

    Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о роли христианства для развития культуры России и православных россиян.

    Предметные:

    - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения;

    - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

     -  определять культовые сооружения православия;

    Метапредметные:

    - читать и анализировать текст;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций, использование элементов причинно-следственного анализа, проводить поиск информации по заданным и свободным источникам.

    17.01
    24.01

    20

    Духовная православная музыка.

    Личностные:

    - осознавать и выражать свое мнение о роли церковной музыки.

    Предметные:

    - объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения.

    Метапредметные:

    - делать выводы;

    - понимать информацию, получаемую из разных источников.

    31.01

    21

    Духовные святыни Брянского края.

    Личностные:

    - понимать роль христианства для развития культуры России и православных россиян.

    Предметные:

    - перечислить памятники культуры Брянщины, связанные с историей православия.

    Метапредметные:

    - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.

    07.02

    22-23

    Культура ислама.

    Личностные:

    - понимать роль ислама для развития культуры России.

    Предметные:

    - перечислить памятники культуры ислама;

    - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

     -  определять культовые сооружения ислама.

    Метапредметные:

    - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.

    14.02
    21.02

    24-25

    Иудаизм и культура.

    Личностные:

    - понимать роль иудаизма для развития культуры России.

    Предметные:

    - перечислить памятники культуры иудаизма;

    - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

     -  определять культовые сооружения иудаизма.

    Метапредметные:

    - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.

    28.02
    07.03

    26

    Культурные традиции буддизма.

    Личностные:

    - понимать роль буддизма для развития культуры России.

    Предметные:

    - перечислить памятники культуры буддизма.

    Метапредметные:

    - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.

    14.03

                                                                 Как сохранить духовные ценности - 3

    27-28

    Забота государства о сохранение духовных ценностей.

    Личностные:

    - понимать роль государства для сохранения и поддержки духовной культуры.

    Предметные:

    - обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры;

    - описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село».

    Метапредметные:

    - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.

    21.03
    04.04

    29

    Хранить память предков.

    Личностные:

    - понимать роль меценатства для сохранения и поддержки духовной культуры.

    Предметные:

    - обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры.

    Метапредметные:

    - продолжить формирование умения организовывать свою познавательную деятельность, давать характеристики изученным объектам;

    - делать выводы;

    - продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций.

    11.04

                                                                                         Твой духовный мир - 5

    30

    Твое образование и интересы.

    Учебный проект «Мои творческие планы на учебный год»

    18.04

    31

    Твоя культура поведения и нравственные качества

    Варианты учебных проектов:

    - «Правила хорошего тона (или этикет в моей жизни)»;

    - «Мой пример человека высокой нравственности»

    25.04

    32-33

    Диалог культур и поколений.

    Учебный проект «Великие ценности культуры»:

      - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

     -  различать культовые сооружения разных религий;

    - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации.

    16.05
    23.05

    34

    Итоговое обобщение.

    30.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

    Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

    рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

    Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

    Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Спортивно - оздоровительное направление...