работа с иллюстрацией на уроке опк
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

как работать с картинами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_illyustratsiey.docx117.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:           ИКОНА

Тип урока:            Урок изучения нового материала.

Цель урока:           Формирование  понимания значения икон для христиан.

Задачи урока: 

Обучающая: углубить представление об иконе; познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.

Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

В области формирования УУД: 

познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.

Планируемые результаты урока:

Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

Предметные: имеют представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».

Метапредметные: 

- Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

- Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;

- Получат первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Получат первоначальные навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока.

Рабочие материалы к уроку:

  • Мультимедиапроектор, компьютер.
  • Презентация «Икона».
  • Учебник  «Основы православной культуры»
  • Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника).
  • Карточки с   домашним заданием.

В ходе урока учащиеся узнают:

- Что такое икона.

- Кого изображали на иконах.

- Отличие иконы от живописной картины.

  • Раздаточный материал для сравнения «Картины – Иконы».
  • Карточки «Отличия иконы».

- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.

                               

                                   

Анализ иллюстраций иконы и картины «Александр Невский».

- Рассмотрите изображения на экране. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты).

- Какое изображение выпадает из этого ряда и почему? (3 - Икона)

- Какая задача встала перед нами? (как отличить икону от картины)

- Что мы сейчас будем делать? (учиться сравнивать и находить отличия иконы от картины).

3) Работа с учебником и раздаточным материалом (иллюстрации икон и картин).

         

Отличия (вывешиваются на доске по мере нахождения):

1.        Свет: золотой, свет, Божественный свет

2.        Нимб: знак Божьей благодати

3.        Гармония: нет беспорядка, линии прямые, чёткие.

4.        Нет заднего плана и линии горизонта. Предметы на переднем плане меньше, на заднем – крупнее, линии не сходятся вдали: обратная перспектива – не мы смотрим на Бога, а Бог смотрит на нас.

5.        Нет теней.

6.        Лики святых: мудрость, любовь, радостопечалие.

- Давайте подведём итог, чем отличается икона от живописной картины? (список на доске)

 Ребята перед нами икона святого Александра Невского.

Вопрос: Что такое икона?

Ученик: Икона это образ предмет поклонения

Икона это живописное изображение Бога, святого или святых.

Икону можно читать потому, что в ней много символов, которые объясняют нам, что именно изображено на иконе. В иконописи нет слова «лицо» есть – «лик», не земной, а духовный облик видит молящийся, когда стоит перед иконой.

Вопрос:  Как же писались святые образы?

Ученики отвечают.

  1. Лица удлиненные, вытянутые, неправильные черты.

Вопрос:  При каком свете стоит рассматривать икону?

  1. При свете свечи, так как свет свечи преображает пространство иконы, а еще свеча символ молитвенного порыва, устремление к Богу.

           Ребята кто может описать  икону?

Ученик описывает.

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником значит, что он княжеского рода.

  • Под  мантией  кольчуга, он воин, полководец.
  • Меч в руке – указание на духовную брань.
  • Над головой золотой нимб – это знаки божественного присутствия. Святости.
  • Лик – спокойный, но и печальный, отрешенный от всего земного.

Учитель :   На  иконах изображали вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности, а взгляды были неотрывными на века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ.

Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ....

Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения во 2 классе

Использование иллюстраций на уроках чтения является обязательным условием осознанного изучения учащимися художественного текста.Приёмы работы с иллюстрациями на уроках литерРаскрывая некоторые приёмы ...

Работа с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ

Пример работы с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ содержит вопросы учителя и примерные ответы детей....

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ

В данном метериале представлен фрагмент урока по работе с иллюстрацией "Чудотворные иконы Божьей матери"...

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией.Тема "Пасха".

Цель урока: объяснить ученикам значимость Светлого Христова Воскресения — Пасхи как главного праздника православных христиан; познакомить с Евангельским сюжетом, повествующим о воскресении ...

Презентация на тему "Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения"

Презентация на тему "Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения"...

Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....