Конспект урока по ОРКС в 4 классе "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Исайкина Нина Николаевна

Конспект урока по ОРКС в 4 классе. Тема "Милосердие и сострадание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Милосердие и сострадание.

Цель урока:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Задачи:

Предметные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, цветы для «Дерева Милосердия».

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте наши уважаемые гости!

- Ребята посмотрите в окошко, как ярко светит солнышко. Пусть оно своим лучиком коснется вас и передаст вам хорошее настроение, чтобы у вас на сердце стало тепло и весело. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день. (1 слайд)

2. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

 (2 слайд):

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Какова наша тема урока?

Ответы детей.

(3 слайд)

-Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.

3.Актуализация знаний.

1) Выявление знаний детей.

- Как вы понимаете слово «милосердие»? Что это такое?

(Ответы детей).

-Выделите корни в слове «милосердие». (Милость, сердце)

-Милосердие – это сердце, которое милует, любит, жалеет. 

(4 слайд).

2) Работа с толковыми  словарями  Даля, Ожегова.

 -Милосердие – милое сердце, милующее сердце. Сострадание – умение переживать за другого человека. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работаем по группам: 1 вариант работает со значением слова «милосердие», 2 вариант – со значением слова «сострадание». Зачитайте значения слов. (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

  Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека (5 слайд).

-Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

3) Опора на опыт детей.

-  Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?

- Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.

4. Работа по теме.

1) Вступительное слово учителя.

-Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» (6 слайд ) Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». (7 слайд)

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. 

2) Словарная работа.

-Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:

 (8 слайд )

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком

Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают едино

ерцами.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи

3) Притча о добром самарянине.

-Откройте учебник на стр.42.Давйте прочитаем притчу о добром самарянине и попытаемся понять, что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.  Приготовьтесь ответить на вопросы.

 - Какое несчастье произошло с человеком?

-Как вели себя прохожие?

-Кто помог несчастному?

(Дети читают текст в учебнике.)

4) Беседа.

-Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

- Какое несчастье произошло с человеком?

-Как вели себя прохожие?

-Кто помог несчастному?

-Чему учит эта притча? (Мы должны оказывать милость любому человеку, который нуждается в нашей помощи.)

Вывод:

-Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же». (9 слайд)

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде.

 (10 слайд)

 -А также тот, кто нуждается в твоей помощи. (11слайд)

 -Если человеку больно, неважно, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

-Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

5  Сценка «Сказочка о счастье».

- А сейчас посмотрите сценку из жизни одного короля. Будьте внимательны, после сценки вам надо будет ответить на мои вопросы.

                                  Сказочка о счастье.

Автор:

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:

Король:

«Нельзя так жить!» -

Автор:

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

Девочка:

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Король:

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Автор:

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

Солдат:

- О, мой король,

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

Автор:

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Старушка:

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

Король:

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Автор:

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

Король:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

Автор:

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал:

Старец:

«Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя, согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь…» -

Автор:

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

6) Беседа по сказке. 

1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

2. Как вы думаете, почему изменился король?

3. Чему нас учит эта сказка?

Совет. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

7)Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

8) Знакомство с понятиями «подаяние», «милостыня».

 -Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.

  (12 слайд)

- Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

  А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.

(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)

- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? (13 слайд )

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». (14 слайд)

-Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

- Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

-Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

-В каком конкурсе мы участвовали с вами в ноябре? (Конкурс рисунков «Все мы разные, но все мы вместе!»)

- О чем вы хотели сказать своими работами? Как вы относитесь к таким людям?

- Какие добрые дела вы можете совершать или уже совершали в школе, в классе?

(Ответы детей. Заботимся о птицах, о растениях, бережем школьное имущество, лечим учебники, вежливо общаемся со взрослыми, следим за чистотой, помогаем малышам, детям-инвалидам и т.д.)

9) Игра «Лучики добра».

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. Игра называется - «Лучики добра» (Передавая сердечко друг другу, называем добрые слова).

10) Знакомство с понятием «жестокосердие».

-Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас я вам прочитаю два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Я.П. Полонский

НИЩИЙ

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

М. Ю. Лермонтов

-Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какие качества души в нем проявляются? О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»? Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Как стать добрым? В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?

-А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. И наоборот, отнимешь у кого-то игрушку – бывает после этого весело?

Вроде бы и желаемое получил, а радости от этого нет. И играть не интересно.

-А чтобы было жить легче по совести, я предлагаю вам в помощь памятку жизненных правил. (15 слайд )

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь приходить на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

5. Закрепление, обобщение по теме.

1) Работа с пословицами.  (16 слайд )

- Объясните, о чём сказано в поговорках.

Живи добрее, будешь всем милее.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не творит не кому.

2) Работа в парах.

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

6.Рефлексия. Подведение итогов урока.

1)- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе? А когда вы сами творите добро?

- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

 2)Практическая работа-игра «Корабль Добра»

- Мы сегодня много говорили о примерах добрых дел. А теперь подумаем какие добрые дела нас ждут впереди.

-Перед вами корабль – символ нашего класса. Он несет нас по бурным волнам жизни. Мы превратим его в корабль Доброты. Но для этого нужно поднять его паруса, наполнить их энергией добрых дел.

- Сделайте милость, напишите на парусах доброе дело, которое вы смогли бы сделать уже сегодня или в ближайшие дни.

(Дети пишут и прикрепляют к рисунку на доске)

3)- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

- Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глаза, улыбнитесь и передайте тепло ваших душ через ладошки. (17 слайд )

- А теперь постарайтесь передать это тепло нашим гостям. (Дети вручают самодельные подарки в виде сердечек гостям урока).

4)Д.з. Нарисуйте рисунки  по теме «Милосердие и сострадание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКС "Справедливость"

Урок "Справедливость"  по спецкурсу "Основы светской этики" расчитан на учеников 4 класса. На уроке ребята научатся справедливо оценивать свои поступки и поступки своих друзей, познакомятся с при...

Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"

Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности....

Конспект урока по ОРКСЕ в 4 классе

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе, на тему "Крещение"....

Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"

Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...

Конспект урока по ОРКС "Буддийские дацаны"

Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Материал включает презентацию для детей по основам буддийской культуры и религии.Иллюстративный материал способству...

Конспект урока по ОРКС "Буддийские праздники"

На уроке мы должны узнать о главных праздниках буддистов.Иллюстративный материал способствует более полному пониманию и усвоению данной темы. Целевая аудитория: для 4 класса....

конспект урока ОРКС

конспект урока ОРКС "Пасха"...