Эссе по теме: "Моё педагогическое кредо"
статья по орксэ на тему

Педагогическое кредо: « Ребенку можно внушить все, что угодно, не он будет отвечать, а вы.

Так прилагайте все усилия, чтобы воспитать ребенка здоровым не только телом, но и душой.»

Епс. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_ped._kredo.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО» 
учитель начальных классов МБОУ «Школа№80»

Рыбалка Алла Валерьевна

Как мозаику, жизнь из кусочков сложу. 
Каждый в памяти я, не в руках, удержу,
Вот кусочек любви… Жаль, что крохотен он,
Но звездою горит среди серых времен!
Вот удачи момент, рядом – счастья туман…

 И его отпущу в прошлых дней океан. 
Сколько жить? Как проплыть между рифов и скал?
Свет в душе сохранить и найти, что искал?

Педагогическое кредо, как и всякая вера, вынашивается в муках, в трудах, в сомнениях, в слезах, в боли, в обидах. Его не     выдают     вместе    с дипломом педагогического института, хотя уже тогда ты знаешь, что это та самая, единственная профессия, которой будет посвящена вся твоя жизнь. Моё педагогическое кредо, как и моральный кодекс человека любой профессии, выбит на скрижалях с десятью заповедями. Это и смыслы, и ценности, и приоритеты.

      Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Говорят, нас ведет по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидение собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Если в процессе поиска этого пути мы встречаем истинных единомышленников, наступает «удачи момент». Идти становится легче, жить – интереснее.

             Когда - то очень давно я услышала библейскую притчу… Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь       им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Глубокий смысл таит в себе эта притча. Посмотрим на эти слова «учитель» и «ученик» - оба образованы от одного корня. Считаю, что слово «учитель» близок к слову «учитывать». В работе с детьми я учитываю, что каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Нужно только своевременно разглядеть искорку, направить, развить её. Считаю это самым важным делом, которое должен делать учитель.  В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. В конце прошлого года стал выбор какой модуль выбрать по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Было очень много разговоров о том, кто должен вести его и какими качествами и навыками должен обладать этот человек. Я и представить не могла, что буду тем учителем, который будет преподавать детям модуль «основы православной культуры» в рамках преподавания курса «ОРК и СЭ».   Так было принято важное решение.

Очень трудно быть первооткрывателем для себя самой. Ведь на тебя смотрят дети, родители, коллеги. Здесь я вспомнила известные слова: «Хочешь узнать свой предмет досконально — начни его преподавать». Я так и поступила. Дети сразу задавали мне вопрос: «Вы верующая?», «Вас крестили?» Я честно отвечала: «Да!» Они будут спрашивать это у любого учителя «основ православной культуры». Если он скажет: «Нет», то у них возникнет чувство какого-то несоответствия, нечестности. В классе на каждом уроке говорится о силе веры и любви к Родине. Кроме этого учитель должен сам бережно относиться к своей культуре и вере, только тогда он передаст достоверно и с любовью основы православной культуры.

    В детстве бабушка много мне рассказывала о православии, о Боге, о том, как вера в Бога её спасала в самых трудных жизненных ситуациях. Она всегда наставляла меня на то, что не прожить без любви к Богу, без веры. С нею я ходила в церковь, учила молитвы, верила в Бога.

Религий много, но вера одна. Это вера в прекрасное будущее. Каким будет маленький человечек, зависит от того, кого он встретит на своем пути.  Главное, что должен учитель, это показать правильный путь, по которому можно пройти с высокоподнятой головой. Учитель должен обладать умением расположить к себе любого ребенка. Здесь помогают различные притчи, постановки спектаклей и проведение различных коллективно-творческих дел. Ведь не что так не сближает, как общее дело, а ведь в моем классе есть дети разной веры.

Когда иду на урок переживаю. Вдруг не смогу ответить на детский вопрос. Ребёнку всегда хочется себя как-то проявить, и его нельзя ни в коем случае отталкивать и осуждать. Дети говорят: «А я не верю в Бога. Его нет». Я отвечаю, что на уроке мы не выбираем веру, как князь Владимир, а узнаём, как жила, живет и будет жить наша страна. Вот если я тебе об этом расскажу, и ты после этого захочешь выбрать православную веру, я буду рада. Дети настораживаются, если в названии предмета встречают слово «Православие». Учителю надо объяснить, что это наша традиционная культура и знать её важно. Ребенок и рад бы приобщиться к чему-то светлому и хорошему, но он не может найти человека, который помог бы ему в этом. Тогда приходит на помощь учитель ОПК. Прийти в православный храм, посмотреть и уйти, этого недостаточно. Необходимо чтобы в эти минуты рядом был человек, который все объяснит, расскажет и ответит на вопросы.

Вы бы видели глаза детей, когда они впервые вошли в храм. Словами это не передать, это надо видеть! Ребята слушали рассказы священнослужителя и сопереживали святым, молились за своих родных. Такого восторга я давно не видела. Ради этих увлеченных и радостных глаз стоит быть учителем.

Мое отношение к преподаванию данного предмета только позитивное. Ведь в школе ребенок не только учится. Он готовится к выходу во взрослую жизнь. Мальчишки и девчонки должны быть готовы смело и гордо смотреть в будущее. Бесспорно, главная задача образования заключается в гармоничном развитии всех сторон человека. Я могу это смело утверждать, так как мои дети прошли этот курс. Сейчас им 10. Кроме положительных эмоций и восторгов я не слышала от них об этом предмете ничего. Все потому, что вдыхаю душу в предмет и вселяю веру.
 
    Школа – самая удивительная страна, где     каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового,  интересного,    где  нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе                 за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя                 людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые,

самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
         Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

  Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна.   Это–школа. 
        И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренней, искренней с собой, с другом, с близким или далеким. Хочу быть отзывчивой, чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у Бога здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть,           быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
       Вот уже двадцать четвёртый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться.

        Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
        Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним –         первый         мой         принцип.
        Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие которых формируется духовная         культура         человека.
         Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип моей педагогической деятельности.
         Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого ученика и вижу         свою         роль.
        Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь учеников, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый         принцип         моей         педагогической         философии.
       Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание. 

Шестой  принцип – принцип сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.
        Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
       И снова звенит звонок - урок окончен… Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
         Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе?
         Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются        задачи         учителя:                  
-дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
-содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
-вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
-воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу,         веру         в         себя;
-стать         им другом, раскрыть богатство их душ.
        Я понимаю         и         принимаю         это.
Таковы мои педагогические аксиомы. Может они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями         и         неудачами.
        И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость». 
        А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. 
        Думаю, что сегодня моя бабушка была бы счастлива узнать, что я - учитель основ православной культуры. Мне нравится вести учебный курс ОРКСЭ. Считаю, данный курс способствует созданию ситуаций, когда ребенок может напитаться духовной пищей, принять ценности, традиции культуры своего народа. Всё то, чем меня питала  меня моя бабушка. На этих уроках мы много говорим о добре, о любви к ближнему, к Родине, о справедливости. Для меня эти уроки - продолжение дела моих наставников.

 Начала я свое эссе со стихотворения и завершу его поэтическими размышлениями о нашей профессиональной деятельности:

Педагогика… Игра на струнах душ
В сольном исполнении, в оркестре…
Зазвучит сюита или туш?
Исполняй же музыку, маэстро!
Дети наши – чуткий инструмент: 
Ты сфальшивишь – и не отзовутся…
Так умрет мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"

«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

С этим эссе я выступала на районном конкурсе "Учитель года 2010"....

Эссе на тему«Моя педагогическая философия»

Эссе на тему«Моя педагогическая философия»...

Эссе по теме: "Моё педагогическое кредо"

Эссе "Моё педагогическое кредо"...

Эссе на тему: «Мое педагогическое кредо»

"Всё начинается с тебя,Ведь ты стоишь у школьной партыИ каждый день, в глаза глядяТому, кто будет с нами завтра..."                        ...

Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо"

Задумавшись над темой эссе, у меня в первую очередь возникает вопрос: что такое «кредо»?Кредо (лат. credo — верю) — личное убеждение, основа мировоззрения человека, иногда - то же самое, что и девиз.[...

Презентация на тему "Моё педагогическое кредо"

Презентация содержит мысли автора о роли учителя в школе и обществе. Подходит для методической помощи при подготовке к педагогическим конкурсам....