Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сафина Наталья Владимировна

Урок по ОРКСЭ 4 класс. 

Учебник:  Беглов А.А., Саплина Е.В., Токарева Е.С.  Основы мировых религиозных культур.

Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.

Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.

Задачи:

предметные: - определить понятия «добро», «зло»;

- на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkse.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Урок по ОРКСЭ 4 класс

                                                                          Учитель МБОУ СОШ с.Петровское

                               Сафина Наталья Владимировна

                                                                 Учебник:  Беглов А.А., Саплина Е.В., Токарева Е.С.

                                             Основы мировых религиозных культур.

Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.

Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.

Задачи:

предметные: - определить понятия «добро», «зло»;

- на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние».  

метапредметные:

- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению;

- создать условия для формирования умений групповой работы.

Планируемые результаты:

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- знание и принятие жизненных ценностей.

Форма проведения: групповая.

Оборудование: карточки со словами «добро», «зло»; карточки-задания для работы в группах; таблицы для индивидуальной работы; рисунок с изображением робота; учебник.

Ход урока

I. Создание атмосферы психологического комфорта.

-Начнём наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство.

II.Актуализация знаний.

-Недавно учёные изобрели робота, его зовут Робик. Но запрограммировать его они ещё не успели.

Теперь представьте, что вы получите в подарок этого робота. Какими бы качествами вы хотели наделить Робика. Каким он должен быть?

Учитель фиксирует на доске ответы детей:

умным

добрым

смелым

весёлым и др.

-А какие поступки он должен будет совершать? (добрые, хорошие поступки)

-Поработайте, пожалуйста, в группах и составьте список добрых поступков для Робика.

(учащиеся работают в группах)

Проверка работы в группах.

-Как вы думаете, вы справились с заданием, не спрятались ли в ваших записях злые поступки?

(Просмотрев свои записи, дети дают ответ)

-Приведите примеры злых поступков из жизни. (учитель выслушивает ответы детей)

-У вас на столе два высказывания, прочтите их и попробуйте определить, о чём они?

1.Стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. Это всегда получает положительную оценку людей, приносит людям счастье и радость. (О добрых поступках, о доброте)

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Добро»)

2.Намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Это всегда получает отрицательную оценку, приносит людям горе. (о злых поступках, о зле)

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Зло»)

III.Постановка учебной задачи.

-Какова же тема нашего урока? («Добро и зло»)

-Можете ли вы ответить на вопрос: что появилось раньше «добро» или «зло»? Древние народы и религии тоже пытались найти ответ на этот вопрос.

-Какая же цель нашего урока? (узнать, как объясняют появление добра и зла мировые религии)

IV. Решение учебной задачи.

-Представьте, что мама однажды принесла домой красивую шкатулку и сказала:  «Чтобы не случилось, никогда её не открывай!» Шкатулку вы видите каждый день, так как она стоит на видном месте.

-Как бы вы поступили? Я не буду спрашивать каждого. У вас на столе лежат листочки поставьте на них «+», если открыли бы и «-«, если не открыли бы. Сложите листочки пополам, я пройду и соберу.  (Листочки не подписываются)

(Изучаем мнение детей)

-Древние греки считают, что жила женщина по имени Пандора, из любопытства она открыла ларец,  из него в мир вырвалось зло. И с тех пор зло стало жить среди людей.

Послушайте притчу о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, уважение к людям, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Что же сильнее в человеке добро или зло? (они равны по силе)

-Что же побеждает в человеке и почему? (если мы стараемся делать добрые поступки, то побеждает добро; если часто совершаем плохие поступки, то побеждает зло).

-Народы Древнего Востока тоже считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно с этим миром.

-В религиях с добром и злом связано ещё несколько понятий. Чтобы лучше в них разобраться, я предлагаю вам заполнить таблицу. Найдите у себя на столе таблицы. Заполнить первую строку нам поможет библейский рассказ о том, как Бог создал первых людей.

Работа по учебнику, страница 24 (читаем до слова «грехопадением»)

-Какова была цель Бога при создании первых людей? (человек будет управлять миром и беречь его)

-Что называется грехом в религиях? (непослушание человека Богу)

-А в повседневной жизни, что общество считает грехом? (злые поступки)

Основные понятия, связанные с добром и злом

Мнение общества

Мнение религий

грех

злые поступки

непослушание богу

-Что называется грехопадением? (первое нарушение заповеди)

-А какую заповедь нарушили первые люди, вы узнаете из статьи «Это интересно» на странице 25.

(Чтение статьи)

-Посмотрите на старинную гравюру. Почему Адам и Ева в раю не показывают лицо Богу, не смотрят ему в глаза? (потому что они его ослушались, нарушили заповедь, им стыдно)

-Были угодны Богу злые поступки людей? (нет) Поэтому сегодня эти определения греха слились в одно.

Физминутка

Все дружно трудились, наверно устали,

Быстро все сразу за партами встали.

Если я назову добрый поступок человека, хлопайте в ладоши, если злой поступок топайте ногами:

- защитил слабого;

- толкнул ногой щенка;

- проведал больного друга;

- обидел одноклассника;

- нагрубил взрослым;

- уступил старушке место в автобусе;

- помог маме помыть посуду;

- ослушался маму, играл со спичками;

- желал всем людям только добра.

-Давайте вернёмся к нашему роботу. Напомните, пожалуйста, какие качества мы использовали, чтобы его запрограммировать. (добрые, хорошие)

-Жил-жил Робик рядом с нами и однажды стал совершать плохие поступки. Как вы думаете, почему же робот начал совершать злые поступки? (однажды случился сбой в программе и он совершил плохой поступок)

-Сможет ли он теперь стать лучше или будет становиться хуже? Давайте попробуем узнать какими качествами нам надо его наделить, чтобы совершив плохой поступок, он не стал злым и опасным.

Обратимся за помощью к учебнику. (страница 25)

-Что же должен уметь Робик просить прощение или раскаиваться? (раскаиваться, так как если человек просит прощение и не признаёт своей вины, то он не сможет измениться к лучшему)

-Прочитайте притчу на странице 26 о блудном сыне. Обсудите в группах, почему отец простил сына? (сын раскаялся, признал свою вину и поэтому отец простил его)

-Рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какие краски использовал художник при написании картины? (тёмные, чёрные,  красные, золотисто-коричневые)

-О чём нам рассказывает цветовая гамма картины? (красный цвет – тревога, что отец не примет и не простит сына, золотисто-коричневый: кажется, что на сына падает свет, он блуждал во тьме (чёрные краски) и нашёл дорогу к свету, к спасению, так как воссоединился со своим отцом)

Продолжим работу с нашей таблицей. Что такое раскаяние и спасение?

Основные понятия, связанные с добром и злом

Мнение общества

Мнение религий

грех

злые поступки

непослушание богу

раскаяние

признание своей вины

изменение  внутреннего мира человека к лучшему

спасение

чувствовать себя в безопасности

восстановление связи с Богом

Послушайте басню Олеси Емельяновой, которая называется «Добро и Зло», она поможет нам заполнить следующую строку таблицы.

Счастливые, как вешние ветра,

 Шли по дороге вместе два Добра.

 Но Злу ведь тоже дома не сидится

 Настигло их и начало глумиться:

 С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,

 В лицо шипит, смеется и плюет,

 Истошно воя сквозь угар кровавый,

 Мол, нету на меня нигде управы!

 Одно Добро слезами залилось,

 Второе, кулаки сжав, поднялось –

 Оно со Злом три дня, три ночи билось,

 И с той поры зовется – Справедливость!

 Зло наказав, она обет дала,

 Что будет защищать Добро от Зла.

 Чиня Добру обиды, помнить надо,

 Что Справедливость тоже где-то рядом.

-Было ли наказано зло? (зло было наказано справедливостью)

-Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдёт во время Второго пришествия на землю Иисуса Христа. В этот момент человека ждёт суд и воздаяние за его дела, добрые или злые.

Тот, кто не стремился к спасению, совершал дурные поступки, не сможет быть с Богом.

-Что же такое воздаяние, по мнению общества и  религии?

Основные понятия, связанные с добром и злом

Мнение общества

Мнение религии

грех

злые поступки

непослушание богу

раскаяние

признание своей вины

изменение  внутреннего мира человека к лучшему

спасение

чувствовать себя в безопасности

восстановление связи с Богом

воздаяние

справедливость

награда за добрые дела и наказание за злые

-Понятия «грех», «раскаяние», «воздаяние», «спасение» присущи всем мировым религиям.

Хотите ли вы добавить ещё какие-нибудь  качества характера вашему роботу? (да, поступать справедливо, справедливость)

V.Рефлексия.

-Что мы сегодня должны были узнать на уроке? (узнать, как объясняют появление добра и зла мировые религии)

-Решили ли мы поставленную задачу? (мы узнали, как объясняют появление добра и зла древние народы и христианская религия)

-Совершенно верно, о том, как объясняется появление добра и зла в исламе, буддизме, иудаизме мы узнаем на следующем уроке.

VI.Самооценка

-Теперь попробуйте заглянуть в свой внутренний мир и честно ответить на мои вопросы.

Возьмите таблицы такого вида:

 

1

2

3

-Поставьте в первой колонке (+) -  если вы считаете, что хоть раз совершили в жизни плохой, злой поступок, (-) – никогда не совершали злых поступков, (?) – если не знаете, совершали или нет.

-Поставьте во второй колонке (+) -  если раскаиваетесь в своём поступке, (-) – не раскаиваетесь, будете поступать также.

-Поставьте в третьей колонке (+) – вам было всё понятно на уроке, (?) – было понятно, но не всё,

(-) – всё было непонятным.

-Легко ли признать человеку, что он совершил плохой, злой поступок? (тяжело признавать свою вину)

-Легко ли будет вам рассказывать о своих добрых поступках, вы выясните дома.

VII.Домашнее задание.

-Запишите все добрые дела, которые вы совершите за неделю. Можно начать писать книгу «Добрые дела моей жизни»

VIII.Итог урока

-Закончить наш урок мне хочется притчей.

Притча о том, как изменить мир

Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.

-Помните, каждый из нас создает мир, в котором мы живем, и только от нас зависит, каким он будет: злым или добрым, безобразным или красивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Методическая разработка к уроку  ОРКСЭ...

Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Формирование представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла....