Технологическая карта"Основы светской этики).
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Родина Наталья Михайловна

Основы светской этики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические карты уроков по учебному модулю «Основы светской этики»

1. 1 урок Россия– наша Родина.

2. 11 урок Моральный долг.

3. 27 урок Этикет.

4. 30 урок Любовь и уважение к Отечеству.

1. Общая часть

Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4

Тема урока Россия – наша Родина.

Планируемые образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные

Создавать условия для понимания того, что

объединяет всех граждан России и формирования

системы нравственных ценностей.

Создавать условия для формирования  умения жить

в одном социуме вместе с людьми разных

национальностей.

П. Самостоятельное выделение и формулирование цели,  умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной или письменной форме; извлечение необходимой

информации,  построение логических рассуждений.

Р.Способность понимать и проявлять свои чувства посредством

слова; умение структурировать знания.

К.Изложение своего мнения;  способность работать в команде;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование представления учащихся о

территории и границах России,  о России как

многонациональном государстве,  воспитание

чувства гордости за свою Родину и российский

народ.  Воспитание уважительного отношения к

истории страны,  семейным ценностям.  Пробуждать

интерес и любовь к Родине.

Цель урока Дать  представление  о  России  как  многонациональном  государстве;  о  духовном  и  внутреннем  мире  человека; о

культурных традициях страны.  Формирование чувства гордости за свою Родину,  образа мира как единого и целостного

при разнообразии культур,  национальностей,  религий.  Формирование уважительного отношения к разным светским и

духовным  традициям.  Развивать  речь,  логическое  и  ассоциативное  мышление.  Способствовать  развитию

коммуникативных способностей,  умению аргументировано отстаивать  свою точку зрения.  Воспитание  уважительного

отношения к государственным символам России(флаг, герб,  гимн).

Основные понятия, изучаемые на уроке Знание и понимание ценностей:  Отечество, Родина, семья, культурные традиции,  символы страны.

Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер,  интерактивная доска,  электронная презентация.

Ресурсы(информационные, литературные,

музыка, искусство), используемые на уроке

Физическая карта Российской Федерации,  аудиозапись гимна РФ

И.И. Левитан «Июньский день», «Весна. Яблони цветут», И. Шишкин «Золотая рожь», «Утро в сосновом лесу».

Стихи: «Что мы Родиной зовём» В. Степанов, «Родная земля» Г. Ладонщиков.  Пословицы и поговорки о Родине

М.Л.  Матусовский «С чего начинается Родина?».  И. Шаферан «Красно солнышко»

С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Организационная структура урока

2

Этап1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

5 минут Прослушивание песни и просмотр слайдов, на которых пейзажи русской природы

И. Шаферан «Красно солнышко»(текст на партах)

Умывает красно солнышко руки теплые в росе.

И Россия,  как Алёнушка,  предстает во всей красе.

Ни вблизи,  ни вдали я не знаю земли лучше той,  что меня растила:

Синих рек рукава, в небе синь-синева,  и светла от берез Россия.

У нее коса пшеничная,  родниковые глаза.

И поляны земляничные щедро дарят ей леса.

- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.

-  Какие красоты особенно волнуют поэта?

Самостоятельная формулировка учащимися  темы урока.

Вы прослушали музыкальный отрывок.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Ребята, а что у вас возникает в воображении, когда вы слышите слово- «Родина»?

Работа со стихотворением В. Степанова:

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,  тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? Всё,  что в сердце бережём,

И под небом синим-синим флаг России над Кремлём.

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности,

желание учиться,  проявление интереса к

изучаемому предмету.

Познавательные УУД: Самостоятельное

выделение и формулирование цели

Этап2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

10 минут Самоопределение к деятельности

Как называется то место, где вы родились и выросли?

– Это наша маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит великая Родина.

- Что такое «Родина»?  Попробуйте дать  определение.

- А какое определение можно найти в словарях? (ученик находит в словаре)

С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»(с. 549) 1. Отечество, родная страна. 2. Место

рождения,  происхождения кого-нибудь.

Этимология  слова. Общеславянское  слово,  образовано  от  слова  «род» -  происхождение,  семья,

«родиться», место рождения.

- В каких значениях может быть использовано это слово? (большая и малая Родина)

Это слово с детства знает каждый. Родина— это то место, где ты родился, где ты живешь со своими

родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок—

деревня или город,  улица, дом, где он родился.

- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его. (карточки на партах)

- Какие чувства оно у  вас вызывает?

Родная земля

Холмы, перелески, луга и поля—

Родная,  зелёная наша земля.

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют учебную задачу,

осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные УУД: осуществляют поиск

необходимой информации.

Личностные: проявляют самостоятельность

в поиске решения задачи

Коммуникативные УУД: умеют слушать и

слышать,  отвечать на поставленные

вопросы.

3

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей—

Частица великой Отчизны моей.

Этап3. Практикум

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

18 минут Работа с картой

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой нашего государства?

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы

находятся на её территории? Какие города вам известны?

— Наша Родина очень велика.  Так велика,  что над ее просторами почти никогда не заходит солнце.

Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске— на

Камчатке наступает полночь.

-  Ребята,  а почему мы часто употребляем выражение“московское время”?  И почему к Москве какое-то другое отношение?

- Покажите столицу нашей Родины на карте.

– Почему нашу Родину называют необъятной?

–  Если  сесть  в самолет  и  пролететь  над территорией нашей  страны,  то можно  увидеть  белоснежные

толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие

реки,  и гордость нашего государства— ее зеленый наряд— леса.

Работа  по группам с репродукциями: И.И.  Левитан «Июньский день», «Весна.  Яблони цветут»,  И.

Шишкин «Золотая рожь», «Утро в сосновом лесу».

Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на следующие вопросы:

- Что вы видите на картине(опишите максимально)?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

— Вот она какая Россия— Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли

народа  населяет  такую  огромную  страну?  Всех  людей,  живущих  в  нашей  стране,  можно  назвать

россиянами.  Но национальности у них разные.  Россия— единое многонациональное демократическое

государство.  Ее  населяют  более180  национальностей,  народностей  и  этнических  групп.

И все они составляют единую дружную семью.  Русские,  татары,  мордва,  чеченцы,  башкиры,  чуваши,

ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят89 субъектов: 21

республика, 6  краев, 11  автономных округов, 1  автономная область, 49  областей,  города федерального

значения—  Москва,  Санкт-Петербург,  Севастополь.  Все  они  объединились  в  одно  большое

государство— Россию,  или Российскую Федерацию

Задание: Составьте в парах  список различий народов России. (текст на доске)

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат

Один- рыбак с рожденья, другой- оленевод.

Один-кумыс готовит, другой- готовит мёд.

Одним– милее осень, другим- милей весна,

Познавательные УУД: осуществляют поиск

необходимой информации из материалов

учебника и рассказа учителя;  выделяют

необходимую информацию,  извлекая ее из

услышанного стихотворения,  в результате

анализа делают вывод.

Коммуникативные УУД: способность

работать в паре; готовность слушать

собеседника и вести диалог;  эффективно

сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают свои знания,

выделяют то, что уже известно, и то, что

предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание выполнить

работу без ошибок,  понимают важность

соблюдения определенных правил.

4

А Родина - Россия у нас у всех одна.

Отличия:

1. Место проживания

2. Язык

3. Обычаи,  традиции

4. Интересы,  увлечения

5. Национальная кухня

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

Работа  по учебнику(с. 4-5)

-Что такое ценности? Идеалы?

Давайте сравним ваши определения с определениями,  приведенными в словаре учебника.

Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества,

помогают нам выбирать поступки и оценивать их.  Общепризнанные ценности:  добро,  истина,  польза,

красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода.

Идеал– высшая цель, к которой стремится человек, ее трудно достичь, но она является образцом для

поведения.

- Как  вы понимаете  словосочетание «духовный мир человека»?

В духовном мире есть свои дороги.  Они называются традициями.

- Что такое культурные традиции?

Культурные традиции– это богатство нашей многонациональной страны.  В нашей стране живут люди,

которые знают и бережно хранят разные традиции.  Они говорят на разных языках,  исповедуют разную

религию,  но  хорошо  понимают  друг  друга,  т.к.  их  культурные  традиции  основаны  на  таких  вечных

ценностях,  как добро,  честь,  справедливость,  милосердие.  Издавна в России в каждом народе особенно

уважали семейные традиции.  Особо почитались многодетные семьи.

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Что такое “символ”?

-Какие государственные символы вы знаете?

– Символы— это условные знаки или изображения.  Они отражают историю государства и его народа,

отображают национальный характер.

–  К  государственным  символам  любой  страны  относятся:  Государственный  Герб,  Государственный

Флаг и Государственный Гимн.  Есть они и у нашей Родины.  Отношение к символам— это отношение

к самому государству.

Этап4. Проверка полученных результатов.  Коррекция

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД

5 минут Задание в парах: Необходимо найти Герб России,  раскрасить флаг России. Работа в тетрадях.

Наш  российский  флаг–  трёхцветный.  Каждому  цвету  придаётся  своё  значение.  Белый  цвет–  цвет

чистоты и надежды.  Красный– цвет крови,  жизни. Синий– цвет безоблачного мирного неба.

Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине, объясни их смысл. (интерактивная доска)

Нет в мире краше Родины нашей.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Коммуникативные: умеют слушать,

слышать и понимать партнера, отстаивают

свою точку зрения, уважая при этом

партнера и самого себя.

Познавательные: применяют  полученные

знания  в  практической  деятельности,

анализируют,  сравнивают, делают выводы.

5

Где родился,  там и пригодился.

Кто Родине изменяет,  того народ презирает.

Кто за Родину горой– тот истинный герой.

Задание: разгадать кроссворд.(интерактивная доска)

По горизонтали:

2. Место  рождения  человека. 4. Столица  нашей  Родины. 5. Символ  государства. 6. Главный  город

страны. 7. Символ государства.

По вертикали:

1.Население страны. 2. Страна, в которой мы живем. 3. Высшая цель, к которой стремится человек.

Ответы:  По горизонтали: 2. Родина. 4. Москва. 5. Флаг. 6. Столица. 7. Гимн. По вертикали: 1. Народ. 2.

Россия. 3. Идеал.

Регулятивные: контролируют и

корректируют свои действия и действия

партнера.

Личностные: развиваются мотивы учебной

деятельности,  учение приобретает

личностный смысл;  демонстрируют навыки

сотрудничества.

Этап5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД

7 минут

Аудиозапись гимна РФ, сопровождающаяся презентацией с видами Москвы.

Знакомство с образцом художественного чтения. Беседа по содержанию.

- Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?

– Какова главная мысль этого произведения?

- Какого человека называют патриотом?

- Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом- патриотом?

Патриот–  человек  любящий  свое  Отечество,  преданный  своему  народу,  готовый  на  жертвы  и

совершающей подвиги во имя интересов своей Родины.

Запись  в  тетрадь  терминов  и  понятий:  Россия,  Родина,  патриот,  Отечество,  столица,  президент,

государственные символы,  духовный мир,  внутренний мир,  культурные традиции.

Групповая работа:  закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина– это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Я благодарен своей Родине за то, что…

- Закончить наш урок хочется словами стихотворения С.  Орлова «Родное»(на доске)

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое- это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Коммуникативные: полно и грамотно

выражают свои мысли, взаимно

контролируют действия друг друга.

Познавательные: оценивают процесс и

результаты своей деятельности.

Регулятивные: осознают важность

приобретения новых знаний.

Личностные: осознают важность

полученных знаний.

Домашнее задание 1. Найти и записать3 пословицы о Родине.

2. Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем

их  заслуги  перед  отечеством?  Каких  русских  писателей,  художников,  композиторов  они  знают,  чем  они  знамениты?  Есть  ли  среди  ваших

родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

3. Найди материал об известном человеке(по выбору). Подготовь рассказ  о нём.  Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

1. Общая часть

Предмет ОРКСЭ.  Основы светской этики Класс 4

6

Тема урока Моральный долг

Планируемые образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные

Знание и понимание понятия мораль, моральный

долг, значения долга в жизни каждого человека,

формирование первоначальных представлений о

видах долга, осознание следования существующим в

обществе нормам и требованиям.

П. Объяснить смысл предложенных  понятий и учить приёмам анализа и синтеза при

чтении художественного текста.

Р. Учить саморефлексии и самокоррекции.  Уметь контролировать свою деятельность по

ходу или результатам выполнения задания.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.  Уметь коллективно обсудить данную

проблему.

Осознание

ответственности

человека за общее

благополучие,

самостоятельность и

личная ответственность

за свои поступки.

Цель урока Углубление  знаний  о  добродетели, повторение  ранее  изученных  понятий.  Расширение  знаний  о  моральных

принципах,  применение  полученных  знаний  в  жизни.  Развитие  аналитико-синтетических  процессов  на  примерах

литературных произведений и чтения текста учебника,  учить сравнению,  выделению главного,  развивать творческое

воображение.  Формировать чувство ответственности,  осознания необходимости исполнения моральных обязанностей.

Воспитывать неприятие плохих поступков,  показать на примерах что,  выполняя моральные правила,  люди находятся

в безопасности.

Основные понятия, изучаемые на уроке Усвоение понятий:  моральный долг, моральные обязанности,  моральные нормы, уважение,  бескорыстная помощь,

благодарность,  благотворительность.

Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер,  Интерактивная доска,  презентации,  ноутбуки,  Интернет

Ресурсы(информационные, литературные,

музыка, искусство), используемые на уроке

М.  Минков – Ю. Энтин«Дорога добра»

Притча«Всё оставляет свой след»

Репродукция иконы Святителя Филиппа,  митрополита Московского

В. М. Васнецов«Богатыри», В.И. Суриков«Переход Суворова через Альпы»

А. Барто«Любочка», А.П. Гайдар«Тимур и его команда», Л. Толстой«Два товарища», «Старый дед и внучек»

Пословицы и поговорки

Музыка из к/ф«Офицеры» (видеоролик)

Организационная структура урока

Этап1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

5 минут Диагностика и коррекция эмоционального состояния учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

- Кто за что отвечает в Вашей семье? Каким образом понятия свобода и ответственность связаны

между собой.  Проведите примеры безответственных поступков.

Прослушайте отрывок из песни М. Минкова- Ю. Энтина«Дорога добра»

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

- О чём  эта песенка, свяжите свой ответ с темой прошлого урока.

- С какими понятиями вы познакомились?

Разгадывание кроссворда на новую тему.  Ключевое слово кроссворда долг,  составленное из4  слов:

доброта, ответственность, любовь, гордость.

- Какое слово мы прочитали по вертикали?

- Вспомним, что такое мораль?

Регулятивные: контролируют свои

действия; осознают,  что уже известно

и что предстоит узнать.

Познавательные:выполнение

логических операций,  анализируют,

делают выводы.

Коммуникативные: обмениваются

мнениями, выражают свою точку

зрения, при этом не создают

конфликтных ситуаций.

7

- Найдите определение понятия«долг» в учебнике на с. 26.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

Поиск информации. Работа в группах. Найди в словарях значение слова:

1-я  группа– долг 2-я группа– мораль

Личностные: проявляют интерес к

предмету.

Этап2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

15 мин Работа с учебником стр. 26 - 27

Моральный долг– осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Моральные нормы–  носят  обязательный характер,  определяют поведение людей в разных ситуациях.

Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению,  а на основе своих убеждений.

- По отношению к кому или к чему мы выполняем свой долг?

Г. Гегель определяет 4 вида обязанностей человека:

1. обязанности перед самим собой;

2. перед семьёй;

3. перед государством;

4. перед другими людьми вообще.

- Прочитайте2 абзац учебника,  о какой обязанности говорится? (перед самим собой)

Предлагаю посмотреть притчу«Всё оставляет свой след».

- Какие впечатления? О каком виде обязанностей говорится? (перед другими людьми и перед самим

собой)

- О какой обязанности говорится в следующем абзаце? (уважать других людей и их права)

Рассматривают  икону  Святителя  Филиппа,  митрополита  Московского.  Заслушивают  рассказ  о

подвиге Святителя.(отказался благословить Иоанна Грозного,  уличив его в жестокости,  был зверски

задушен  по  приказу  царя; 22  января  Русская  церковь  вспоминает  мученический  подвиг  Святителя

Филиппа)

- О какой обязанности говорится в3 абзаце на с. 27? (бескорыстная помощь другим людям)

- Что значит бескорыстная?

- В каком произведении Аркадия Гайдара рассказывается эта обязанность?(«Тимур и его команда»)

-Чем занималась его команда?

-Зачем они это делали?

-Ждали ли они благодарности за свои поступки?

-А вы хотели бы поступать так же как тимуровцы?

Регулятивные: дают оценку

собственным знаниям, осуществляют

контроль за своей деятельностью.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию,

анализируют,  делают выводы.

Коммуникативные: четко и полно

выражают свои мысли, при этом

прислушиваются к мнению остальных

участников диалога.

Личностные: овладевают навыками

работы с компьютером; работают

самостоятельно.

Этап3. Практикум

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

15 мин Долг бывает разный: родительский, патриотический, профессиональный, сыновний.

- Патриотический долг связан с защитой своего Отечества. Испокон веку воины защищали свою

родную землю от нашествия врагов.

-Знакомство с иллюстрациями:В.М.  Васнецов«Богатыри»,  В.И.  Суриков«Переход Суворова через

Альпы»

- Что вы видите на картине(опишите максимально)?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?

- Как ему это удалось?

Познавательные: выделяют

необходимую информацию,  умеют

работать по плану,  анализируют,

делают выводы.

Коммуникативные:уважают всех

участников диалога,  контролируют

действия друг друга.

8

Видеоролик песни из кинофильма«Офицеры» - «От героев былых времен»

- Какие мысли и переживания возникли у вас от просмотренного?

Работа в группах с текстами. Высказывание мнение группы классу.

1 группа: А. Барто«Любочка»

2 группа: Л. Толстой«Два товарища»

3 группа: ищет информацию в Интернете о волонтерах(ноутбуки)

4 группа: Л. Толстой«Старый дед и внучек»

Работа с пословицами.  Игра«Составь  пословицу».  Объяснение  смысла  пословиц. (запись в тетрадь,

проверка)

Любовь к Родине сильнее смерти.

Родина– мать, умей за нее постоять.

Первое в жизни– честно служить Отчизне.

Своя сторона не может быть холодна.

На чужой сторонушке солнышко не греет.

- Как Вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?

Вывод: не слепое следование нормам, а сознательное и добровольное выполнение своих обязанностей.

Регулятивные: контролируют

собственную деятельность,  при

необходимости внося коррективы;

способны к саморегуляции.

Личностные: принимают и осваивают

социальную роль обучающегося,

развиваются навыки сотрудничества.

Этап4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД

5 мин - Назовите одним словом вид долга:

1. Моральный долг– забота о детях(родительский).

2. Долг,  который выражается в защите своей Родины(патриотический).

3. Долг,  который связан с выполнением обязанностей по работе(профессиональный).

4. Помощь другим людям, забота о них без личной выгоды(бескорыстие).

Блиц-опрос:

1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)

2. Моральный долг связан со свободой? (ДА)

3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

5. Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)

8. Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)

10. Уметь благодарить- это норма? (ДА)

11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

12. Дети должны помогать родителям? (ДА)

Коммуникативные: выражают свои

мысли,  строят речевое высказывание.

Регулятивные: контролируют свои

действия,  соотнося их с действиями

учителя и одноклассников.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию,

анализируют,  делают выводы.

Личностные: имеют желание учиться,

проявляют интерес к изучаемому на

уроке.

Этап5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД

4 мин - Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1.Сегодня я узнал(а)…..

2.Я понял(а)…….

3.Я почувствовал(а)…..

Коммуникативные:  полно и грамотно

выражают свои мысли, правильно

строят речевое высказывание.

Регулятивные: осознают важность

полученных знаний.

9

4.Я научился(лась)…..

5.Я смог(смогла)……

6.Было интересно…..

7.Меня удивило…..

8.Мне захотелось…

9.Урок дал моей жизни…..

Познавательные: осваивают начальные

формы рефлексии.

Личностные: осознают важность

полученных знаний.

Домашнее задание

1 минута

Подберите2-3  пословицы,  в которых говорилось бы  о  долге человека.  Приведите примеры  выполнения морального долга из жизни,  фильмов,

художественной литературы.

1. Общая часть

Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс4

Тема урока Этикет

Планируемые образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные

Знание и понимание правил

этикета; знакомство с

основами этикета, его

значением в жизни;

формирование

первоначальных

представлений о

возникновении правил

этикета; осознание в

применении правил

этикета.

П. Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний,  умение

осознать недостаток информации,  осуществлять поиск и выделение

информации,  представленной  в разных формах(сплошной текст,

иллюстрации).

Р. Формировать и удерживать учебную задачу,  применять установленные

правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

ее реализации.

К. Умение соблюдать правила вежливого общения,  адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих,  оказывать взаимопомощь и

находить альтернативные способы в разрешении конфликтов.

Развитие этических чувств как регуляторов морального

поведения.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания

чувствам других людей.

Цель урока Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации,  выбирать нравственные формы поведения,  сопоставляя их с нормами разных

культурных традиций.  Познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить,  что такое правила поведения;  учить замечать

и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета;  создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Основные понятия,

изучаемые на уроке

Усвоение понятий: этикет, образец,  правила этикета, речь, нормы поведения, здравый смысл.

Средства ИКТ,

используемые на уроке

Компьютер,  Интерактивная доска,  презентации,  ноутбуки,  Интернет

Ресурсы

(информационные,

литературные, музыка,

искусство), используемые

на уроке

отрывок из журнала«Ералаш» «Почему мы так говорим?»

А. Л. Барто«В театре»

Г.Б. Остер«Вредные советы»

Мультфильм«Вини-Пух в  гостях у кролика»

Пословицы и поговорки по теме.

Стихотворения о правилах этикета.

Организационная структура урока

Этап1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

10

3 мин. - Прочитайте пословицы: (доска)

Знать сокола по полету,  а добра молодца по походке.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Не гляди на лицо, а гляди на обычай.

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

- Какие пословицы вам знакомы? Объясните смысл пословиц.

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Коммуникативные: обмен

мнениями,  выражают свою

точку зрения.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и

формулирование цели.

Личностные: Мотивация к

учебной деятельности,

желание учиться,  проявление

интереса к предмету.

Этап2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

10 мин. Беседа.

-  Какое общество нас окружает в течение дня?  Приведите примеры правил поведения,  которые вы при этом

соблюдаете.

- Каким словом эти правила можно обозначить? (этикет) Что обозначает это слово?

- Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731)

- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом«этикет». (презентация на доске)

-  Этикет уже был,  когда самого слова ещё не было.  Это воспитанность,  хорошие манеры,  умение вести себя в

обществе.  На  одном  из  пышных  и  изысканных  приемов  у  французского  короля  Людовика  гостям  вручали

карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.  От французского названия карточек–

«этикетка» -  и  произошло  слово этикет. И  хотя  это  слово  появилось  не  так  давно,  правила  поведения

вырабатывались многие сотни лет.  Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись  под названием

«Поучения  Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в

Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения.  Например: «Кодекс рыцарской чести». На

Руси  тоже  были  такие  книги.  Одна  из  первых «Поучения»  Владимира  Мономаха,  затем «Домострой»  и,

наконец, в1717г при Петре1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей

хорошим манерам.

- Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д.

-  Сегодня мы рассмотрим лишь несколько видов этикета,  и некоторые правила вы сможете определить сами.

Правил  этикета  множество,  запомнить  их  всех  очень  трудно.  Но  одно  правило  следует  помнить  твердо:

человек своим поведением,  внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Работа в группах. (учебник,  доп.  литература,  Интернет)

1  группа.  Внешность  и  одежда.  Приведите  примеры  соответствия  одежды  и  внешности  в  определенной

ситуации.

2 группа.Речь и этикет.  Приведите примеры приветствия и прощания; как говорить и слушать.

3  группа.  Вы в гостях.  Гости у Вас.  Приведите примеры правил приема гостей в Вашем доме.  Расскажите об

этикете гостя.

4 группа.  Правила поведения за столом.

План  работы:1.  Распределите  роли:  кто  что  будет  делать(  кто  будет  работать  с  учебником  с.56,  кто  с

костюмами) 2.  Внимательно  выслушайте друг друга и  составьте  ответ. 3.  Выберите выступающего,  можно

отвечать всей группой. 4. Покажите и объясните ситуации. 5. Ответьте на возможные вопросы.

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют

учебную задачу, осознают

недостаточность своих знаний.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации.

Личностные: проявляют

самостоятельность в поиске

решения задачи

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и слышать,

отвечать на поставленные

вопросы.

Этап3. Практикум

11

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

17 мин. Выступления групп.

1  группа Культура  внешности  человека–  составляющая  этикетных  ситуаций  общения,  поэтому  лучше

придерживаться  правил  приличия  в  отношении  внешнего  вида  и  помнить  слова  А.П.  Чехова: “В  человеке

должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

- Объясните, как вы это понимаете? Одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того

места,  куда вы хотите отправиться.

2 группа Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

· Что в речи мальчика было необычного?

· Все ли вам было понятно в его речи?

· Что вам показалось смешным?

· Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык

так разговаривать в повседневной жизни).

-Такие  слова,  как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка»,  относятся  к

молодежному жаргону– сленгу.

- Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

Четыре волшебных слова- ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ,  ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

- Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!» - здоровья желаю.

«Благодарю!» - благо дарю.

«Извините!» - признаю свою вину.  Прошу простить.

«Спасибо!» - спаси бог.

Волшебные  слова  приятно  слышать  каждому  из  нас.  В  них  нежность,  тепло  солнца,  все  оттенки  любви  и

света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает

ссор и обид. Речь– важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь гораздо эффективнее.

3  группа. Составляет правила поведения в гостях. Просмотр отрывка из мультфильма«Вини- Пух в

гостях у Кролика» .Получают стихотворения:

В гости вы приглашены– значит, вовремя должны

На двери нажать звонок– точно в названный вам срок.

Приготовь подарок. Кто подарок сделать рад,

Тот на выдумку богат!

Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей.

Не стесняйся,  улыбнись,  сесть за стол не торопись.

ЭТИКЕТ свой покажи– скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,

Головой гостям кивни,  чтобы видели они:

ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.

4  группа: Составляет правила этикета за столом. (можно сделать в виде презентации на ноутбуке)  Получают

стихотворения:

Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».

Жуёшь– закрытым рот держи. Проглоти– потом скажи.

Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,

Вилка есть при каждом блюде.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации из

материалов учебника и

рассказа учителя;  выделяют

необходимую информацию,

извлекая ее из услышанного

стихотворения,  в результате

анализа делают вывод.

Коммуникативные УУД:

способность работать в паре;

готовность слушать

собеседника и вести диалог;

эффективно сотрудничать с

учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают

свои знания, выделяют то, что

уже известно, и то, что

предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание

выполнить работу без ошибок,

понимают важность

соблюдения определенных

правил.

12

А в салате, видишь, - ложка. Положи себе немножко,

Не наваливай холмом: съешь– еще возьмёшь потом.

Не вытирай свой рот рукой– салфетка есть перед тобой.

Не вертись, спокойно кушай и не чавкай, словно хрюша.

Этап4. Проверка полученных результатов.  Коррекция

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД

10 мин. Индивидуальные задания. (Дети получают листы с надписями мама - сын,  приятель - приятель,  Учитель -ученик,  пожилой человек- мальчик и ищут подходящие слова приветствия)

- Прослушайте стихотворение А.Л. Барто«В театре». (аудиозапись)

- Назовите правила поведения в театре.

Заранее подготовленные ученики читают«Вредные советы» Г. Остера.

- Почему советы называют вредными?

- Зачем Г.Остер написал эти советы?

- Попробуйте прочитать их,  переделав для послушных детей.

Если ты пришел к знакомым,  не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно их под стол,  и там спокойно

Вытирайте ваши руки об соседские штаны.

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома— пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,  чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками— ложкой больше зачерпнешь.

Работа с пословицами в парах. Игра«Составь пословицу». Объяснение смысла  пословиц. (запись в тетрадь,

проверка)

Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает.

Слово больно ранит.

Встречают по одежке– провожают по уму.

В гости ходить– надо и к себе водить.

Гость не кость, за дверь не выкинешь.

Коммуникативные: умеют

слушать,  слышать и понимать

партнера,  отстаивают свою

точку зрения,  уважая при этом

партнера и самого себя.

Познавательные: применяют

полученные  знания  в

практической  деятельности,

анализируют,  сравнивают,

делают выводы.

Регулятивные: контролируют

и корректируют свои действия

и действия партнера.

Личностные:принимают и

осваивают социальную роль

обучающегося; развиваются

навыки сотрудничества.

Этап5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД

5 мин.

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1.Сегодня я узнал(а)…..

2.Я понял(а)…….

3.Я научился(лась)…..

4.Было интересно…..

Коммуникативные: полно и

грамотно выражают свои

мысли.

Регулятивные: осознают

важность приобретения новых

знаний.

Познавательные:оценивают

13

5.Меня удивило…..

6.Мне захотелось…

7.Урок дал моей жизни…

процесс и результаты своей

деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных знаний.

Домашнее задание Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока.

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета,  которые должен соблюдать каждый ученик.

1. Общая часть

Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4

Тема урока Любовь и уважение к Отечеству

Планируемые образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные

Осознание ценности

нравственности и

духовности в

человеческой жизни.

П. Извлекать информацию, представленную в разных формах(текст,

иллюстрации),  делать выводы.

Р. Самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану ,

сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность.

Формировать способность понимать и проявлять свои чувства

посредством слов.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  высказывать и

обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Формирование чувства гордости за свою Родину, историю,

российский народ,  становление гуманистических и демократических

ценностных ориентаций многонационального российского общества.

Формирование толерантного отношения к представителям разных

мировоззрений и культурных традиций.

Воспитание любви и уважения к Родине.

Цель урока Воспитание любви и уважения к Родине. Формирование чувства гордости за свою Родину,  историю,  российский народ,  становление гуманистических

и демократических  ценностных  ориентаций многонационального российского общества.  Формирование толерантного отношения к представителям

разных мировоззрений и культурных традиций.  Формировать умение взаимодействовать в команде,  группе.

Основные понятия,

изучаемые на уроке

Усвоение и понимание понятий: малая и большая Родина, ценность любви,  служение Отечеству, патриотизм, уважение,  народ.

Средства ИКТ,

используемые на

уроке

Компьютер,  Интерактивная доска,  презентации,  Интернет

Ресурсы

(информационные,

литературные,

музыка, искусство),

используемые на

уроке

М.Л. Матусовский«С чего начинается Родина?».

Отрывок из рассказа К.Д.Ушинского«Наше Отечество»

Пословицы и поговорки.

Выставка  книг  о  России,  флаг,  герб,  портреты  государственных  деятелей,  героев  России,  великих  людей,  репродукции  картин,  на  которых

изображены русские пейзажи(И. Левитан«Озеро.Русь»)

Организационная структура урока

Этап1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

5 мин. - Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.С. Пушкина (интерактивная доска)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг,  Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Коммуникативные:

обмениваются мнениями,

выражают свою точку

зрения.

14

Звучит песня«С чего начинается Родина?»

- Какие мысли и чувства возникли у вас при прослушивании песни?

- О чём поётся в песне?

- Родина начинается на пороге твоего дома, всё в ней нам близко, знакомо и понятно.  Родина нас объединяет.  А что для

вас означает слово Отечество? Отечество-  страна,  где родился человек.  Значит,  слова Родина и Отечество имеют одно

значение? Что слово Родина означает для каждого из вас? Почему мы Родину называем матушкой, мамой? Мы- дети

нашей Родины и она заботится о нас. Родина нас кормит, дарит красоту, одевает, бережёт.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запись в тетрадь темы урока.

Беседа с учащимися по вопросам:

· В каком государстве мы живём?

· Кто является президентом нашего государства?

· Назовите государственные символы.

· Какие еще государства вы знаете?

· А что такое государство?

· Что для вас значит быть гражданином своей страны?

· Как вы думаете, в чем заключается мораль гражданина?

Регулятивные: осознают,

что уже известно и что

предстоит усвоить.

Познавательные:

анализируют,  делают

выводы,  выделяют

познавательную цель.

Личностные: имеют

желание учиться,

проявляют интерес к

изучаемому на уроке.

Этап2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

10 мин. Прослушивание отрывка К.Д. Ушинского «Наше Отечество» (тексты на партах)

Наше отечество, наша родина– матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку

отцы о деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней

для нас родное; а матерью– потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему

языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме  России всяких хороших

государств и земель, но одна у человека родная мать– одна у него и родина.

- Почему мы зовем Россию Отечеством?

- Почему мы зовем нашу страну Родиной?

- Как еще К.Д. Ушинский называет Россию?

-  Почему?

Россия-  какое красивое слово.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Тебя по-славянски назвали Россия.

Работа по учебнику.

-  Ребята,  скажите,  что нас всех объединяет?  Ответ можно найти в учебнике на с. 63.  Любовь к своей семье,  к близким

людям, к своей малой и большой Родине.

- А что такое любовь? Любовь– основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Но если он

останавливается  только  на  этом  чувстве,  то  превращается  в  эгоиста.  Настоящая  любовь  начинается  с  бескорыстной

любви к ближнему.

- Что значит бескорыстная любовь? Это когда за свою любовь, вы ничего не требуете взамен.

- Подумайте, что вы уже сейчас можете сделать для других?

Моя Родина– Россия– это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических

сражениях. Моя Родина– это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина– это традиции и

культура моих предков.

Коммуникативные:

эффективно сотрудничают

с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознают,

что уже известно и что

предстоит усвоить.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию,

создают алгоритм

собственной деятельности.

Личностные: имеют

желание учиться,

развивается учебная

мотивация,  умение работать

самостоятельно.

15

Культура нашей страны росла и укреплялась,  питаясь от разных духовных традиций.  Традиции похожи на корни.  Чем

корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

Вывод: Если мы будем знать культуру своего народа, культуру других народов, мы сможем эти сходства установить,

узнать. А это, в свою очередь поможет людям жить в дружбе, согласии и взаимопонимании друг с другом. А когда в

стране царит мир и согласие,  наша страна становится сильнее.

Этап3. Практикум

Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД

13 мин. Работа в группах:

1группа– объясните и обоснуйте в чём заключается долг перед Отечеством?

2 группа–  как вы понимаете,  что такое свободная страна?

3 группа– объясните выражение «трудиться на благо Родины»

4 группа– в чём смысл «нести ответственность перед Родиной»?

Просмотр презентации к уроку из электронного приложения, беседа.

- А что мы можем сделать для своей Родины? (Защищать от врагов, беречь её леса, поля, реки.)

Сделайте  мир вокруг себя  чище,  добрее,  справедливее,  и  вы  сделаете  лучше себя,  вы  почувствуете,  как  возрастает  в

мире любовь, как изменилась наша страна. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, к стране. И все это

называется патриотизмом.

-  Научить патриотизму,  как учат математике и физике,  нельзя.  Чувство Родины–  это не заучивание перечня правил и

положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы

видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

Игра :«Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку

друг за другом. Один человек– водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что

отдашь Земле родной?».  Водящий должен сказать,  что он сделает для Родины,  когда вырастет,  например:  посажу сад,

буду строить красивые дома,  буду помогать больным.  После его ответа все поднимают руки,  и ребёнок проходит под

поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют

новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

Коммуникативные:  умеют

слушать,  слышать и

понимать партнера; умеют

договариваться.

Регулятивные:

контролируют свои

действия, соотнося их с

действиями учителя и

одноклассников.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию,

анализируют,  сравнивают,

делают выводы.

Личностные: развиваются

навыки сотрудничества.

Этап4. Проверка полученных результатов.  Коррекция

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД

12 мин. - С чего начинается Россия? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы сделать ради нее. Что значит любить

Родину,  любить  своё  Отечество?  Защищать,  уважать,  ценить,  беречь,  заботиться,  украшать,  гордиться,  любить  свою

семью,  ближнего своего,  друзей,  одноклассников.

- Кем гордится каждый человек нашей Родины? (презентация «Гордость земли Русской»)

Примерные ответы:  Ю.А. Гагарин-  первый космонавт,  А. Невский,  Владимир Красное Солнышко,  А.С. Пушкин,  нашей

Армией, фронтовиками, героями труда и т.д.

- А что значит уважать Отечество? Примерные ответы: Помнить о прошлом. Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей.  Быть гостеприимным.  Изучать историю своей Родины.

- Так что же сохранит наше Отечество? Любовь. Свобода. Милосердие. Долг. Справедливость. Уважение. Забота и т.д.

- И помните, ребята, наше будущее в наших руках. А будущее нашей страны зависит только от вас!

-  А сейчас вас ждёт интересное задание:  на ваших индивидуальных листах написаны пословицы.  Объедините попарно

пословицы и поговорки, сходные по смыслу. Объясните свой выбор.

И пылинка родной земли– золото.

Родная земля и в горсти мила.

Если дружба велика, то и Родина крепка.

Коммуникативные:

уважают всех участников

диалога,  контролируют

действия друг друга.

Регулятивные:

контролируют свои

действия, соотнося их с

действиями учителя и

одноклассников.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию,

анализируют,  сравнивают,

делают выводы.

16

Народное братство дороже всякого богатства.

Для родины своей ни сил,  ни жизни не жалей.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Выполнение теста по теме урока (интерактивная доска)

Личностные: принимают и

осваивают социальную

роль обучающегося

Этап5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД

3 мин.

- Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история.  Общие законы.  Общий язык.  Но важнее

всего–  общие ценности,  духовные традиции.  Человек остается  человеком,  пока он ценит  и бескорыстно заботится  о

близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Рефлексия:

– Итак, ребята, давайте подведём итог(на слайде появляется вертикально расположенное слово ИТОГ):

Интересно

Творчество

Обучились

Главное

–Что вам сегодня было интересно на уроке?

– А что творческого было на уроке?

–А чему вы обучились на уроке?

– А что главное было на уроке? (Главным было то, что все мы разные, но  живем в одной стране. Нас всех объединяют

духовные традиции и любовь к Отечеству.  Мы должны любить,  уважать, заботиться о своём Отечестве!)

И закончить наш урок я хотела бы такими словами:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте Родину мою”.

Коммуникативные: полно и

грамотно выражают свои

мысли.

Регулятивные: осознают

важность приобретения

новых знаний.

Познавательные:

оценивают процесс и

результаты своей

деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных

знаний.

Домашнее задание

2 мин.

Найти информацию о людях,  причисленных к лику святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Технологическая карта по светской этике 4 класс по теме "Что значит быть моральным?"

Технологическая карта к уроку светской этике "Что значит быть моральным?"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  Дидактические:1) дать представление о п...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...