Защита Отечества
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Айтыкина Амина Худжатловна

«Отечество - родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек родился. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zashchita_otechestva.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I.Организационный момент

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь  поудобнее,

Начнём  мы наш  урок.

Посмотрите на меня. Я вижу ваши глаза.

Говорят: глаза – это зеркало души. И неважно, какого они цвета, голубые, зелёные, карие. В них я вижу сейчас заинтересованность, ожидание, вопрос, ведь нас сегодня ждут интересные открытия.

Давайте с вами вспомним:

-Что такое Бог?

( Бог-это любовь, добро, вера, справедливость, милосердие, блаженство)

-Что такое блаженство? (Это счастье, как состояние доброты и наслаждения)

-Что такое милосердие? (заботливое, доброжелательное отношение к другому человеку)

II. Чтение учителем стихотворения «Письмо к Богу» Слайд №1

Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма. Прослушивание на записи 

Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

 Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель: Кто мог написать его? (Ответы детей )

 Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено  не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

-Подберите синоним к слову солдат?(воин,ратник,витязь,боец, защитник)

-А что значит защитник? Подберите однокоренное слово.(защищать, щит)

(Слайд2) (пояснение слова защитник)

- А что и кого должен защищать воин? (родину, отечество)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.  

Сформулируйте тему урока

(Слайд3)     "ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА"

-Задачи нашего урока? В помощь опорные слова.

(Слайд4)

Что….такое Отечество?

Кто…такие защитники?

Каких…???

А ещё мы рассмотрим вот какой вопрос: Есть ли святые воины  в современной России?

III. Изучение нового материала

1.Работа над значением слова «Отечество»

Учитель: Какая первая задача стояла перед нами?

Дети: Что такое Отечество?

Учитель: Работаем в парах. Перед вами разные словари. Найдите

определение понятия Отечество.

Проверка (дети читают определения из словаря) – каждая пара.

   - Какое из этих определений вам ближе и понятнее?

  • В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество - родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек родился. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества».

Учитель: Слайд№5 А вот Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

IV. Открытия нового знания.

-Ребята перед вами рабочие листы и давайте прочитаем, как автор, одного из учебников «Основ православной культуры» Андрей Вячеславович Кураев трактует понятие «Защита Отечества».

- Прочитайте. (Дети читают вслух)

 Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

или Чтение статьи учебника стр.74(2абз.)

Обсуждение

Учитель: Вторая задача, которая стоит перед нами……….

-Много обидчиков святой Руси было в истории.

-Что говорил Христос? Найдите эти строки.

-Всегда ли нужно следовать заповедям Христа?

Учитель:  - Какими качествами характера должен обладать защитник? (Работа в группах. Соотнесите стрелками качества характера  защитника Отечества)

-Взаимопроверка и  проверка по эталону (Сверка с доской)

В 1812 году император Наполеон привел свою армию в Россию. Все народы - русские, украинцы,белорусы  встали на защиту общей Родины. Началась война.

- Ребята, а может ли быть война справедливой?

-Давайте найдём ответ в учебнике?

стр. (88-89)Беседа

-  Какая война считается справедливой?

Справедливая война (оборонительная)  

Цель: защитить свою семью, Родину и её святыни 

-А должны ли быть законы милосердия на войне? В чём они заключаются?

Найдите ответ в учебнике стр.  90 .

(читают, обсуждают)

Учитель: Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Каждая эпоха имела своих героев. Откройте учебник на стр.75, находим 2 абзац. Чтение.

-  Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей?  (Киевская Русь).

        Русь святая… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки?

          Сейчас узнаем.

1.Илья Муромец. Образ былинного героя в ходе исследования подготовила первая группа

Слайд                     ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

1.Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. Лежал на печи С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе.

 

2.  Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную.

Удивительные гости перекрестили Илью со словами:

«Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

3 Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами. Он был справедливым и милосердным воином. Поверженных врагов отпускал с миром. 

4.  Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному.

  В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых.

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

Мы  считает, что жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой  православной земли.

Учитель:

-Чему посвятил всю свою жизнь  Илья Муромец?

-В чём Илья Муромец проявлял милосердие?

2.Александр Невский.  

Слайд

Учитель: Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже защищали свою Родину.

Вторая группа провела своё исследование и подготовила сообщение.

(Выступление второй группы. Ответы на вопросы)

                         

                                  АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Слайд       

1.Достигнув 16 лет, Александр стал править в Новгороде.

      В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород.

Александр не устрашился, а спокойно ответил им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой помощи.  Александр, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Не в силе Бог, а в правде: идите с вашим князем!”

Слайд

2.Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. После славной победы князь вышел к своей дружине и сказал:

(Слайд с фрагментом фильма)"Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет."

(Слайд)

3.Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”.

     Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения.

   

    (Слайд )

4.Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси.  Русские люди любят и почитают святого князя Александра Невского.

Слайд 11

В 2010 в России был учреждён орден Александра Невского.

Орденом награждаются люди, проявившие мужество при защите Отечества

Слайд 12

Учитель:

-Как понять слова "не в силе Бог , а в правде"?

-Почему его называли "миротворцем"?

3. Учитель: Третья группа провела своё исследование и подготовила сообщение о главнокомандующем русской армией адмирале Федоре Ушакове.

 (Выступление третьей группы)

4. О Евгении Родионове

Учитель:- А как вы думаете, есть ли святые воины  в современной России? Это наш 4 вопрос, на который мы должны ответить

(Презентация и рассказ учителя.)

       Женя был обыкновенным ребёнком. Окончил школу. Пошёл в армию, принял присягу. Его направили служить в Чечню.

        Женю и еще троих солдат отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

       Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов. Завязался бой. Силы были не равны. Бандиты схватили солдат, затолкали в машину. Так начался мученический путь русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

      Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух  русского парня, они убили его.

     Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.

    Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Украины ...
В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

-В чём проявил мужество Евгений Родионов?

Слайд (святые)

 Мы видим, что во все времена были на Руси верные защитники Отечества. Каждое поколение может гордиться подвигами своих воинов, защитников. Воин-христианин верил, что душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Перед вами рабочие листы, разделимся на пары и ответим на вопросы

V. Закрепление.

(Подготовьте рабочие листы)

1.Когда война может быть оправдана?

  • Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
  • Когда целью войны служит обогащение воюющих.

2.Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости?

В чем они заключаются?

  • Нельзя добивать раненых
  • Нельзя трогать безоружных
  • Нельзя грабить местных жителей.
  • Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

  • Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
  • Русским только дай повод, сразу начнут войну.

VI.Рефлексия . Подведение итогов.

-Вы хорошо поработали, а теперь давайте оценим свои достижения.  

Слайд(оцени себя) .

- Продолжи предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне запомнилось…

        Я задумался…

(ответы детей)

Закончить наш урок я хочу такими строками:

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

            На этом наш урок закончен. Благодарю вас за работу, мне понравилось, что вы были искренни в своих чувствах и эмоциях. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке, отложатся не только в вашей голове, но и душе.

          А душа, как говорил Христос,  бессмертна...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Презентация к уроку "Защита Отечества"

Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Конспект урока ОПК "Защита Отечества"

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

Урок "Защита Отечества"

Урок  по ОРКСЭ  для 4 класса  "Защита Отечества"...