Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Спиридонова Валентина Федоровна

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_illyustratsiey_spiridonova_vf.docx302.83 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль   «Основы православной культуры».

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией (Спиридонова В.Ф.)

ТЕМА УРОКА:  ИКОНА.

Цель работы:

-постичь глубину духовного содержания икон;

-пробуждать у детей чувства уважения к таланту иконописцев, к их мастерству;

-развивать чувство эстетизма через изучение древнерусских икон;

-развивать познавательные и творческие способности;

- способствовать воспитанию уважения и любви к истории своей Родины.

Задачи:

-раскрыть смысл иконописного изображения;

-показать связь прошлого и настоящего;

-расширить словарный запас и кругозор обучающихся;

-получить эстетическое наслаждение от общения с древней духовной культурой.

Оборудование:

учебник; компьютер; презентация; репродукциия иконы «Богоматерь.  Умиление» («Белозерская»).

Ход работы.

1. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

- Посмотрите внимательно на эти изображение. Как они называется? /иконы/

- Почему вы так решили? Докажите своё мнение.

(1. Условность, некоторая искаженность реальных форм и символичность. 
Плотское умаляется в иконе, и проявляется духовное. Удлиненные пропорции фигуры, отсутствие объёмности. В иконе отсутствует тяжесть, вес, свойственный предметам нашего мира. 
2. Обратная перспектива. 
Картина построена по законам прямой перспективы точка схода находится на линии горизонта, и она всегда одна. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке. Так находит своё выражение идея явления мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. 
3. Отсутствие внешнего источника света. 

Свет как бы изнутри иконы, от самих ликов и фигур, из глубины их – сущность святости. Икона светоносна, и этот принцип базируется на богословским евангельском свидетельстве о Преображении Господа нашего на горе Фавор. Православный нимб - нетварный свет Божества, родившийся в сердце святого и составляющий единое целое с его преображенным телом. 
4. Цвет в иконе выполняет исключительно символическую функцию. 
Красный цвет на иконах мучеников символизирует жертвенность, или царскую власть. Золото - символ нетоварного света, который имеет совершенную иную природу, чем остальные физические вещества. Отчего его невозможно передать с помощью краски. Золото на иконах противоположно идее о земном золоте, богатстве. Существуют также и цвета, заменяющие присутствие золота на иконе - охра, красный и белый цвета. Черный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю. 
6. В иконе отсутствует время. Все события происходят единовременно. 
Зачастую на одной иконе изображаются несколько различных сюжетов, иногда это сцены жития одного святого, иллюстрирующие весь его путь от рождения до упокоения. Так передается причастности иконы миру вечности, где всё открыто в единое время, а вернее, - время просто отсутствует. В картине, напротив, происходит в одной временной плоскости. 

- Итак, разница между каноничной иконой и картиной очевидна:

главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную сторону мира, открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, поспособствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы или славословия, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.

Давайте  сегодня окунёмся в эти произведения, постараемся почувствовать то, что чувствовал автор, создавая эти иконы, что чувствует человек, который глядит на них и обращает  к ним свои молитвы. Почему так а не иначе автор изобразил на них святых, что он нам хотел сказать.

http://www.littleone.ru/public/img/articles/more/travelchild/article_1862/article_1862_1481671851905_22.jpg

Перед вами первая икона.  

- Кто изображается на иконах?  (На иконах изображаются святые, ангелы, архангелы, Богоматерь, Христос, апостолы. Все это герои Священной истории, описанной в Священном Писании — Библии. На этой иконе изображена Богоматерь с ребенком — младенцем Христом.)

 - А на этой? (Мария, мать ИСУСА)

-  Как изображали Богоматерь на иконах? (Иконописец не был волен выбирать, как ему писать тех или иных героев. Были строгие правила, как кого изображать. Существовало несколько вариантов, как изображать Богоматерь. Этот тип изображения называется «Умиление» — Дева Мария и Младенец прижались друг к другу — щека к щеке, сын нежно обнимает маму.

 - Кем создавались иконы? (Иконы создавались иконописцами. Так как считалось, что иконописец не сам пишет, а его рукой водит Бог, то древние иконы не имели авторства, подписи. Прежде чем начать писать, иконописец готовился — молился, старался делать только хорошие дела, иметь только добрые мысли. Бывало, что он уходил подальше от людей к отшельникам или принимал какой-то обет на время написания, например, молчания. Сначала в иконе писалось «доличное», и в самую последнюю очередь писались руки и лик, после чего икона становилась уже образом).

 - Почему младенец выглядит совсем стареньким, как будто старше мамы? (Часто младенец на иконах выглядит совсем не малышом, а маленьким старичком. Говорят, это потому, что хоть он и младенец, но он сын Бога, и все несовершенства мира перед ним раскрыты заранее, и собственная печальная судьба — а Христос погибнет в 33 года — известна заранее).

-  Почему Богоматерь такая грустная? (Богоматерь на иконах иногда выглядит действительно грустно. Мы уже говорили, что эмоции мало свойственны «героям» икон, но Богоматерь — самый человечный персонаж, к тому же не Руси она была очень почитаема. Одна из версий этой грусти — Деве Марии заранее открылись, как и младенцу Христу, те события, которые произойдут через 33 года, и она печалится и о сыне, и о всем несовершенном мире).

Эта икона Богоматерь Умиление («Белозерская»).  Создана  в I пол. XIII в.

Увидеть её вы можете в Государственном Русском музее, г.Санкт-Петербург.

Происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске, ранее находилась в церкви во имя Василия Великого тоже в Белозерске. Отсюда именование иконы.

История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. Вернее всего можно предположить, что ее писал приезжий греческий иконописец или некий русский ученик, прошедший основательную выучку у византийского мастера. Возможно, Богородичную икону писали и не в Белозерском княжестве, в каких-то близлежащих землях: большую по размерам икону навряд ли везли издалека.

   Открытые ноги и руки Спасителя можно понимать как указание на Его жертву, как символический образ жертвенного агнца. Правой рукой Пречистая Дева поддерживает Своего Сына, а левой указует на Него.

Икона из Белозерска содержит несколько характерных индивидуальных особенностей. Икона белофонная – редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяется фигура Богоматери и её Сына, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с Богоматерью. Он показан скорее не младенцем, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме.

В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов Михаила и Гавриила. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле – три святые жены, чьи лики не поддаются конкретизации. Все эти ветхозаветные святые и праведники, предрекавшие приход с мир Мессии, составили основание христианской Церкви. Медальоны, в которые заключены пророки – ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы.

Лаконичный , графически четкий силуэт  Марии подобен силуэту храма; очертания головы Богоматери, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминает купол. Изображение Христа вписано внутрь контура полуфигуры Богоматери; их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Младенец сидит на правой руке Богородицы. Ее кисть изображена подчеркнуто плоскостно, не поддерживающей младенца, а как бы бережно прикасающейся к его телу.  Движения рук Богоматери образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также и жестам и движениям младенца».

Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета. Белый фон на языке иконописи трактуется как символ чистоты и девства, и как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматери пурпурный мафорий: указание на то, что она представлена как Царица Небесная.

Обобщенный смысл «Богоматери Белозерской воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Завета.

- Что вас тронуло в образах Святых этой иконы?

-  Что чувствуете, глядя на икону?

- Сумел ли художник передать вам, что изобразил не обычных людей, а святых? Как считаете, почему ему это удалось?

-  Захотелось ли вам обратиться со своими просьбами, проблемами к этим Святым?

 - Зачем нам, современным людям иконы. (Человек рождается, живет и умирает.  Проходят годы, и часто, человек понимает, что шел не туда, что много ошибок сделал, что хотел то совсем другого. Зов души, тяга к духовному - это часто и радость и печаль. Радость от того что, мы нашли куда идти, а печаль от того, что мы поняли это только сейчас, потеряв долгие годы. Иконы в нашей жизни – как «маятники», они светят нам и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни. Икона способствует тому, что бы мы заглядывали внутрь себя, и искали в себе те высокие части, которые способны духовно развиваться и идти к Всевышнему. Икона меняет человека. Человек, стоя перед иконой, может ощутить присутствие образа святого. Это может выражаться по-разному. Кто то чувствует исходящее тепло или свет, кто то ощущает взгляд святого не себе, причем взгляд может отражать разные эмоции: от скорби и укореняя, до благодатной радости и прощения. Икона в доме (на работе) способна удержать человека от злобы и гнева, от плохих дел и поступков, вспоминая о которых ему потом может стать постыдно и о которых он потом будет жалеть. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе в Божественному. Икона – это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе – есть почитание святого. Икона – это проекция мира божественного в наш мир. Икона - это окно, и в тоже время дверь в мир духовный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ

В данном метериале представлен фрагмент урока по работе с иллюстрацией "Чудотворные иконы Божьей матери"...

Конспект урока + презентация по математике. Тема урока: "ВЫЧИТАНИЕ «КРУГЛЫХ» ДЕСЯТКОВ" (УМК "ПНШ", 2 класс).

Цели деятельности учителя:Создание условия для уточнения способа вычитания «круглых» десятков;содействие развитию умений решать задачи, сравнивать числовые выражения; развитие логичес...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...