Учитель года 2017
материал по орксэ (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Садовникова Ольга Викторовна

В этой папке будут представлены материалы для участия в конкурсе:

  • Эссе - я учитель;
  • Выступление на семинаре по теме: " Пропедевтика преподавания модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры";%
  • Презентация в формате PDF

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Я-учитель.

Русский философ Иван Ильин говорил, что судьба будущей России в руках русского учителя. Это справедливо и поныне. Достаточно вырастить несколько поколений в условиях духовного разложения, чтобы государство необратимо потеряло способность к возрождению и кануло в небытие. Учитель – тот, кто сопровождает ребёнка, ведет его в школу. В глубоком философском смысле – это тот человек, который помогает ученику постичь Истину.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Однако, в современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о доброте, милосердии, справедливости, сострадании.

В работе с детьми для меня приоритетным является духовно-нравственного воспитание, а не только обучение, триединство человека ( разум-душа-тело), личностный подход к ребёнку и его гармоничное развитие. Не может быть человека, в здоровом теле которого нет разума и души. Но для меня также главное - разумно-деятельная любовь к детям. Не может быть педагога без любви к ребёнку, так же как и певца без голоса, музыканта без слуха, живописца без чувства цвета. Об этом говорит великий педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям».

          Я убедилась, что  моя работа в этом направлении решает актуальную проблему приобщения детей к национальному наследию России; рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему.

Моя задача как учителя — «образовать» человека; не дать ему образование, а именно образовать. Из хаоса неупорядоченных, низменных, а порой жестоких инстинктов, из неявных, нераскрывшихся возможностей интеллекта и духа организовать личность. Было бы наивно представлять, что все дети – только ангелы. У многих из них с раннего детства, возможно, с самого рождения, искажена, замутнена, изуродована душа, утрачена детская чистота и наивность, притуплено чувство стыда. Помочь ребенку обнаружить в себе хотя бы некоторые черты Высшего Образца для подражания – цель достойная звания учителя.  

В общении с детьми педагог «растёт», образовывает себя. В отличие от родителей учитель любит ребёнка таким, каким он видит его в будущем. Поэтому любовь педагога должна быть деятельной. Мне очень хочется научить детей благоговейно относиться к духовным богатствам личности, обнаруживать в себе, взращивать, беречь и преумножать, прежде всего, именно эти богатства. Постоянное духовное обогащение ребёнка – вот истинное воспитание, возвышение человека. Отрываться от плоскостного, материального, меркантильного мира, задумываться о смысле жизни, о своем месте в обществе, о любви и дружбе, о вечных непреходящих ценностях, обнаруживать в себе силы, зовущие к высотам  Духа, Красоты, Добра – вот те идеальные цели, достижение которых во многом зависит сегодня и от меня.

Я  как учитель вижу, что согласованная педагогическая работа, которая ведётся в нашей школе, заинтересованность родителей воспитанников, педагогически грамотное участие священства способствует организации правильного духовно – нравственного развития школьников. Мы замечаем, что наши дети с большим  интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах , задают много вопросов по данной теме. Нам, учителям очень приятно и отрадно видеть заинтересованные  лица детей. Это значит, что еще не все потеряно, еще можно из них вырастить духовно богатых и нравственно воспитанных личностей, стоит лишь приложить усилия.

Один мудрый человек сказал: «Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведет к просветлению души».

От себя лишь добавлю, что не только учитель должен «зажигать духовный свет в ученике», но и все общество, которое его окружает. И только тогда мы сможем увидеть в нем то, к чему неустанно стремимся: одухотворенные лица наших  учеников и их чистые души.

Учитель МБОУ СОШ №2

г.Лермонтова

Садовникова О.В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пропедевтика преподавания модуля ОРКСЭ

«Основы православной культуры» в школе

Слайд1

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Однако, в современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о доброте, милосердии, справедливости, сострадании.

В связи с этим я считаю, что ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Слайд 2.Актуальность проблемы.

   Мы смогли по-новому подойти к духовно-нравственному воспитанию школьников благодаря разработке нового федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Именно здесь сформулированы принципы и ценности воспитания.

Слайд 3. Принципы воспитания.

Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

Слайд 4. Общечеловеческие ценности.

В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

Слайд 5. Задачи курса.

Сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Слайд 6. Система нравственного воспитания.

Ведение курса ОРКСЭ дело серьезное и ответственное как для учителя, так и для родителей. Выбору модуля и преподаванию ОРКСЭ предшествует огромная подготовительная работа, которая начинается с первых дней обучения ребенка в школе.

   Курс ОРКСЭ начинает изучаться в начальной школе только в  4 классе. Но, как показывает мой опыт – к изучению этого предмета в школе нужно готовиться задолго до 4 класса, иначе будет поздно. Уйдёт та чистота из детской души, и достучаться до отроческих сердец будет невозможно.

На самом первом собрании ещё в 1 классе я рассказываю родителям о том, какой предмет будет изучаться их детьми в 4 классе. Говорю о том, что я буду преподавать модуль – Основы православной культуры, потому что это вера моих предков, основополагающая религия народов России после Крещения Руси. Затем провожу анкетирование родителей. Выявляю их выбор. Наверное, мне повезло. Вот уже второй набор первоклассников и их родителей 100% выбирают модуль «Основы православной культуры». Мало того, сами родители просят проводить с детьми воспитательную работу, построенную на принципах православной культуры, воспитании добродетелей. В этой связи родители пишут заявление о том, что просят проводить в классе и в школе мероприятия, связанные с православными праздниками, классные часы для введения в начальный курс Основ православной культуры, знакомства детей с православной этикой.
      С первых дней пребывания ребёнка в школе мы начинаем говорить с ребятами о вере и любви к ближнему, о милосердии и благородстве, о смелых и мужественных людях, готовых отдать жизнь за других. Читаем и разбираем душеполезные книги о святых и подвижниках, древние легенды, добрые сказки, трогательные рассказы, эссе и стихи; рассматриваем картины художников и учимся видеть прекрасное, доброе и вечное; беседуем о смелости и самоотверженности; возрождаем традиции семейного и внеклассного чтения.

  Возрождение православной традиции, духовно-нравственное становление личности является сегодня общенациональным делом. Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем великое учение о становлении добродетелей формулируется в творении святых отцов, начиная с первых веков христианской эры. Это фундаментальные знания, которые имеет Церковь и о которых современный мир, светская наука не подозревают.
Мною замечено, что через своих детей к вере постепенно начинают приходить родители, воспитанные в своё время атеистическим государством. Взрослые люди, имеющие даже не одно высшее образование, садятся за парты со своими детьми, обсуждают выполнение домашних заданий, затрагивающих духовно-нравственные ценности, и начинают изучать свою веру. По крупицам, маленькими шажками, но твёрдо и уверенно. Мы все: педагоги, родители, дети укрепляемся в вере и каждый на своём месте приносит пользу Отечеству и своему народу.

  Есть ли такие родители, которые сознательно хотели бы, чтобы их ребёнок был непослушен, зол, лжив, презирал труд, не уважал старших и обижал младших? Трудно себе представить…

 Мы все хотим видеть детей добрыми, честными, послушными. Чтобы избежали вредных для здоровья и жизни зависимостей – алкоголя, наркотиков. Взрослые хотят, чтобы их дети выросли нравственными людьми.
Для исполнения этого желания родитель вооружён собственными нравственными чувствами и поведением. Но этого оказывается недостаточно. Поэтому родителям важно опереться на что-то, что больше их

опыта и разумения.
        И вот возникает огромная проблема. Как тут быть? Как стать примером для собственного ребёнка, как повести за собой учеников…

Наша школа уже много лет сотрудничает с настоятелем храма Георгия Победоносца в с.Острогорка протоиереем Александром Холодным. Вместе мы проделали огромную работу на протяжении 4 предшествующих лет и продолжаем сотрудничать. В прошлом году мы выпустили класс, который окормлялся у батюшки все 4 года. Расскажу как это было.

Слайд 7. Первое знакомство со священником.

  Первое знакомство с батюшкой у ребят произошло в октябре месяце(это был 1 класс), когда подходила к концу адаптация первоклассников к школе. Сразу после празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Детям так понравился батюшка, что они выразили желание встретиться с ним ещё раз. В свою очередь и дети сразу же полюбились батюшке. Поэтому он пригласил нас с ребятами теперь к себе в гости – в храм Георгия Победоносца на экскурсию.
Какая это замечательная экскурсия оказалась! Священник провёл нас по церковному двору, рассказал, как строится храм, показал колокольню, на которой к тому времени появился большой колокол.

Слайд 8. Знакомство с Храмом.

 Некоторые ребята были в храме впервые в жизни. Их потрясло обилие икон, свечей; они почувствовали неповторимый запах ладана, прониклись церковной обстановкой, спокойствием и тишиной. Они впервые почувствовали радость от того, что пришли в гости к самому Богу…
 На этом экскурсия не закончилась. Как радушный хозяин батюшка пригласил нас в трапезную и угостил блинчиками и компотом. Восторгу

ребят не было предела!
 С этих самых пор и завязалась тесная дружба со священником. Ребята стали ходить в храм, а за ними потянулись и их родители! Разве это не чудо?!

  В нашей школе работает замечательный человек, заведующая школьной библиотекой – Некрасова Нелли Васильевна, глубоко верующий человек. Благодаря её библиотечным урокам духовно-нравственной направленности, ребята научились ценить книгу, великое русское слово, познакомились с православными праздниками, которые отмечаются в нашем государстве. Именно она стала нашей связующей ниточкой в воспитании православного гражданина между школой и церковью. Вместе с нами она участвовала во всех наших начинаниях, учила детей добродетелям.
Поэтому следующим важным звеном стало празднование таких праздников, как Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Масленница, День Православной книги, Пасха, Дни славянской письменности и культуры. Эти православные праздники отмечаются во время учебного года. Мы обязательно знакомим детей с ними. В учебнике по Основам православной культуры встречаются только некоторые из них. Поэтому мы всячески стараемся расширять кругозор. Кроме того, у нас уже стало традицией ходить в храм в День православной книги. Батюшка знакомит ребят со священными книгами. Книгами, которые читаются на службах в храме, церковной библиотекой. А в мае месяце проводим ряд мероприятий ко Дням славянской письменности и культуры.

Слайд 9. День православной книги.

  Когда мы перешли во второй класс, то у нас возникла потребность в более глубоком сотрудничестве школы, библиотеки и церкви. Посоветовавшись с родителями класса, мы решили организовать «Воскресную школу» на базе МБОУ СОШ №2, помимо Воскресной школы при самом храме.

Слайд 10. «Воскресная школа».

 Мы учили детей основам славянской грамоты. Часто такие уроки давал сам батюшка и детям это очень нравилось. Родители отмечали, что интеллектуальный уровень детей растёт, мало того, дети становятся лучше после этих уроков. И тише, и внимательнее, и заботливее, и трудолюбивее.
Ребята стали даже более сострадательными друг к другу. Например, когда кто-то заболевал, все ребята писали письма заболевшему ребёнку, собирали гостинцы, по возможности проведывали. Даже ходили в больницу. В классе была тёплая дружественная атмосфера. Каждый человечек был нужен и важен.
         В нашем педагогическом коллективе постоянно идёт внутренняя работа духовно-нравственного содержания не только для детей, но и для самих учителей. Организуются круглые столы, семинары и встречи, епархиальные и рождественские чтения.

Слайд 11. Круглые столы.

В 2016 году школу посетил сам Владыка, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, что само по себе явилось значимым событием.

Слайд 12. Феофилакт.

        Ещё одним важным событием для класса стало посещение храма, когда к нам в город с Афона были привезены мощи Георгия Победоносца. Ребята, их родители, православные педагоги и жители города смогли с благоговением приложиться к мощам.

Слайд 13. Мощи Георгия Победоносца.

  Для того, чтобы преподавать курс ОПК, учителям нужно самим совершенствоваться и возрастать духовно. Для этого мы участвуем в междугородних семинарах и обязательно повышаем свою квалификацию.

Слайд 14.Повышение квалификации.

Стараниями батюшки Александра и при непосредственном участии архиепископа Феофилакта, мне посчастливилось пройти курсы повышения квалификации в Московской Духовной Академии и Троице Сергиевой Лавре. Промысел Божий, непередаваемые ощущения и великая благодарность всем, кто организовал и проводил эти курсы. Конечно же это эталон , на который

нужно равняться.
          В школе курс ОПК преподаётся по учебникам Андрея Кураева, которые рекомендовало нам министерство образования. На курсах мне посчастливилось увидеть своими глазами и другие прекрасные учебники и тетради, по которым я бы мечтала работать. Это учебники священника Алексея Мороза и педагога Берсеневой Тамары Александровны. Они же разработали и мультимедийные пособия.

Слайд 15. Учебная литература.

 В помощь при проведении классных часов, внеурочной деятельности и на уроках ОПК можно использовать замечательную книгу игумена Киприана Ященко «Воспитание добродетелей». Этот батюшка был нашим наставником и духовником слушателей курсов повышения квалификации в Троице Сергиевой Лавре.

И ещё книги А.В.Бородиной «Основы православной культуры» и В.Д.Ирзабекова «Тайна русского слова».

  Вся эта работа предшествовала введению в школьное расписание курса ОПК в 4 классе.
        А уже в 4 классе мы начали непосредственное знакомство с основами православия, участвовали в православных олимпиадах.

Слайд 16,17.Проведение олимпиады, призёры.

 Дали 2 открытых урока, по одному из которых был создан небольшой документальный фильм при участии сайта Благословенный Кавказ и Пятигорского телевидения.

Слайд 18.Открытый урок.

 Сделали выставку работ учащихся под названием «Торжество православия».

Слайд 19. Выставка работ.

И даже написали письма Богу. Материалы этих событий опубликованы на сайте нашей школы, а конспекты открытых уроков опубликованы в средствах массовой информации.
         

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Слайд 20.Духовность…

      Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Слайд 21. Список использованной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Учитель года -2017"

Материалы участника Конкурса "Учитель года - 2017"...

Эссе на Всероссийский конкурс муниципальный этап " Учитель года-2017"

В эссе я постаралась раскрыть  понятие учитель. Роль учителя в образовательнос процессе ....

доклад на Всероссийский конкурс " учитель года 2017" муниципальный этап тема: " Технология развития критического мышления"

Доклад на тему : " Технология развития критического мышления " с примерами работы в начальной школе...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Сочинение- ЭССЕ " Я - УЧИТЕЛЬ" к конкурсу "Учитель Года 2017"

Авторское сочинение на тему " Я -УЧИТЕЛЬ" ....

Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года - 2017"

Эссе познакомит вас с моими педагогическими принципами и убеждениями....