Конспект урока ОРК для 4 класса по теме "Хранители преданий"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Зюлина Любовь Владимировна

План - конспект урока по Основам мировых религиозных культур 4 кл.по теме "Хранители преданий". На уроке используются  технологии критического мышления, ИКТ. Применяется групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zyulina._ork._hraniteli_predaniy.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Цель урока: сформировать представление о хранителях предания в религиях мира.

Задачи:

Дидактические: познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;

Развивающие: развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;

Воспитательные: способствовать формированию толерантного, уважительного отношение к мировым религиям.

                                                                                                                                            Формы и виды учебной деятельности:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации,  работа в группах

Основные понятия:

жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.

Оборудование: учебник,   компьютер, проектор,  презентация к уроку,  раздаточный материал.

План урока

  1. Организационный момент  
  2. Проверка домашнего задания. Повторение

 -Какие  священные тексты были первыми?  

Микс + Релли Робин: - О каких священных книгах вы узнали на прошлом уроке?

- Сейчас вы под музыку двигаетесь по всему классу. Когда музыка остановится, вы образуете пару. Далее работаете в парах. Вы должны назвать одну из священных книг и сказать какой религии она принадлежит.  

-  Какую священную книгу назвал твой партнер?

Садятся на места.

- Какая священная книга вас самих заинтересовала больше всего? Почему?

- Где вы встречали священные книги?

- Кто дома рассказал родственникам о священных книгах религий мира?

- Что особенно заинтересовало их в твоем рассказе?

3.Актуализация знаний уч-ся. Постановка проблемного вопроса

- Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет?

- Посмотрим фотографии. Кто изображен на них?

-  Подсказали   эти фотографии  о чем  мы будем говорить на уроке?  

(Учащиеся высказывают свои версии и называют тему урока)

4.Изучение нового материала.

Вопросы урока. Постановка задач урока.

У себя в тетрадях отметьте знаком « +», если вы точно знаете ответ на мой вопрос, «-»   - не знаю или слышу впервые, «0» - ваши знания требуют уточнения или дополнения.  

  • Когда появились хранители предания?
  • Кто такие жрецы?
  • Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины)?
  • Что такое иерархия в христианской церкви?
  • Как  организована мусульманская община?
  • Что такое  буддистская сингха?

Обобщение высказываний учащихся. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как называются хранители религиозных традиций в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, а также о том, кого иудеи называют мудрецами; познакомиться с организацией мусульманской и буддийской общин, иерархией христианской церкви.

5.Обсуждение . Работа в группе

 Синг Раунд Робин (проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз)

От какого слова образовалось слово «хранитель»?

Подберите однокоренные слова к слову «хранитель»

Разберите  слово  «хранитель» по составу

- У вас на  цветных карточках записаны  3 вопроса, на которые вы сейчас даете ответы. У вас 2 минуты.

- От какого слова образовалось слово «хранитель»?

- Подберите однокоренные слова к слову «хранитель»

-  Разберите  слово  «хранитель» по составу.  

- Уточним значение слова «хранитель» ( Слайд 7)

- А что «могут хранить» в религиях мира?

Встают ученики, сидящие под №4 и отвечают.

6.Чтение материала из учебника  самостоятельное чтение вступительной статьи.  

Как только возникли религии, появились и те, кто хранил религиозные ритуалы, предания. Часто только они могли совершать священные действия. В древних религиях такие люди обычно назывались жрецами, т. е. служителями.

7 .Краткая беседа по содержанию  прочитанного:

- Когда возникли хранители преданий?

- Что они хранят?

- Кто такие жрецы?

- Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?  

8. Работа в группах.

-Продолжаем работать в группах. РАФТ

(На столах таблички:«Мудрецы иудеев», «Христианские священнослужители», «Буддийская община», «Мусульманская община».   Каждая группа получает карточки  с планом  работы и таблицей.)

План работы 1 группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. Записать на белом листе бумаги маркером.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице на доске, прикрепив свои записи.

МУДРЕЦЫ ИУДЕЕВ

Библия повествует: когда древние евреи заключили Завет с Единым Богом, они поручили одной семье совершать все священнодействия в Иерусалимском храме. Позднее всё большее место в жизни иудейской общины стали играть мудрецы, которые объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания закона. Верующие евреи стали называть таких знающих  людей раввинами, т. е. учителями.

- По каким предметам на рисунке можно догадаться, что это раввин?

- Голову раввина покрывает накидка. На голове под накидкой коробочка с молитвами. Как называются эти предметы?

План работы 2 группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. Записать на белом листе бумаги маркером.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице на доске, прикрепив свои записи.

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА

В исламе нет церковной организации. Все  мусульмане — это большая единая община — умма. Она то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии. Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям — имамам (в буквальном переводе - предводителям). Большим почётом среди них пользуются люди, которые помнят Коран наизусть (хафизы), а также те, кто могут читать его по специально установленным правилам.

Вопросы:

- Как называется мусульманская община?

- Кому мусульмане доверяют возглавить молитвы?

- Какой религиозный обряд исполняют люди, изображенные на рисунке?

- Кто изображен на переднем плане?

План работы 3 группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. Записать на белом листе бумаги маркером.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице на доске, прикрепив свои записи.

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ.

Согласно христианскому учению, Иисус Христос основал церковь, т. е. собрание всех верующих в него, которые составляют одну большую семью. Все вместе они хранят память о Христе и его учении.

Ученики Христа, апостолы, рассказывали о нём людям. В тех городах, где появлялись новые общины христиан, апостолы оставляли епископов. Это слово в переводе с греческого означает «надсматривающий». Епископы совершали богослужения, проповедовали, заботились о своих общинах. Позднее для помощи епископам появились священники и диаконы.

В Христианской церкви епископы, священники и диаконы образуют иерархию. На верхней её ступени находится епископ, на нижней — диакон. Подниматься по ступенькам иерархии можно только последовательно: сначала нужно стать диаконом, потом — священником и только потом — епископом.

Вопросы:

-Кто является хранителем предания в христианском учении?

-Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

-Что вас особенно заинтересовало в новом материале?

План работы 4 группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. Записать на белом листе бумаги маркером.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице на доске, прикрепив свои записи.

БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА.

В буддизме важную роль играет буддийская община — сангха  (собрание).  Иногда    так    называют    всех  верующих буддистов, но чаще сангхой называют только общину буддийских монахов, т. е. людей, которые отказались от семьи, имущества, носят особые оранжевые одежды   и    живут  на    пожертвования.   По преданию, первая сангха была организована самим Буддой и его 18 ближайшими учениками.   Позднее во  многих  странах   среди   буддийских    монахов   особым   почётом  стали пользоваться ламы (от слова «высший») — авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой.

Вопросы:                                                                                                                                         -Что в буддизме называется «сангхой»?

-Кто хранит религиозные традиции буддистов?

-Что вас особенно заинтересовало в новом материале?

9. Выступление групп.

Христианская культура, мусульманская, буддийская, иудейская.

Учащиеся представляют свои записи и рассказывают о «хранителях», сравнивают свои таблицы и на слайде. По мере выступления заполняется таблица.

Христианская культура

Исламская культура

Буддийская

культура

Иудейская культура

Христианские священно

служители

  •  Апостолы
  •  Епископы
  •  Священники
  •  диаконы

Мусульманская община -                      Умма

  •  Имам– предводитель
  •  Хафиз– знающий наизусть Коран

Буддийская община - Сангха

Лама – религиозный учитель

Мудрецы иудеев

Раввин   т.е. «учитель»

  1. Рефлексия.  Стё зе класс

Выполнение задания на карточках: «Вставь слово»

(Каждый ученик выполняет индивидуально, затем молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить себе идей (слов) других учеников. Затем сверяют правильные ответы на экране)

Во всех религиях есть люди, которые отвечают за хранение традиций, выполнение священных действий.

В древних религиях -это __________________  , что означает «служители».

В иудаизме большую роль играют мудрецы, которых называют ________________,                                                            что в переводе значит  ____________________________                

Диаконы, священники,  ____________________  - хранители предания, традиций в христианстве. Все вместе они составляют церковную   ________________________,                                             т. е. священную власть (от греч. hieros — священный и arche — власть).

Исламская община называется ____________  . Самые грамотные её представители называются __________________ , что в переводе означает____________________.

Буддийская община называется  сангха, что в переводе означает  ______________.            

Особым почетом в общине пользуются  __________________  (от слова «высший»).

(Проверка) Проверьте свои ответы с ответами на слайде.

Во всех религиях есть люди, которые отвечают за хранение традиций, выполнение священных действий.

В древних религиях –это  жрецы, что означает «служители».

В иудаизме большую роль играют мудрецы, которых называют раввинами.              что в переводе значит « учитель»                  .

Диаконы, священники, епископы - хранители предания, традиций в христианстве. Все вместе они составляют церковную иерархию, т. е. священную власть (от греч. hieros — священный и arche — власть).

Исламская община называется умма. Самые грамотные ее представители называются  иммамами , что в переводе означает «предводитель».

Буддийская община называется  сангха, что в переводе означает  собрание            .

Особым почетом в общине пользуются  ламы (от слова «высший»).

Итог урока:

- Вернемся к нашим записям в тетради. Сможем ли мы теперь ответить на поставленные вначале урока вопросы?

  • Когда появились хранители предания?
  • Кто такие жрецы?
  • Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины)?
  • Что такое иерархия в христианской церкви?
  • Как  организована мусульманская община?
  • Что такое  буддистская сингха?

У кого остались «-» в тетрадях?  А кто поставил сейчас «+»? Молодцы!

-Посмотрите на фотографии. Назовите хранителей религий, попробуйте определить, чем они заняты.

- О чем могут разговаривать, что обсуждают между собой хранители разных религий? Какие проблемы в мире их одинаково беспокоят?    

(Слайд)                                                

11. Домашнее задание по выбору

- Рассказать близким о хранителях преданий в религиях.  

- Найти и предложить нам свои иллюстрации к тексту учебника.

Использованная литература:

  1. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Л.Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарев, А.А.Ярлыкапов. -2 изд.-М.: Просвещение, 2012  
  2. Левитский А.В.

Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург,2011

  1. Методические рекомендации для учителя по составлению рабочих программ, тематического планирования модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Составители: Аристархова Е.В., Гаврилова Г.Н., Юнг Е.Л. – методисты Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Саратов, 2012
  2. Интернет ресурсы:http://connect1.webinar.ru/play/vmuskatinev@prosv.ru/2387-orksemed45ved.ucoz.ruapkpro.rucontent/blogsectionmag-dnv.rupredmety/методика-преподавания-орксэ/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...