Урок ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тимеркаева Ирина Алексевна

Дорога добра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_doroga_dobra.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по  курсу

 «Основы религиозных культур и светской этики»  

4 класс

Тема:   ДОРОГА  ДОБРА

Цель:

Создать условия для приобщения детей  к ценностям человеческих отношений; воспитания культуры межличностных отношений.

Задачи:

  • создать условия каждому ребёнку для осознания важности добрых   взаимоотношений;
  • формировать личностные качества  у учащихся, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение различать добро и зло, развивать духовно – нравственный потенциал учащихся;
  • воспитывать любовь и уважение к родителям и другим взрослым, доброе и вежливое отношение к сверстникам.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Информационное обеспечение: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, отрывок из мультфильма «Просто так», отрывок песни «Дорогою добра», карточки настроения, карточки  с  пословицами, Заповеди Божии, солнышко из цветного картона и лучики.

Ход урока:

I этап.  Организационный

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.  

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

    Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.  Какой сегодня солнечный день! Сегодня мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и попытаемся угадать, по  какой дороге нам предстоит путешествовать.

Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» 

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

Слушают  учителя, отвечают  на  вопросы.

Смотрят мультфильм.

11. Изучение нового материала

Цель этапа (планируемый результат): правильное и осознанное усвоение  содержания изучаемого учебного материала, развитие познавательной активности учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Делает вступительное слово

     Ребята, кого вы увидели в мультфильме?

Какие они? (Подвести учащихся к ответу, что мальчик добрый).

    По какой же дороге мы отправимся путешествовать?

    Правильно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дороге добра. Слайд 1.

Диагностика настроения.

 С каким настроением мы отправляемся путешествовать? Перед вами карточки.

Обведите того человечка, у которого такое же настроение, как у вас сейчас. (Приложение 1. Карточка настроения)

 Теперь мы  смело можем отправляться в путь.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

 Пожелаю: “Доброго пути!” -

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Начинаем путешествие. Закройте глаза, и представьте, что мы плывем по морю. Шумят волны, кричат чайки… Откройте глаза. Первый пункт нашего путешествия – станция «Добра и зла».

Слайд 2.

– Как вы понимаете значение слова «доброта»?  

(Учитель обобщает ответы детей)   – Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  

- Прочитайте  слово (хором).

- Всегда ли вокруг нас добро?

– А что такое зло? 

 

                       

  Послушайте две ситуации и определите, где проявляется добро, а где зло.

1.Ребята шли с занятий домой. Лена очень устала. Саша предложил: «Давай я понесу твой портфель».

2. Дети подошли к пешеходному переходу. Там стояла бабушка с тяжёлой сумкой. Посмотрев равнодушно на старушку, дети прошли мимо.

- Как нужно поступить, чтобы проявить добро?

  Доброте нужно учиться с детства. Доброта радует людей и делает их веселыми, счастливыми,   стойкими к неудачам.

-Как вы считаете, чего больше на Земле: добра или зла?

 Если считаете, что больше добра – нужно встать. Если больше зла – сидите на месте.

  • В вашей жизни были случаи, когда вас обижали? 
  • Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? 

  • Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? 
  • Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? 
  • Теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

Вывод учителя: Слайд 3.

  В одной из древних книг сказано: "...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.  

      Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Не только слова должны быть  добрыми, но и поступки, чтобы не приходилось краснеть, ни вам, ни родителям, ни учителям.  

следующая  станция «Солнечная».                                               Слайд  4.

– В народе говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?                                                                                                                Всю планету  нашу освещает солнце.  Что нам даёт солнце?

– Ребята, давайте  создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.

       (на доске  СОЛНЦЕ                                 улыбается, на столе у учителя лучики)

–Чего не хватает у нашего солнышка?

- Давайте добавим солнечные  лучики, называя слова , которые  сочетаются со словом «доброта».

- Вот какое чудесное солнышко у нас получилось!

 Солнышко освещает нашу дорогу, его лучики помогут нам справиться с любыми трудностями в пути.

    Следующая станция – « Отдыхай – ка!»

Слайд 5.

   - Вот и пришло время нам немного отдохнуть.

Физминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили.

Вот так, вот так,

Головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

Станция «Познавайка» Слайд 6.

Люди  издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. Давайте проверим, как вы знаете пословицы. Приложение 2.

(Учащимся предлагаются карточки с пословицами, поделенными на две части. Нужно собрать пословицу.)

–  Всегда ли мы дарим добро самым близким нам людям?

- Кого вы считаете самыми дорогими людьми на свете?

Следующая  станция  «Заповедная»

Слайд 7.

Я хочу познакомить вас, ребята, с Божиими заповедями.

   Понятие «добро» с точки зрения православных  людей означает жизнь по Божиим заповедям.

Заповеди – это правила, которые люди должны соблюдать.

 Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди?  Правильно - в Библии.

(Показывается Библия). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею  Богом были даны десять правил – о  том, как нужно жить человеку. Они были написаны на каменных досках – скрижалях.                                          

Посмотрим на них. Приложение 3. Заповеди Божии.   

Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Сегодня мы с вами  познакомимся с пятой  заповедью про отношения людей друг к другу .

-  Давайте её прочитаем.

-Подумайте и скажите, как вы должны относиться к родителям, что бы исполнилось то, что   в заповеди написано.

Говорят, если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.

Спешите делать добро!

Слайд 8.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

 

Слушают, отвечают на вопросы.

Ответы: мальчика и ослика

Ответы: ослик грустный, мальчик веселый, добрый

Отвечают: по дороге добра.

Обводят «смайлика»

(Ответы детей)

(Ответы детей)

 

Зло – это всё отрицательное:  плохие качества, вредные привычки.

Ответы детей

Высказывают свое мнение.

Дети встают.

(Ответы детей)

(Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

(Ответы детей)

(теплоту, свет, заботу)

Дети называют слова и прикрепляют лучики к солнышку: любовь, ласка, внимание, терпение, понимание, нежность, отзывчивость, верность, забота

Выполняют упражнения

Дети складывают пословицы из частей. Работа в парах.

Ответы детей

Маму и папу

В Библии

(Зачитывают заповедь).

Ответы детей

111 этап. Контрольно-коррекционный

Цель этапа (планируемый результат): выполнение задания, обнаружение своих затруднений, коррекция их.

Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для  самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

станция  «Волшебная» Слайд 9.

Ребята, наше путешествие по дороге добра подошло к концу. Но не нужно огорчаться, ведь свое путешествие по жизненной дороге добра вы только начинаете.

Говорят, если очень сильно захотеть, все, что пожелаешь, сбудется. Если бы у вас была  волшебная палочка. Какое желание вы бы исполнили?

   

Ответы детей.

1V этап. Рефлексия, итог урока.

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Каково сейчас ваше настроение? Измелилось ли оно после путешествия? Отметьте того человечка¸ у которого такое же настроение как у вас в данную минуту.

Представьте  своё сердце. Сколько оно может вместить любви и добра! Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. В это время звучит куплет песни «Дорогою добра».

Слайд 10.

Спасибо, ребята, за ваш добрый труд!

Слайд 11.

Повторно обводят «смайлика»

Дети повторяют действия учителя,  по очереди прикладывают ладошки друг к другу.

Список используемой литературы

  1. http://svetoch-opk.ru/dir/prochie_sajty/1
  2. http://orthgymn.ru/opk/
  3. http://viki.rdf.ru/item/53/
  4. http://aphorism-list.com/index.php?page=poslovica&tk
  5. http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi.html

Приложение 1. Карточка настроения

Приложение 2. Карточки с пословицами

Доброе  слово  лечит,

злое  калечит

Делай другим добро -

будешь сам без беды

Жалость – со слезами,

 доброта – с мозолями

Не суди по силе рук,

суди по  силе  сердца

Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила

Не ищи красоты,

ищи доброты

Красота до вечера,

доброта на век

При солнышке тепло,

при  матери добро

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...